Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF REQUIREMENTS ISO 37001:2016 «ANTI-CORRUPTION MANAGEMENT SYSTEMS. REQUIREMENTS AND APPLICATION GUIDE»

1 Volnov A.S. 1
1 FGBOU VO "Orenburg State University"
It is noted that the legislative system of the Russian Federation in the field of anti-corruption regulation needs to be improved in terms of harmonization with international legal acts. The structure and main requirements of the international standard ISO 37001:2016 are given, the implementation of which is suitable for a rational administration system and eliminates factors that lead to corrupt behavior. The main stages of the implementation of the standard and its significance for the organization are considered. At the same time, the compliance of the organization with the requirements of the ISO 37001:2016 management system does not mean that there is or cannot be cases of corruption, but it means that the organization has done everything reasonably possible to prevent cases of corruption. Using the cause-and-effect diagram as a quality management tool, the main factors that impede and complicate the process of implementing the international standard ISO 37001:2016 in organizations are established. It is shown that the leading role in the implementation of the anti-corruption management system is given to the management of the organization, which must control the implementation of the system at all its stages, analyze and assess the risks associated with the implementation, and apply best practices for the development and improvement of the organization's management systems.
Organization
anti-corruption
organization management
management system
international standard iso 37001:2016
requirements

На сегодняшний день коррупция (взяточничество) – широко распространенное явление во всём мире. Это вызывает серьезные социальные, моральные, экономические и политические проблемы, препятствует развитию организаций и искажает конкуренцию [1, 2]. Исследуя опыт наиболее успешных европейских стран [3, 4, 5], можно отметить, что основными принципами противодействия коррупции, которыми руководствуются государства являются: прозрачность публичной службы и системность; комплексное решение возникающих задач, решение которых связано с применением уголовных и административных, социальных мер. В современной России коррупция также является острой проблемой. Она затрагивает все сферы жизни государства, начиная от управления, правоохранительных органов, здравоохранения и образования. Исходя из проанализированного зарубежного опыта антикоррупционного регулирования [5] необходимо отметить следующее:

– законодательная система РФ в области антикоррупционного регулирования нуждается в доработке в части согласования с международными правовыми актами;

– требуется ужесточение уголовного наказания за совершенные коррупционные преступления, а также разработка системы штрафов за взятки;

– требуется детальное изучение положительного зарубежного опыта других стран, а также возможность их адаптации к законодательной базе РФ;

– необходимо ввести презумпцию коррумпированности;

– требуется обучение по антикоррупционному регулированию на местах, а также подробное описание и закрепление в нормативно-правовом регулировании классификации того, что можно считать взяткой и разъяснения в части принятия подарков лицом, находящимся на службе;

– требуется обязательное внедрение стандарта по противодействию коррупции не только на государственных, но и в коммерческих предприятиях.

Перечисленные меры в перспективе позволят снизить уровень коррупции не только в центральной России, но и в регионах.

На основе принципов противодействию коррупции международная организация по стандартизации разработала стандарт ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению» [6]. Область распространения стандарта: взятки в государственных, частных и некоммерческих сегментах; взятки, вымогаемые организациями; взятки, вымогаемые сотрудниками организации, действующими от имени организации или в ее пользу; взятки, вымогаемые деловыми партнерами организации, действующими от имени организации или в её пользу; подкуп организации; подкуп сотрудников организации, связанный с деятельностью организации и др. Стандарт ISO 37001:2016 применим только к коррупции, он устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента качества, разработанной в помощь для организации с целью предупреждения и выявления, а также принятия мер, связанных с фактами получения взяток в любой форме (не только в денежной). Согласно положениям стандарта, взятками считаются не только денежные вознаграждение или нематериальные блага, полученные в результате сговора. Взятками также считаются малейшие подарки или представительские расходы и пожертвования, рассматриваемые в стандарте как выгоды (рисунок 1).

Рисунок 1 – Выгоды согласно стандарту ISO 37001:2016

Этапы внедрения стандарта ISO 37001:2016 практически не отличаются от стандартных этапов внедрения СМК согласно ISO 9001:2015 (рисунок 2). Стоит отметить, что внедрение системы менеджмента противодействия коррупции (СМПК), будет проходить гораздо легче, если на предприятии уже внедрена система менеджмента качества. Систему менеджмента по стандарту ISO 37001:2016 можно также сертифицировать, т.е. получить сертификат соответствия. Однако даже соответствие организации требованиям системы менеджмента ISO 37001:2016 не означает, что не существует или не может быть случаев коррупции, но это означает, что организация сделала разумно (пропорционально размеру и рискам организации) всё возможное для предотвращения случаев коррупции.

Рисунок 2 – Этапы внедрения стандарта ISO 37001:2016

Преимущества от внедрения и сертификации СМПК: повышение уровня прозрачности процессов организации, связанных с эффективностью политики и процессов борьбы со взяточничеством; демонстрация компанией соблюдения соответствующего законодательства; сотрудничество с заинтересованными сторонами для контроля и управления рисками во всей организации и у поставщиков организации; гарантия того, что поставщики, субподрядчики и агенты применяют лучшие практики по борьбе с коррупцией. При этом область применения ISO 37001:2016 касается не только создания и внедрения, но поддержания, проверки, а также улучшения системы управления противодействием коррупции. В настоящее время сертификация по ISO 37001:2016 в РФ мало востребована. Внедрение этого стандарта и получение сертификата не только даёт возможность работать с зарубежными организациями, но и выведет восприятие российских учреждений на новый уровень доверия. При этом внедрять стандарт ISO 37001:2016 в организациях нужно, если есть готовность заниматься её развитием и совершенствованием. Низкая востребованность к внедрению данного стандарта в РФ обуславливается множеством факторов, оказывающих влияние на данный процесс (рисунок 3).

Рисунок 3 – Анализ факторов, влияющих на внедрение СМПК

В первую очередь следует понимать, что СМПК это инструмент, который может поддержать организацию, но он будет эффективен только при реальном участии высшего руководства. При этом необходимо изменить мышление и культуру коррупции во всей организации. Успех системы управления борьбой со взяточничеством также связан с уровнем коррупции в стране. От заинтересованности руководства во внедрении СМПК зависят сразу несколько факторов: степень внедрения, мотивация персонала, методика внедрения, оценка результативности внедрения системы менеджмента организации и др. Руководство должно контролировать внедрение СМПК на всех его этапах, анализировать и оценивать риски, связанные с внедрением, а также применять использование лучших практик, применяемых для развития и совершенствования системы менеджмента организации. Также руководство должно правильно организовать группу по внедрению системы менеджмента, учитывая их опыт работы, личные качества, ответственность и квалификацию. При этом должна быть создана эффективная система мотивации и обучения персонала организации. В результате этого, внутренняя среда организации, а именно психологическая атмосфера в коллективе, будет благоприятной.

Таким образом, проанализировав зарубежный опыт СМПК, состояние национального законодательства и основные положения ISO 37001:2016, можно отметить следующее: внедрение требований стандарта ISO 37001:2016 следует рассматривать как способ улучшения, а не замены существующих антикоррупционных программ организации. Для частного бизнеса и некоммерческих организаций Закон № 273-ФЗ носит рекомендательный характер, если это не касается взаимодействия с государственными организациями. Поэтому для подтверждения следования стратегии честных деловых отношений с партнерами и работниками организации, а также ради принятия мер по противодействию коррупции, организация может внедрить СМПК в соответствии с ISO 37001:2016.