Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТАФОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ 20-21 ВЕКОВ

Горулько Э.О. 1 Плешкова И.И. 1
1 ДИТИ НИЯУ МИФИ
Данная статья посвящена исследованию свойств метафоры в контексте публицистического стиля. В содержании работы определены основные сферы применения метафоры, а также выделены группы метафор в соответствии с темой сравнения, которые используются в публицистическом стиле. Предметом данной работы служат публицистические тексты, в которых рассмотрена метафора в современных СМИ, а так же сделаны выводы о значении метафоры в современным мире для печатных изданий.
метафора
публицистика
сми
средства речевой выразительности
1. Аристотель. Поэтика. Риторика. М.: Азбука-классика, 2017. 352 с.
2. Дж. Лакофф, М. Джонсон МЕТАФОРЫ, КОТОРЫМИ МЫ ЖИВЕМ 2-e издание. М.: Едиториал УРСС, 2017. 256 с.
3. Баранов А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. 2017. №5. С. 70-71.
4. "Неживая природа" в идиостиле А.И. Солженицына (на материале публицистических произведений)// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. №4. С. 67-81.
5. Максим Талавринов. Улётное предложение: авиабилеты по России подорожали на 15-120%. //Известия. 2021. №58. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/newspaper/no58-2-aprelia-2021-goda (дата обращения: 05.04.2021).

Цель исследования: проанализировать вопросы сфер применения метафоры, проанализировать использование метафоры в современном мире и исходя из полученных знаний сформулировать заключение.

Материал и методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по лингвистике; метод сплошной выборки.

Результаты исследования и их обсуждение: результатом данной работы является изучение термина «метафора», определение основных сфер применения метафоры и анализ ее роли в современной публицистике.

Введение. Что такое метафора? Точного определения данному термину нет, один из лингвистических словарей дает следующее понятия: «Метафора – это оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства».

Термин «метафора» не новый, впервые его стал употреблять Аристотель, и в своем труде «Поэтика» дал ему следующее определение: «Метафора – перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии» [1].Таким образом, рассматриваемое понятие берущее начало еще со времен античности сохранило свое значение и в современном мире. Данное универсальное средство конструирования языка на протяжении многих веков волнует и интересует многих ученых-лингвистов, таких как С. Р. Левин, Н. Д. Артюнова, А. П. Чудинов, А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова и других.

Обычно, когда мы слышим термин «метафора», то представляем его неразрывную связь с художественной литературой, в которой он используется для создания невероятных художественных образов, описаний пейзажа и любой другой ситуации. Однако это не единственная сфера применения данного оборота речи, согласно труду Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» метафора органически присуща языку, она является неотъемлемой частью человеческого мышления, с помощью которой в речи, а следом и языке возникают и закрепляются различные понятия [2]. Е. Х. Мещерякова считает, что метафоры занимают важную роль в нашей речи, мы пользуемся ими и создаем их незаметно для себя. Таким образом, метафору можно встретить в художественной литературе (каменное сердце), в разговорной речи (золотые руки), в публицистическом (война слухов) и научном (гласные звуки) стиле.

Метафоры выступают средством эмоционально-эстетического воздействия, служат способом убеждений и достижения эффекта, путем такого воздействия на адресата. Публицистика является одной из сфер применения метафоры в данном ключе. Здесь метафора выступает важным средством, влияющим на разум, эмоции и волю людей. Публицистический стиль – это средства массовой информации (газеты, журналы), которые являются основным источником информации о мире как в профессиональной, деловой, так и развлекательной (досуговой), спортивной, политической и культурной сфере. СМИ постоянно воздействуют на сознание, мировосприятие человека, его культуру, а также направляет и формирует общественное мнение [3].

Публицистическая метафора (как и художественная) представляет собой употребление слов, переосмысленных на базе образно-ассоциативного подобия, которое возникает в результате субъективного восприятия, впечатления, ощущения.

Кроме этого, для стиля публицистики характерно использование метафоры как способа оценки явлений окружающей действительности, выделяют следующие группы метафор, сравниваемые с: медициной (хроническая безработица); военной тематикой (футбольная дивизия); строительством (окно в Европу); театральной лексикой (политический балаган), игрой и спортом (важный игрок), кулинарией (поваренная книга либерала) и другие.

Используя подобные обороты в СМИ, создается экспрессивность текста, придается резкость высказывания, формируется общественное мнение о предмете как в позитивных, так и в негативных тонах. Кроме того, подобные словосочетание в заголовке статьи привлекают внимание большего количества людей, в связи с возникающим у них интересом. Метафора насыщает текст и делает его более «привлекательным», например, С. В. Цынк отмечает, что для Солженицына-публициста, использующего метафоры, характерны «богатство ассоциаций, склонность к эмоциональной оценке идей, явлений, событий; стремление к эффективной коммуникации». [4, с. 78]

На сегодняшний день сложно представить публицистические тексты, в которых не используется метафора, например в №58 от 2 апреля 2021 года российской газеты «Известия» используется такое выражение: «улётное предложение» - такое название носит заголовок одной из статей [5]. Понять, что подразумевает автор под этим выражение, не ознакомившись с содержанием статьи – невозможно. Это является наглядным примером использования метафоры для вызывания интереса и привлечения внимания читателей.

Заключение. Таким образом, можно сделать следующее заключение: Метафора является неотъемлемой частью современной публицистики. С целью эмоционального и эстетического воздействия на адресата, журналисты использует самые разнообразные средства речевой выразительности, где метафоры пользуются наибольшей популярностью. Проведя исследования в области употребления метафоры, можно с уверенностью отметить, что она необходима для создания у читателей образного представления о предметах, явлениях и различных ситуациях, что, в свою очередь, и приводит к более полному пониманию авторского замысла и раскрытию смысла текста.


Библиографическая ссылка

Горулько Э.О., Плешкова И.И. МЕТАФОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ 20-21 ВЕКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20686 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674