Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ISO 37001:2016 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ»

Хабирова Д.Н. 1 Вольнов А.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
Отмечено, что законодательная система РФ в области антикоррупционного регулирования нуждается в доработке в части согласования с международными правовыми актами. Приведена структура и основные требования международного стандарта ISO 37001:2016, внедрение которого подходит для рациональной системы администрирования и устраняет факторы, приводящие к коррупционному поведению. Рассмотрены основные этапы внедрения стандарта и его значимость для организации. При этом соответствие организации требованиям системы менеджмента ISO 37001:2016 не означает, что не существует или не может быть случаев коррупции, но это означает, что организация сделала разумно все возможное для предотвращения случаев коррупции. С использованием причинно-следственной диаграммы как инструмента управления качеством установлены основные факторы, которые препятствуют и затрудняют процесс внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 в организациях. Показано, что ведущая роль во внедрении системы менеджмента противодействия коррупции отводится руководству организации, которое должно контролировать внедрение системы на всех его этапах, анализировать и оценивать риски, связанные с внедрением, а также применять лучшие практики для развития и совершенствования систем менеджмента организации.
Организация
противодействие коррупции
руководство организации
система менеджмента
международный стандарт iso 37001:2016
требования
1 Полукаров, А. В. Административно-юрисдикционные средства противодействия коррупции и проблемы их реализации в социальной сфере / А.В. Полукаров // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 12 (108). – С. 979-986.
2 Антикоррупционное регулирование [Электронный ресурс]. / Правительство РФ. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/604/events/ – 04.02.2022.
3 Айрапетян, Э.С. Борьба с коррупцией в органах власти и основные направления ее предупреждения в современных условиях / Э.С. Айрапетян // Журнал «Черные дыры в российском законодательстве. – 2012. – №5. – С. 83-86.
4 Костенников, М.В. Антикоррупционные и этические стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]. / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.Ю. Ватель // Полицейская и следственная деятельность. – 2014. – № 2. – C. 52-76.
5 Камназаров, М.М. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в сфере борьбы с коррупцией (Сингапур, Южная Корея, США, Россия) [Электронный ресурс]./ М.М. Камназаров, А. Сарсенов. – Режим доступа: https://www.sud.gov.kz/rus/content/analiz-nacionalnyh-zakonodatelstv-zarubezhnyh-gosudarstv-v-sfere-borby-s-korrupciey-singapur. – 04.02.2022.
6 Международный стандарт ISO 37001:2016. Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pqm-online.com/assets/files/pubs/translations/std/iso-37001-2016.pdf. – 04.02.2022.

На сегодняшний день коррупция (взяточничество) – широко распространенное явление во всём мире. Это вызывает серьезные социальные, моральные, экономические и политические проблемы, препятствует развитию организаций и искажает конкуренцию [1, 2]. Исследуя опыт наиболее успешных европейских стран [3, 4, 5], можно отметить, что основными принципами противодействия коррупции, которыми руководствуются государства являются: прозрачность публичной службы и системность; комплексное решение возникающих задач, решение которых связано с применением уголовных и административных, социальных мер. В современной России коррупция также является острой проблемой. Она затрагивает все сферы жизни государства, начиная от управления, правоохранительных органов, здравоохранения и образования. Исходя из проанализированного зарубежного опыта антикоррупционного регулирования [5] необходимо отметить следующее:

– законодательная система РФ в области антикоррупционного регулирования нуждается в доработке в части согласования с международными правовыми актами;

– требуется ужесточение уголовного наказания за совершенные коррупционные преступления, а также разработка системы штрафов за взятки;

– требуется детальное изучение положительного зарубежного опыта других стран, а также возможность их адаптации к законодательной базе РФ;

– необходимо ввести презумпцию коррумпированности;

– требуется обучение по антикоррупционному регулированию на местах, а также подробное описание и закрепление в нормативно-правовом регулировании классификации того, что можно считать взяткой и разъяснения в части принятия подарков лицом, находящимся на службе;

– требуется обязательное внедрение стандарта по противодействию коррупции не только на государственных, но и в коммерческих предприятиях.

Перечисленные меры в перспективе позволят снизить уровень коррупции не только в центральной России, но и в регионах.

