Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ETHNOCULTURAL TRADITIONS IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

1 1
1
The article deals with ethno-cultural traditions in the gender education of preschool children. The author reflects: object, subject, hypothesis, tasks, and scientific novelty of the research. The basic levels of formation of the qualities of gender identity in children are determined; methods and content are proposed; the problem of using folk traditions in the upbringing of children is raised.
gender education
ethno-cultural traditions
masculinity
and femininity

Введение. Проблема гендерного воспитания в современном образовании остаётся ещё недостаточно изученной. В современной педагогике особую актуальность приобретает проблема воспитания ребёнка как личности определённого пола. Процесс гендерного воспитания является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, а разделить подходы к воспитанию девочек и мальчиков необходимо уже с дошкольного возраста.

Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего потому, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей [1]. В них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость; выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.

Объект исследования: процесс этнокультурных традиций в гендерном воспитании у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия этнокультурной традиции в гендерном воспитании у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение и обоснование педагогических условий этнокультурных традиций в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: этнокультурные традиции в гендерном воспитании детей дошкольного возраста может быть результативным, если:

- определить этнокультурные ценности саха в воспитании детей качеств мужественности и женственности;

- разработать и реализовать содержание образовательной деятельности с детьми;

- постоянно отслеживать динамику развития гендерной идентичности у детей. Задачи исследования:

1. Изучить научно-теоретическую литературу по этнокультурным традициям в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

2. Разработать, модифицировать и провести диагностические методики по выявлению уровней сформированности гендерной идентичности у детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха.

3. Анализировать результаты исследования и сделать выводы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, диагностика, педагогическое наблюдение за детьми, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Новизна исследования: обоснование педагогических условий формирования гендерной идентичности у детей 5-6 лет на этнокультурных традициях народа саха.

Гендерное воспитание входит в область изучения гендерной педагогики и является частью общего образовательного процесса. Гендерная педагогика - наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [5].

Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение человека мужчиной или женщиной, которое связанно с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола [4].

Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель семейной жизни формируется у детей дошкольного возраста педагогами и родителями, так как с наибольшей вероятностью именно она ляжет в основу их будущей семейной жизни.

Следует подчеркнуть, что формирование гендерной идентичности на этнокультурных традициях играю важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия народа [2]. Этнокультурные традиции – это хранилище духовной мудрости, ума, творчества предыдущих поколений. Это те источники, из которых подпитываются дух, нравственное начало народа и каждого человека в отдельности.

Для диагностики детей на гендерную идентичность и этнокультурную идентичность мы использовали методики:

1. Беседа «Кто я?»;

2. Опросник «Назови чьи вещи»;

3. Индивидуальная беседа с детьми по выявлению их этнокультурных представлений о традициях и ценностях родного народа.

Для выявления особенностей представлений детей о себе как о представителе определенного пола мы провели методику А.И. Захарова беседу «Кто Я?». Беседа состоит из 10 вопросов.

Далее для выявления представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мужские-женские и специфики их использования мы провели методику Я.Л. Коломинского (опросник) «Назови, чьи вещи?».

Третья методика предназначена на выявление интереса детей к культуре своего народа состоит из двух индивидуальных бесед с детьми. В каждой беседе - 15 вопросов.

В диагностике нами доказан, что этнокультурные традиции играют неоценимую роль в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Дети знают этнокультурные традиции на среднем уровне, отчасти владеют знаниями о культуре народа саха, в каких-то темах бывают более активными в общении со взрослым, уверенно отвечают на вопросы по теме беседы, но иногда допускают ошибки.

Заключение. Таким образом, проведя три методики, мы можем сказать, что дети 5-6 лет понимают о своей идентичности как представителе определенного пола на среднем уровне. Также на среднем уровне представления детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мужские (женские). По нашим данным, дети о своей народной культуре знают на низком уровне. Дети слабо владеют знаниями о культуре народа саха. Поэтому в дальнейшем будем работать по данному исследованию. Развитие гендерной идентичности на основе этнокультурных традиций также играет важную роль в сохранении и передаче культурного наследия людей.