Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕДДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Артемова А.С. 1 Малышев Р.А. 1
1 САФУ
Ежегодно обостряющаяся проблема девиантного поведения учащихся, вызывает беспокойство среди социальных педагогов общеобразовательных школ. Дети являются самым уязвимым незащищенным контингентом нашего общества и, несомненно, им требуется помощь взрослых. Поэтому вопрос о предупреждении проявления признаков девиантного поведения младшего школьника является актуальным. В данной статье рассматривается актуальность проблемы проявления преддивиантного поведения младших школьников, характеризуются методы и подходы к профилактической работе с детьми. Также рассматривается девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Эта тема актуальна, так как, несмотря на то, что девиантное поведение всесторонне рассматривается учеными, психолого-педагогические возможности данной проблемы не конкретизированы.
преддевиантное поведение
младший школьник
социальная педагогика
профилактика преддевиантного поведения
диагностика
1 Агеева Л. Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины / Л. Г. Агеева; под общ. ред. проф. Ю. А. Клейберга. - Ульяновск: УлГТУ, 2010 - 180 с.
2 Азарова Л. А. Психология девиантного поведения: учеб. метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3 Ахметзянова Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие. - Казань, 2012. –91 с.
4 Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход / Б. С. Братусь; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Факультет психологии. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: Никея, 2019. - 907 с
5 Буторина А.Н. Особенности проявления отклоняющегося поведения в младшем школьном возрасте / А.Н. Буторина / Герценовские чтения. Начальное образование Архангельск: ООО «ВВМ», 2015 - С. 78-81

Проблема развития у детей поведения, не соответствующего принятым социальным нормам, является крайне актуальной для современного общества. Такое поведение в психолого-педагогических науках трактуется как девиантное. В контексте детского возраста, проблема, в значительной степени, обусловлена неоднозначностью социальных норм, искажением, и даже отрицанием, культурных и духовных ценностей, неограниченным влиянием средств массовой информации (СМИ) и доступностью интернета, экономическим кризисом и другими факторами. При этом отмечается тенденция «омоложения» девиантного поведения, когда случаи пагубных зависимостей и социальных нарушений встречаются среди детей младшего школьного, а иногда и дошкольного возрастов.

Анализ научно-методической литературы показал, что в научных источниках нет термина «преддевиантное поведения». Однако мы считаем целесообразным, когда речь идет о младшем школьном возрасте, говорить не о факте девиантного поведения, а лишь о предпосылках к его возникновению, наличие которых у ребенка и рассматривается нами как преддевиантное поведение.

В процессе исследования, мы изучили работы нескольких авторов. Они раскрывают причины преддевиантного поведения у детей младшего школьного возраста, особенности его проявления, средства и методы диагностики, способы профилактики. В основе преддевиантного поведения лежит детская агрессия и заниженная самооценка. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте определяется, началом обучения в школе. В этом возрасте дети могут часто болеть респираторными заболеваниями, иметь повышенный уровень тревожности, отличаться проявлениями агрессии и непослушания.

В качестве главных характерных признаков социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте исследователи выделяют:

- появление опосредованного поведения и развитие логики мышления на фоне сохранения детской легкомысленности;

- увеличение круга «значимых» лиц;

- осваивание учебной деятельности.

Резюмируем, что рассмотренные особенности ситуации развития в младшем школьном возрасте и умение ребенка адаптироваться к данной ситуации являются основой и главным фактором, определяющим дальнейшее развитие его поведения. Таким образом, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. Однако нельзя забывать, что учебная деятельность не является единственной на данном возрастном этапе, а тесно связана с игровой и трудовой.

Существенные изменения в младшем школьном возрасте происходят в познавательной сфере и в области мышления. Познавательная активность младшего школьника очень высокая. Дети очень эмоциональны. Это проявляется, в том, что их умственная деятельность обычно окрашена эмоциями. А также младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости. С годами способность регулировать свои чувства развивается все больше и больше.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу, это называется - конформное поведение. На ранних возрастных этапах личностного развития проявляется преддевиантное поведение, оно характеризуется:

- спонтанностью;

- кратковременностью;

- легкой угасаемостью;

- защитной компенсаторностью в форме деструктивного, имитационного поведения. Среди особенностей преддевиантного поведения детей младшего школьного возраста особое место занимают эмоциональные проявления отклонений.

Первый тип проявлений преддевиантного поведения связан с ситуационно-личностными реакциями младших школьников.

Второй тип связан с ситуационно-личностными реакциями младших школьников в когнитивной сфере. Обобщая ранее сказанное, мы можем утверждать, в контексте младшего школьного возраста следует говорить о «преддевиантном поведении».

Для детей младшего школьного возраста, как мы выяснили на основании изучения их психолого-педагогических особенностей, сферами изучения риска развития преддевиантного поведения могут выступать: проблемы в семье и школьном коллективе; уровень самооценки; склонность к агрессии.

В процессе изучения проявлений преддевиантного поведения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

Одним из основных педагогических методов в педагогике является наблюдение. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог может воздействовать на сознание, чувства и поведение обучающегося, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность.

Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Основной функцией наблюдения является прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого. Наблюдение позволяет педагогу замечать не только внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения у обучающегося, а также помогает описывать взаимодействие наблюдаемого с окружающими его людьми. Важно проводить наблюдение в естественных условиях, то есть в общении, на уроке. До начала наблюдения стоит составить план и выявить основные черты, на которые стоит обратить внимание.

