Проблема развития у детей поведения, не соответствующего принятым социальным нормам, является крайне актуальной для современного общества. Такое поведение в психолого-педагогических науках трактуется как девиантное. В контексте детского возраста, проблема, в значительной степени, обусловлена неоднозначностью социальных норм, искажением, и даже отрицанием, культурных и духовных ценностей, неограниченным влиянием средств массовой информации (СМИ) и доступностью интернета, экономическим кризисом и другими факторами. При этом отмечается тенденция «омоложения» девиантного поведения, когда случаи пагубных зависимостей и социальных нарушений встречаются среди детей младшего школьного, а иногда и дошкольного возрастов.
Анализ научно-методической литературы показал, что в научных источниках нет термина «преддевиантное поведения». Однако мы считаем целесообразным, когда речь идет о младшем школьном возрасте, говорить не о факте девиантного поведения, а лишь о предпосылках к его возникновению, наличие которых у ребенка и рассматривается нами как преддевиантное поведение.
В процессе исследования, мы изучили работы нескольких авторов. Они раскрывают причины преддевиантного поведения у детей младшего школьного возраста, особенности его проявления, средства и методы диагностики, способы профилактики. В основе преддевиантного поведения лежит детская агрессия и заниженная самооценка. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте определяется, началом обучения в школе. В этом возрасте дети могут часто болеть респираторными заболеваниями, иметь повышенный уровень тревожности, отличаться проявлениями агрессии и непослушания.
В качестве главных характерных признаков социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте исследователи выделяют:
- появление опосредованного поведения и развитие логики мышления на фоне сохранения детской легкомысленности;
- увеличение круга «значимых» лиц;
- осваивание учебной деятельности.
Резюмируем, что рассмотренные особенности ситуации развития в младшем школьном возрасте и умение ребенка адаптироваться к данной ситуации являются основой и главным фактором, определяющим дальнейшее развитие его поведения. Таким образом, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. Однако нельзя забывать, что учебная деятельность не является единственной на данном возрастном этапе, а тесно связана с игровой и трудовой.
Существенные изменения в младшем школьном возрасте происходят в познавательной сфере и в области мышления. Познавательная активность младшего школьника очень высокая. Дети очень эмоциональны. Это проявляется, в том, что их умственная деятельность обычно окрашена эмоциями. А также младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства. Эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости. С годами способность регулировать свои чувства развивается все больше и больше.
В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу, это называется - конформное поведение. На ранних возрастных этапах личностного развития проявляется преддевиантное поведение, оно характеризуется:
- спонтанностью;
- кратковременностью;
- легкой угасаемостью;
- защитной компенсаторностью в форме деструктивного, имитационного поведения. Среди особенностей преддевиантного поведения детей младшего школьного возраста особое место занимают эмоциональные проявления отклонений.
Первый тип проявлений преддевиантного поведения связан с ситуационно-личностными реакциями младших школьников.
Второй тип связан с ситуационно-личностными реакциями младших школьников в когнитивной сфере. Обобщая ранее сказанное, мы можем утверждать, в контексте младшего школьного возраста следует говорить о «преддевиантном поведении».
Для детей младшего школьного возраста, как мы выяснили на основании изучения их психолого-педагогических особенностей, сферами изучения риска развития преддевиантного поведения могут выступать: проблемы в семье и школьном коллективе; уровень самооценки; склонность к агрессии.
В процессе изучения проявлений преддевиантного поведения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.
Одним из основных педагогических методов в педагогике является наблюдение. При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы. Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог может воздействовать на сознание, чувства и поведение обучающегося, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность.
Наблюдение - целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Основной функцией наблюдения является прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого. Наблюдение позволяет педагогу замечать не только внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения у обучающегося, а также помогает описывать взаимодействие наблюдаемого с окружающими его людьми. Важно проводить наблюдение в естественных условиях, то есть в общении, на уроке. До начала наблюдения стоит составить план и выявить основные черты, на которые стоит обратить внимание.
Педагогическое наблюдение поменяется в следующих случаях:
- для уточнения гипотезы и методики исследования;
- дать педагогическую оценку фактам, полученных с помощью других методов;
- собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
Виды наблюдения классифицируются по различным признакам:
1) по объему
- широкое: фиксируется все особенности поведения, доступные для максимального наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом;
- узкоспециальное: направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;
2) по способу выявления сведений:
- непосредственные (прямые): наблюдатель фиксирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения;
- опосредованные (косвенные): непосредственно наблюдается не сам результат или процесс, а его результат;
3) по типу связи наблюдателя и наблюдаемого:
- включенные: наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует;
- не включённое: позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны.
У метода педагогического наблюдения есть как положительные, так и свои отрицательные стороны. К важным плюсам метода наблюдения можно отнести изучение обучающегося в его естественной среде, а также данный метод позволяет педагогу наблюдать за явлениями в момент их проявления и развития.
