Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Полякова Ю.А. 1 Чебыкин А.С. 1 Ганеева Е.Р. 1 Трушникова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава России
Биохимические и физиологические процессы в организме человека имеют цикличный характер течения. С учетом индивидуальных особенностей суточных биоритмов выделяют следующие хронотипы: «жаворонок», «голубь», «сова». На базе ПГМУ среди студентов 1 - 4 курса проведено анкетирование с использованием теста Остберга для выявления хронотипов обучающихся и их влияния на работоспособность. В исследовании приняли участие 76 человек. «Голуби» составляют 56,5%, «совы» - 2,6%, «жаворонки» – 0%, число учащихся, не относящих себя ни к одному из биоритмов или не определившихся - 40,9%. Расхождений самооценки биоритмов у студентов и данных, полученных в ходе, анкетирования не обнаружено. Совпадение с биоритмом детства выявлено в 42% случаев. Кардиальной смены биоритмов не обнаружено. Более половины «сов» и 60% «голубей» предпочитают физические нагрузки во второй половине дня. Среди «голубей» заметно устают к 23 часам 11,6% опрошенных. В группе «сов» и слабовыраженного вечернего типа усталость к концу дня не наблюдается, тогда как в группе слабовыраженного утреннего типа 85 % студентов испытывают утомленность. Биоритмы оказывают существенное влияние на распределение физической и умственной активности у студентов в течение дня.
биоритмы
хронотипы
студенты
работоспособность
циркадные ритмы
1. Хронобиология и хрономедицина: Руководство / Под ред. С.И. Рапопорта, В.А. Фролова, Л.Г. Хетагуровой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2012. – 480 с.
2. Земскова Ю. А. Биоритмы и часы работы внутренних органов // Наука и современность. 2014. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioritmy-i-chasy-ra.. (дата обращения: 26.05.2021).
3. Наумова А.А., Наумова Т.А., Алёшина Т.Е. Влияние биоритмов на умственную работоспособность // Universum: химия и биология: электрон. научн. журн. 2016. № 9 (27). URL: https://7universum.com/ru/nature/archive/item/3547 (дата обращения: 26.05.2021).
4. Гончарова В. Е., Сементеева М. В. Нарушения суточных ритмов при смене часовых поясов у лиц с разными хронотипами // Science Time. 2014. №12 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sutochnyh-ritmov-pri-smene-chasovyh-poyasov-u-lits-s-raznymi-hronotipami (дата обращения: 26.05.2021).
5. Сбитнева О.А. Биоритмы и их воздействие на физиологические процессы и работоспособность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioritmy-i-ih-vozde.. (дата обращения: 26.05.2021).

Цикличность в чередовании фаз активной деятельности и покоя для восстановления является фундаментальным процессом в живой природе на разных уровнях организации. Эта закономерность присуща всем представителям флоры и фауны. Процессы, происходящие в организме человека, также подчинены «внутренним часам». Почти все известные биохимические и физиологические процессы в организме человека имеют цикличный тип течения. Это эволюционно сформированные периодически повторяющиеся изменения, которые носят ярко выраженный приспособительный и адаптивный характер. Их чаще называют биологи́ческими ритмами (от греческого βίος — bios, «жизнь» и ῥυθμός — rhythmos, «любое повторяющееся движение, ритм»). Биоритмы существенно влияют на самочувствие, работоспособность, обучаемость, определяют поведенческие реакции человека. Некоторые циклы постоянны и мало зависят от внешних факторов, например, ритмическая деятельность сердца и дыхания. Наряду с этим существует много процессов, зависимых от различных экзогенных воздействий [1, 2].

В середине прошлого столетия интерес к проблеме влияния биологических ритмов на живые организмы возрос и появилось научное направление биоритмология. Научные исследования в этой области принадлежат российскими учеными И. П. Павлову, В. И. Вернадскому, А. Л. Чижевскому. Использование полученных знаний в клинической медицине для изучения патогенеза и разработки лечебно-профилактических мероприятий привело к появлению раздела хрономедицины [3].

Биоритмы имеют годовые месячные и суточные циклы. В зависимости от длительности принято выделять следующие виды:

1. Высокочастотные ритмы (длительность минуты - часы) регулируют активность нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы.

2. Среднечастотные биоритмы (длительность сутки) определяют циркадианные или циркадные (суточные) ритмы.

3. Низкочастотные ритмов (продолжительность годы) влияют на гормональные процессы.

Предлагается также различать физиологические, геофизические и социальные ритмы.

Особенно хорошо изучены изменения, связанные со сменой дня и ночи, так называемые циркадные биоритмы. Интерес к ним появился у ученых еще в начале восемнадцатого века. В настоящее время работы в области хрономедицины даже были отмечены Нобелевской премией. Исследователи Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг описали молекулярные механизмы регуляции суточных биоритмов человека.

Наиболее значимым и хорошо изученным фактором влияния на биоритмы является свет. Он обеспечивает баланс и правильное чередование циркадности. Попадая на сетчатку глаза, свет формирует импульс и передает его в центр контроля циркадных ритмов гипоталамуса. Синхронизация биологических ритмов и процессов в организме происходит в супрахиазматическом ядре. Примечательно, что в условиях полного отсутствия этого стимула (естественного и искусственного освещения) работа центра сохраняется. Данный феномен подтверждён большой экспериментальной базой. Это доказывает то, что особенности циркадных ритмов имеют генетическую предрасположенность, носят наследуемый характер. Физиологические и биохимические основы контроля биоритмов тесно связаны с изменением уровня гормонов и биологически активных веществ — серотонина, мелатонина и кортизола.