Педагогическое наблюдение поменяется в следующих случаях:

- для уточнения гипотезы и методики исследования;

- дать педагогическую оценку фактам, полученных с помощью других методов;

- собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

Виды наблюдения классифицируются по различным признакам:

1) по объему

- широкое: фиксируется все особенности поведения, доступные для максимального наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом;

- узкоспециальное: направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;

2) по способу выявления сведений:

- непосредственные (прямые): наблюдатель фиксирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения;

- опосредованные (косвенные): непосредственно наблюдается не сам результат или процесс, а его результат;

3) по типу связи наблюдателя и наблюдаемого:

- включенные: наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует;

- не включённое: позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны.

У метода педагогического наблюдения есть как положительные, так и свои отрицательные стороны. К важным плюсам метода наблюдения можно отнести изучение обучающегося в его естественной среде, а также данный метод позволяет педагогу наблюдать за явлениями в момент их проявления и развития.

К недостаткам следует отнести:

- наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса;

- нельзя установить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся.

- невозможность повторения наблюдения.

- не позволяет охватить большое количество лиц.

Еще одним педагогическим методом выявления преддевиантного поведения является беседа. Она позволяет педагогу узнать мнение обучающихся про различные ситуации. Единственный минус заключается в том, что с помощью этого метода можно получить ограниченное количество информации, ведь не каждый ученик захочет рассказать педагогу о своих проступках и объяснить свои мотивы.

Для массового изучения тех или иных вопросов существует такой педагогический метод, как анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Анкетирование должно быть связано с острыми проблемами, которые возникают у учеников в учебном процессе. С помощью анкет у обучающихся собирается основная информация, но нередко ученики несерьезно относятся к анкете, что приводит к неполноте информации. К слабой стороне анкетирования можно отнести отсутствие живого контакта педагога с учениками, что не всегда обеспечивает достаточно полные и откровенные результаты. Анкетирование позволяет выявить познавательные интересы, внеучебные интересы, перспективы и другие аспекты.

Для изучения проявлений у обучающихся младшего школьного возраста преддевиантного поведения существуют различные методики. К наиболее широко применяемым относятся:

- Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;

- Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;

- Диагностика потребностей новых ощущений М. Цукерман;

Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин, направлен на выявление склонности к зависимому поведению. Данный тест-опросник анонимный и состоит из 30 утверждений, с помощью которых можно получить достаточно объективную картину степени риска вовлечения ребенка в аддиктивные процессы.

Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич, направлен на выявление склонности к одному из четырех видов зависимого поведения: склонность к наркозависимости, алкогольной зависимости, склонность к спортивному и музыкальному фанатизму, склонность к зависимости от компьютерных игр. Тест состоит из 116 утверждений, ученику надо выразить согласие, пользуясь шкалой ответов от одного до пяти. Данный тест помогает педагогу определить, какие зависимости преобладают у ребенка и в дальнейшем придумать воспитательные мероприятия для преодоления этих зависимостей.

Диагностика потребностей новых ощущений М. Цукерман, показывает степень выраженности склонности к поиску новых ощущений у каждого отдельного человека. Согласно этой концепции, поиск ощущений является устойчивой личностной характеристикой. Человек стремится поддерживать оптимальный уровень внешней стимуляции за счет увеличения или снижения ее интенсивности.

Существуют и другие методики изучения склонности к преддевиантному поведению у детей младшего школьного возраста. В целях систематизации изученного материала мы составили таблицу 1, где представлены методики диагностики в зависимости от изучаемой сферы.

Таблица 1 – Методики изучения проявлений преддевиантного поведения ребенка младшего школьного возраста

Сфера изучения

Методика и ее цель

Авторы

Семейные отношения

Рисунок семьи. Выявление особенностей внутрисемейных отношений в субъективном восприятии ребенка.

В. Хьюлс, 1951; Р. Бернс и С. Кауфман, 1972

Личностные особенности

Несуществующее животное. Выявление различных личностных особенностей.

М. Друкаревич, 1990

Уровень тревожности

Шкала Дж. Тейлора. Определение уровня тревожности, опасения, страха.

Д. Тейлор, 1953. Адаптация: Т.А. Немчин, 1966); В.Г. Норакидзе, 1984.

Уровень самооценки

Лесенка. Определение особенностей самооценки ребёнка как общего отношения к себе и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

В. Г. Щур, 1970-80-е годы

Особенности темперамента

Тест Айзенка. Диагностика индивидуально-психологических свойств личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

Г.Ю. Айзенк, 1947

Социально-педагогическая запущенность

МЭДОС. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей.

Р. В. Овчарова, 2014

Дезадаптация

Карта наблюдений Д. Стотта. Диагностика школьной дезадаптации.

Д. Стотт, 2019

Проявления девиантного поведения

Методика наблюдений за проявлениями девиантного поведения младшего школьника.

О. Г. Проскуровская

Современная педагогика использует множество методов и методик диагностирования для теоретического и практического исследования проблем девиантного поведения. Каждый из приведенных методов выполняет свои функции, помогая изучить поведение обучающих и выявить их мотивы. Приведенные в данной работе средства и методы помогают педагогу узнать, какие проявления преддевиантного поведения у детей актуальны в данный момент, а также подобрать средства их коррекции.

Обобщая представленный данный материал, сформулируем основные выводы. Средствами изучения проявлений преддевиантного поведения является собственноручно-составленная педагогом психолого-педагогическая характеристика ребенка и диагностическое тестирование различных его особенностей. Наиболее широко применяемыми методами являются педагогическое наблюдения, беседа и анкетирование. Диагностика выполняется с помощью специализированных психолого-педагогических методик.


Библиографическая ссылка

Артемова А.С., Малышев Р.А. ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕДДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20831 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674