Цель исследования: проанализировать вопросы сфер применения метафоры, проанализировать использование метафоры в современном мире и исходя из полученных знаний сформулировать заключение.
Материал и методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по лингвистике; метод сплошной выборки.
Результаты исследования и их обсуждение: результатом данной работы является изучение термина «метафора», определение основных сфер применения метафоры и анализ ее роли в современной публицистике.
Введение. Что такое метафора? Точного определения данному термину нет, один из лингвистических словарей дает следующее понятия: «Метафора – это оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства».
Термин «метафора» не новый, впервые его стал употреблять Аристотель, и в своем труде «Поэтика» дал ему следующее определение: «Метафора – перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии» [1].Таким образом, рассматриваемое понятие берущее начало еще со времен античности сохранило свое значение и в современном мире. Данное универсальное средство конструирования языка на протяжении многих веков волнует и интересует многих ученых-лингвистов, таких как С. Р. Левин, Н. Д. Артюнова, А. П. Чудинов, А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова и других.
Обычно, когда мы слышим термин «метафора», то представляем его неразрывную связь с художественной литературой, в которой он используется для создания невероятных художественных образов, описаний пейзажа и любой другой ситуации. Однако это не единственная сфера применения данного оборота речи, согласно труду Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем» метафора органически присуща языку, она является неотъемлемой частью человеческого мышления, с помощью которой в речи, а следом и языке возникают и закрепляются различные понятия [2]. Е. Х. Мещерякова считает, что метафоры занимают важную роль в нашей речи, мы пользуемся ими и создаем их незаметно для себя. Таким образом, метафору можно встретить в художественной литературе (каменное сердце), в разговорной речи (золотые руки), в публицистическом (война слухов) и научном (гласные звуки) стиле.
Метафоры выступают средством эмоционально-эстетического воздействия, служат способом убеждений и достижения эффекта, путем такого воздействия на адресата. Публицистика является одной из сфер применения метафоры в данном ключе. Здесь метафора выступает важным средством, влияющим на разум, эмоции и волю людей. Публицистический стиль – это средства массовой информации (газеты, журналы), которые являются основным источником информации о мире как в профессиональной, деловой, так и развлекательной (досуговой), спортивной, политической и культурной сфере. СМИ постоянно воздействуют на сознание, мировосприятие человека, его культуру, а также направляет и формирует общественное мнение [3].
Публицистическая метафора (как и художественная) представляет собой употребление слов, переосмысленных на базе образно-ассоциативного подобия, которое возникает в результате субъективного восприятия, впечатления, ощущения.
Кроме этого, для стиля публицистики характерно использование метафоры как способа оценки явлений окружающей действительности, выделяют следующие группы метафор, сравниваемые с: медициной (хроническая безработица); военной тематикой (футбольная дивизия); строительством (окно в Европу); театральной лексикой (политический балаган), игрой и спортом (важный игрок), кулинарией (поваренная книга либерала) и другие.
Используя подобные обороты в СМИ, создается экспрессивность текста, придается резкость высказывания, формируется общественное мнение о предмете как в позитивных, так и в негативных тонах. Кроме того, подобные словосочетание в заголовке статьи привлекают внимание большего количества людей, в связи с возникающим у них интересом. Метафора насыщает текст и делает его более «привлекательным», например, С. В. Цынк отмечает, что для Солженицына-публициста, использующего метафоры, характерны «богатство ассоциаций, склонность к эмоциональной оценке идей, явлений, событий; стремление к эффективной коммуникации». [4, с. 78]
На сегодняшний день сложно представить публицистические тексты, в которых не используется метафора, например в №58 от 2 апреля 2021 года российской газеты «Известия» используется такое выражение: «улётное предложение» - такое название носит заголовок одной из статей [5]. Понять, что подразумевает автор под этим выражение, не ознакомившись с содержанием статьи – невозможно. Это является наглядным примером использования метафоры для вызывания интереса и привлечения внимания читателей.
Заключение. Таким образом, можно сделать следующее заключение: Метафора является неотъемлемой частью современной публицистики. С целью эмоционального и эстетического воздействия на адресата, журналисты использует самые разнообразные средства речевой выразительности, где метафоры пользуются наибольшей популярностью. Проведя исследования в области употребления метафоры, можно с уверенностью отметить, что она необходима для создания у читателей образного представления о предметах, явлениях и различных ситуациях, что, в свою очередь, и приводит к более полному пониманию авторского замысла и раскрытию смысла текста.
Библиографическая ссылка
Горулько Э.О., Плешкова И.И. МЕТАФОРА В ПУБЛИЦИСТИКЕ 20-21 ВЕКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20686 (дата обращения: 21.11.2024).