Биологические часы человека влияют на работоспособность и успеваемость. Более всего на работоспособность организма влияют суточные, или циркадные, ритмы. Нарушение биологических ритмологических процессов приводит к возникновению «рассогласования» циркадных ритмов – джетлаг. Причины - частая смена часовых поясов, грубые нарушения режима дня, работа по скользящему графику, ночные дежурства. Существует даже понятие социальный джетлаг. Его причина – невозможность согласовать правила и требования социума и внутренние биологические часы. Следствие джетлага - апатия, усталость, депрессия, нарушение всех видов обмена. Значительно повышается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и даже рака. Отдельного внимания заслуживают расстройства сна – инсомнии. В литературе также выделяется такое нарушение, как «бессонница выходного дня». Это нарушения процесса инициации сна, частые просыпания, отсутствие удовлетворённости сном, сонливость днем [4].

В зависимости от чередования периодов активности и восстановительных фаз отдыха выделяют хронотипы. Для определения биоритмологических особенностей человека используются различные методики. Тест Хорна-Остберга на определение хронотипа предполагает три основные варианта биоритмов: «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Пик активности «жаворонков» отмечается в утренние часы, но во второй половине дня происходит резкий спад деятельности. Люди с утренним хронотипом тяжело переносят нарушения в распорядке дня. Тип «голуби» отличается двухволновой характеристикой наибольшей активности, но при этом нуждается в обеденном отдыхе и сне. Поздний хронотип «сова» развивает бурную деятельность только к вечеру и нуждается в долгом и позднем сне почти до полудня [5].

Только четверть людей имеет четкие биоритмологические особенности хронотипа. Остальные имеют пограничные характеристики и определить их хронотип довольно сложно. Более того, они способны адаптировать свой суточный ритм при необходимости. Тест Хорна-Остберга в модификации профессора С. И. Степановой выделяет целых семь хронотипов и учитывает слабовыраженные различия.

Цели и задачи исследования.

Провести анализ литературных источников по данной теме, оценить хронотипы студентов ПГМУ и их влияние на работоспособность учащихся.

Материалы и методы.

Работа выполнена на базе ПГМУ им. ак. Е.А.Вагнера. Проведено анкетирование среди студентов, была использована Google форма опросника. Учащимся предложены стандартные вопросы, взятые из теста Остберга в модификации профессора С. И. Степановой (издание 2-ое «Ритмы жизни»). Тест состоит из 23 вопросов, оценивается по 6-ти балльной системе и по сумме баллов определяется принадлежность респондента к определенному типу биоритма: «жаворонок», «сова», «голубь», слабовыраженные утренний, слабовыраженный вечерний. Помимо этого, учитывали пол, возраст, самооценку хронотипа, степень и выраженность работоспособности и усталости. Данные опрошенных были занесены в таблицу и обработаны с помощью программы Excel.

Результаты и их обсуждение.

В исследовании приняли участие 76 человек. Среди респондентов женщин в 4 раза больше, чем мужчин. Средний возраст опрошенных составил 20±0,6 лет. По результатам анкетирования выяснилось, что при оценке биоритмов «голуби» составляют 56,5%, «совы» - 2,6%, «жаворонки» – 0%, число учащихся, не относящих себя ни к одному из биоритмов или не определившихся - 40,9%. Возрастных и гендерных различий не обнаружено.

Примечательно, что расхождений самооценки биоритмов у студентов и данных, полученных в ходе, анкетирования выявлено не было.

Биоритм, существующий у студентов на данный момент, совпадает с биоритмом детства у 42,1% опрошенных. Кардиальной смены биоритма отмечено не было, в большинстве случаев произошла адаптация биоритмов под новые условия жизни.

Для учащихся с хронотипом «сова» вечер – это благоприятное время для занятия спортом, нежели для людей, со слабо выраженным утренним типом. В группе лиц со слабо выраженным вечерним типом, 41,7% респондентов избегают физической активности в вечернее время. Среди студентов с хронотипом «голубь», наоборот, для большинства (60,4%) – это подходящее время для занятия спортом.

Ожидаемо, что в группе «сов» и слабовыраженного вечернего типа усталость к концу дня не характерна, студенты этой группы предпочитают вечернее и даже ночное время для подготовки к занятиям и экзаменам. В группе слабовыраженного утреннего типа 85 % студентов испытывают утомленность уже в начале второй половины дня и для умственной деятельности выбирают ранее утро. Среди «голубей» заметно устают к 23 часам лишь 11,6% опрошенных. Представители этого хронотипа могут подстроится под предлагаемые обстоятельства и заниматься в любое время суток.

Выводы.

Биоритмы оказывают существенное влияние на распределение физической активности и интеллектуальной деятельности студентов в течение дня. Определение хронотипа и учет его особенностей помогает организовать режим дня, рационально распределять и чередовать в течение дня различные виды деятельности. Отсутствие хронотипа «голубь» и большое количество слабовыраженных типов среди учащихся вероятно объясняется адаптацией биоритмов к особенностям образовательного процесса в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Длительная самоизоляция и переход на дистанционный формат обучения не оказали существенного влияния на биоритмы студентов.


Библиографическая ссылка

Полякова Ю.А., Чебыкин А.С., Ганеева Е.Р., Трушникова Е.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОРИТМОВ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674