На основе принципов противодействию коррупции международная организация по стандартизации разработала стандарт ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению» [6]. Область распространения стандарта: взятки в государственных, частных и некоммерческих сегментах; взятки, вымогаемые организациями; взятки, вымогаемые сотрудниками организации, действующими от имени организации или в ее пользу; взятки, вымогаемые деловыми партнерами организации, действующими от имени организации или в её пользу; подкуп организации; подкуп сотрудников организации, связанный с деятельностью организации и др. Стандарт ISO 37001:2016 применим только к коррупции, он устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента качества, разработанной в помощь для организации с целью предупреждения и выявления, а также принятия мер, связанных с фактами получения взяток в любой форме (не только в денежной). Согласно положениям стандарта, взятками считаются не только денежные вознаграждение или нематериальные блага, полученные в результате сговора. Взятками также считаются малейшие подарки или представительские расходы и пожертвования, рассматриваемые в стандарте как выгоды (рисунок 1).

Рисунок 1 – Выгоды согласно стандарту ISO 37001:2016

Этапы внедрения стандарта ISO 37001:2016 практически не отличаются от стандартных этапов внедрения СМК согласно ISO 9001:2015 (рисунок 2). Стоит отметить, что внедрение системы менеджмента противодействия коррупции (СМПК), будет проходить гораздо легче, если на предприятии уже внедрена система менеджмента качества. Систему менеджмента по стандарту ISO 37001:2016 можно также сертифицировать, т.е. получить сертификат соответствия. Однако даже соответствие организации требованиям системы менеджмента ISO 37001:2016 не означает, что не существует или не может быть случаев коррупции, но это означает, что организация сделала разумно (пропорционально размеру и рискам организации) всё возможное для предотвращения случаев коррупции.

Рисунок 2 – Этапы внедрения стандарта ISO 37001:2016

Преимущества от внедрения и сертификации СМПК: повышение уровня прозрачности процессов организации, связанных с эффективностью политики и процессов борьбы со взяточничеством; демонстрация компанией соблюдения соответствующего законодательства; сотрудничество с заинтересованными сторонами для контроля и управления рисками во всей организации и у поставщиков организации; гарантия того, что поставщики, субподрядчики и агенты применяют лучшие практики по борьбе с коррупцией. При этом область применения ISO 37001:2016 касается не только создания и внедрения, но поддержания, проверки, а также улучшения системы управления противодействием коррупции. В настоящее время сертификация по ISO 37001:2016 в РФ мало востребована. Внедрение этого стандарта и получение сертификата не только даёт возможность работать с зарубежными организациями, но и выведет восприятие российских учреждений на новый уровень доверия. При этом внедрять стандарт ISO 37001:2016 в организациях нужно, если есть готовность заниматься её развитием и совершенствованием. Низкая востребованность к внедрению данного стандарта в РФ обуславливается множеством факторов, оказывающих влияние на данный процесс (рисунок 3).

Рисунок 3 – Анализ факторов, влияющих на внедрение СМПК

В первую очередь следует понимать, что СМПК это инструмент, который может поддержать организацию, но он будет эффективен только при реальном участии высшего руководства. При этом необходимо изменить мышление и культуру коррупции во всей организации. Успех системы управления борьбой со взяточничеством также связан с уровнем коррупции в стране. От заинтересованности руководства во внедрении СМПК зависят сразу несколько факторов: степень внедрения, мотивация персонала, методика внедрения, оценка результативности внедрения системы менеджмента организации и др. Руководство должно контролировать внедрение СМПК на всех его этапах, анализировать и оценивать риски, связанные с внедрением, а также применять использование лучших практик, применяемых для развития и совершенствования системы менеджмента организации. Также руководство должно правильно организовать группу по внедрению системы менеджмента, учитывая их опыт работы, личные качества, ответственность и квалификацию. При этом должна быть создана эффективная система мотивации и обучения персонала организации. В результате этого, внутренняя среда организации, а именно психологическая атмосфера в коллективе, будет благоприятной.

Таким образом, проанализировав зарубежный опыт СМПК, состояние национального законодательства и основные положения ISO 37001:2016, можно отметить следующее: внедрение требований стандарта ISO 37001:2016 следует рассматривать как способ улучшения, а не замены существующих антикоррупционных программ организации. Для частного бизнеса и некоммерческих организаций Закон № 273-ФЗ носит рекомендательный характер, если это не касается взаимодействия с государственными организациями. Поэтому для подтверждения следования стратегии честных деловых отношений с партнерами и работниками организации, а также ради принятия мер по противодействию коррупции, организация может внедрить СМПК в соответствии с ISO 37001:2016.


Библиографическая ссылка

Хабирова Д.Н., Вольнов А.С. АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ISO 37001:2016 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ» // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20937 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674