Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ШКОЛАХ

Одинцов В.П. 1
1 Самарский государственный технический университет
Стремление повысить качество школьного образования неизбежно приводит к задаче управления образовательной системой и, в том числе, основой школьного образования - образовательным процессом. В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз. К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей. Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных. В статье рассмотрена система контроля образования в России в сравнении с системами некоторых стран Европы и США.
система оценки качества образования
образовательная программа
аккредитация
toefl
etuce
1. Болотов, В. А. / О построении общероссийской системы оценки качества образования / В. А. Болотов // Вопросы образования. — 2005. — № 1.
2. Болотов, В.А. / Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. — 2012. — № 6.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
4. Единая система оценки качества образования - ФИОКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fioco.ru/ru/osoko.- свободный (дата обращения 06.04.2021).
5. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад / М.Л. Агранович, Г.С. Ковалёва, К.Н. Поливанова,

Введение

Стремление повысить качество школьного образования неизбежно приводит к задаче управления образовательной системой и, в том числе, основой школьного образования - образовательным процессом. Обратимся в связи с этим к современной науке об управлении качеством.

Распространение в XX веке количественных научных методов и измерений на социальные и гуманитарные науки привело к формированию в этих науках суждений о качестве на основе результатов измерений, что потребовало детального и структурированного описания качества рассматриваемых объектов. Широкое практическое использование категории «качество» во второй половине XX века привело к появлению «еще более приземленных» характеристик, в известной степени применимых к качеству образования («образовательной услуги») как товара [1].

Мониторинг образования является внутренней частью системы, по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности. Его результат – вывод о том, насколько достижения, их условия соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативной документации и локальных актах государственной системы.

В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз. К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей.

Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных.

Система контроля качество образования в отечественных школах

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности. Важным является и соответствие актуальным и перспективным потребностям общества, личности и государства. В условиях индивидуализации обучения современное образование в России должно быть непрерывным. Такое требование обусловливается потребностью человека к необходимости постоянного пополнения собственных знаний в течение профессиональной деятельности и прогресса науки и техники. Цели и принципы, определяющие современное образование, должны быть ориентированы на подготовку учащихся к полноценному и эффективному соучастию в общественной и профессиональной областях в текущих условиях рыночных отношений [2].

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Должен быть сформирован механизм точного сбора, обработки и сохранения информации о качестве образования.

Налажена координация деятельности всех задействованных участников мониторинга.

Своевременно выявлены и зафиксированы точки роста динамики результатов учебного процесса.

Должны быть обнаружены существенно действующие на качество образования факторы и приняты меры по уменьшению действия и устранению возможных отрицательных последствий тех из них, которые не несут положительной динамики.

Задействование программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических, организационных и других баз, улучшающих качество образования.

Определение направления в соответствии с результатами образовательной деятельности школьной программы за предыдущий учебный год, в состыковке с проблемами и поставленными задачами на текущий период.

Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

Контроль и мониторинг качества образования позволяют своевременно модернизировать систему российского просветительского процесса. Это является закладкой фундамента на этапе построения здания экономически и политически эффективного правового государства. Речь идёт не столько о контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся, сколько о качестве самой системы и методах преподавания.

На современном этапе повышение качества образования – это внесение глобальных изменений в цели и содержание программ, которые будут ориентировать обучаемых на выработку новой модели подготовки людей к жизни и к профессиональной деятельности. Необходимо формирование у них совершенно новых личных качеств и навыков. Всё это диктуется также и новыми требованиями, предъявляемыми современным специалистам.

В одном из своих недавних выступлений вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что «в школах проведут оценку качества общего образования на основе практики международных исследований».

В федеральном законе об образовании не сказано, что в каждом образовательном учреждении должна быть СОКО или внутришкольная система оценки качества образования. Но в законе есть статьи, подразумевающие наличие такой системы. Так, например, статья 28 указывает на необходимость:

осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения (п.10);

учета индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ (п.11);

проведения самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Помимо этого, статья 58 говорит о том, что освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Статья 59 регламентирует проведение итоговой аттестации, представляющей собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы [3].

Немаловажные статьи регламентации образовательной деятельности (что является одним из видов контроля качества образовательной деятельности учреждения) заложены в главе 12, а именно: лицензирование (ст.91), аккредитация (ст.92), контроль и надзор (ст.93), педагогическая экспертиза (ст.94), независимая оценка качества образования (ст.95), общественная аккредитация (ст.96), информационная открытость и мониторинг в системе образования (ст.97).

Статья 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит, что независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя:

независимую оценку качества подготовки обучающихся;

независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Внутришкольная система оценки качества образования представляет собой внутренние процедуры оценки качества образования, проводимые самим образовательным учреждением.

Текущий контроль – включает в себя формирующее оценивание и тематическое оценивание. Формирующее оценивание – оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения. Тематическое оценивание – оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (триместра, полугодия) на основании текущей аттестации.

Промежуточная аттестация – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета за год.

Учет индивидуальных достижений подразумевает учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрения обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях. Такими результатами могут быть не только оценки, но и результаты олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций и других мероприятий.

Самообследование является мониторингом системы образования, проводимым учреждением самостоятельно, но по инициативе органов исполнительной власти субъектов РФ. Результаты самообследования подлежат ежегодной публикации в сети «Интернет» на официальном сайте учреждения (в соответствии со статьей об информационной открытости).

Внешние процедуры оценивания являются внешними по отношению к образовательной организации, так как они проводятся из вне.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации. Проводится для 11-х классов в форме ЕГЭ и ГВЭ, для 9-х классов в форме ОГЭ и ГВЭ.