К недостаткам следует отнести:
- наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса;
- нельзя установить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся.
- невозможность повторения наблюдения.
- не позволяет охватить большое количество лиц.
Еще одним педагогическим методом выявления преддевиантного поведения является беседа. Она позволяет педагогу узнать мнение обучающихся про различные ситуации. Единственный минус заключается в том, что с помощью этого метода можно получить ограниченное количество информации, ведь не каждый ученик захочет рассказать педагогу о своих проступках и объяснить свои мотивы.
Для массового изучения тех или иных вопросов существует такой педагогический метод, как анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Анкетирование должно быть связано с острыми проблемами, которые возникают у учеников в учебном процессе. С помощью анкет у обучающихся собирается основная информация, но нередко ученики несерьезно относятся к анкете, что приводит к неполноте информации. К слабой стороне анкетирования можно отнести отсутствие живого контакта педагога с учениками, что не всегда обеспечивает достаточно полные и откровенные результаты. Анкетирование позволяет выявить познавательные интересы, внеучебные интересы, перспективы и другие аспекты.
Для изучения проявлений у обучающихся младшего школьного возраста преддевиантного поведения существуют различные методики. К наиболее широко применяемым относятся:
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;
- Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
- Диагностика потребностей новых ощущений М. Цукерман;
Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин, направлен на выявление склонности к зависимому поведению. Данный тест-опросник анонимный и состоит из 30 утверждений, с помощью которых можно получить достаточно объективную картину степени риска вовлечения ребенка в аддиктивные процессы.
Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич, направлен на выявление склонности к одному из четырех видов зависимого поведения: склонность к наркозависимости, алкогольной зависимости, склонность к спортивному и музыкальному фанатизму, склонность к зависимости от компьютерных игр. Тест состоит из 116 утверждений, ученику надо выразить согласие, пользуясь шкалой ответов от одного до пяти. Данный тест помогает педагогу определить, какие зависимости преобладают у ребенка и в дальнейшем придумать воспитательные мероприятия для преодоления этих зависимостей.
Диагностика потребностей новых ощущений М. Цукерман, показывает степень выраженности склонности к поиску новых ощущений у каждого отдельного человека. Согласно этой концепции, поиск ощущений является устойчивой личностной характеристикой. Человек стремится поддерживать оптимальный уровень внешней стимуляции за счет увеличения или снижения ее интенсивности.
Существуют и другие методики изучения склонности к преддевиантному поведению у детей младшего школьного возраста. В целях систематизации изученного материала мы составили таблицу 1, где представлены методики диагностики в зависимости от изучаемой сферы.
Таблица 1 – Методики изучения проявлений преддевиантного поведения ребенка младшего школьного возраста
Сфера изучения |
Методика и ее цель |
Авторы |
Семейные отношения |
Рисунок семьи. Выявление особенностей внутрисемейных отношений в субъективном восприятии ребенка. |
В. Хьюлс, 1951; Р. Бернс и С. Кауфман, 1972 |
Личностные особенности |
Несуществующее животное. Выявление различных личностных особенностей. |
М. Друкаревич, 1990 |
Уровень тревожности |
Шкала Дж. Тейлора. Определение уровня тревожности, опасения, страха. |
Д. Тейлор, 1953. Адаптация: Т.А. Немчин, 1966); В.Г. Норакидзе, 1984. |
Уровень самооценки |
Лесенка. Определение особенностей самооценки ребёнка как общего отношения к себе и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. |
В. Г. Щур, 1970-80-е годы |
Особенности темперамента |
Тест Айзенка. Диагностика индивидуально-психологических свойств личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма. |
Г.Ю. Айзенк, 1947 |
Социально-педагогическая запущенность |
МЭДОС. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей. |
Р. В. Овчарова, 2014 |
Дезадаптация |
Карта наблюдений Д. Стотта. Диагностика школьной дезадаптации. |
Д. Стотт, 2019 |
Проявления девиантного поведения |
Методика наблюдений за проявлениями девиантного поведения младшего школьника. |
О. Г. Проскуровская |
Современная педагогика использует множество методов и методик диагностирования для теоретического и практического исследования проблем девиантного поведения. Каждый из приведенных методов выполняет свои функции, помогая изучить поведение обучающих и выявить их мотивы. Приведенные в данной работе средства и методы помогают педагогу узнать, какие проявления преддевиантного поведения у детей актуальны в данный момент, а также подобрать средства их коррекции.
Обобщая представленный данный материал, сформулируем основные выводы. Средствами изучения проявлений преддевиантного поведения является собственноручно-составленная педагогом психолого-педагогическая характеристика ребенка и диагностическое тестирование различных его особенностей. Наиболее широко применяемыми методами являются педагогическое наблюдения, беседа и анкетирование. Диагностика выполняется с помощью специализированных психолого-педагогических методик.