Государственные процедуры – процедуры, проводимые по заказу Российской Федерации в соответствии с формами регламентации образовательной деятельности.

Лицензирование – обязательная процедура, дающая право на ведение образовательной деятельности. Процедура призвана обеспечить соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников, укомплектованности штата и др.

Аккредитация – процедура, проводимая с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся.

Контроль и надзор – процедура, проводимая по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющимся образовательным программам и результатам принятых мер по прошлым проверкам.

Педагогическая экспертиза – экспертиза проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условий освоения программ обучающимися.

ВПР – Всероссийские проверочные работы, проводимые на различных ступенях обучения по разным учебным предметам. Можно сравнить с годовыми контрольными работами, но едиными для всей страны.

НИКО – Национальное исследование качества образования, проводимое на репрезентативной выборке для оценки текущего состояния системы образования в целом по стране.

Региональные исследования – диагностические и мониторинговые исследования, проводимые регионами самостоятельно с привлечением органов образования и центров оценки качества образования [4].

Международные исследования – проводятся на репрезентативной выборке с целью исследования международного уровня качества образования по различным аспектам: образовательные достижения (PISA), математическое и естественно-научное образование (TIMSS), качество чтения и понимание текста (PIRLS), педагогические кадры (TALIS), компетенции взрослого населения (PIAAC).

С начала 90-х годов Россия принимает большое участие в международных исследованиях достижений в области образования , с 1992 года в Российской Федерации введены новые процедуры регламентации деятельности учреждений образования: лицензирование, аттестация, государственная и общественная аккредитация, основное назначение которых, с одной стороны, реализовать на практике вариативность отечественного образования, а с другой, - упорядочить стихийный процесс трансформации образования и удержать его качественный уровень.

Можно сказать, что процедура государственной аккредитации образовательных учреждений не имеет аналога в истории отечественного образования и является инновационной функцией управления образованием, в отличие от традиционного государственного контроля. Поэтому обоснованной является необходимость теоретических и методологических исследований в этой области, изучение зарубежного опыта аккредитации образовательных учреждений, чтобы понять характер инноваций. Реформирование системы образования России, несовершенство законодательной базы в области образования, а также рост числа негосударственных образовательных учреждений сделали проблемы аттестации и аккредитации весьма актуальными в последние годы.

Система контроля качества образования в зарубежных школах

Самым распространенным традиционным методом контроля качества образования в США является тестирование. Поскольку преподаватели в своей работе чаще используют неформальные тесты, то возникает необходимость в правильном конструировании. Несмотря на то, что тестирование является обычным делом в учебных заведениях США, американские исследователи и общественность проявляют озабоченность по поводу их широкого применения (особенно это касается стандартизированных тестов). Критике подвергаются качество тестов, их возможные вредные воздействия на обучающихся, правомерность использования по отношению к национальным меньшинствам, потенциальный риск вторжения в частные права граждан.

Американский тест TOEFL с высокой степенью надежности проверяет и оценивает содержание и уровень подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

Исследуемый тест позволил измерить и проследить динамику развития рецептивных навыков к концу академического года как каждого отдельно взятого испытуемого, так и всей группы в целом.

Комплекс мер по контролю качества образования в странах Европы:

ETUCE выступает за обеспечение качественного образование и внедряет механизмы контроля качества образования на Европейском и национальном уровне, а также внимательно следит за использованием данных механизмов со стороны соответствующих органов и учреждений.

ETUCE поддерживает культуру обеспечения качественного образования и обучения, а также выступает за прекращение использования формального подхода. Контроль качества необходимо рассматривать в качестве независимого инструмента, который, в первую очередь, используется для внутренней и вешней оценки процессов и методов в образовательных учреждениях. Необходимо обеспечить независимый контроль качества в образовании, который должны осуществлять независимые органы контроля качества. Необходимо углубить процесс социального диалога в образовании и обучении на Европейском и национальном уровне, особенно в отношении контроля качества [5].

В соответствии с «Позицией ETUCE относительно выводов по контролю качества в целях содействия процессу образования и обучения», на школьном уровне контроль качества должен включать в себя процесс самооценки, а также проведение диалога с участием школьных представителей. Кроме того, контроль качества не должен рассматриваться в качестве инструмента устрашения со стороны министерств. Крайне важно, чтобы сотрудники и администрация школы могли использовать результаты комбинированного контроля качества, например, для мониторинга процесса реформирования. Кроме этого, независимые организации также могут провести оценку всех уровней образовательной системы и определить направления на уровне школы или всей системы образования, которые нуждаются в корректировке или доработке для дальнейшего повышения качества обучения в конкретной школе.

Немецкие специалисты рассматривают качество образования "по частям": как "качество ориентации" (целеполагания), "качество структуры", "качество процесса" и "качество результата" обучения. Последний блок включает уровень знаний по предметам и межпредметным связям, мотивацию учащихся при усвоении ими ценностных понятий и социальных норм, а также умения (навыки) их применения в последующей учебе или работе.

"Измерение" качества получаемого образования в процессе обучения и на этапе его завершения — наиболее сложная проблема, особенно в связи с тем, что она обсуждается и решается в настоящее время в условиях пересмотра традиционных представлений и существующей практики оценки достижений обучающихся прежде всего по показателю их успеваемости и степени усвоения учебного материала (знаний).

Как правило, по таким критериям оценка выполняет функции: ориентации и информирования; отбора; ранжирования и предопределения будущих перспектив в сфере образования. Известно, что отметка — это количественный результат оценивания с высокой долей субъективизма со стороны оценивающего, а не качественный анализ, для которого требуется иная система измерения. Даже самые опытные немецкие учителя испытывают определенные трудности при выставлении отметок своим подопечным, опасаясь вольно или невольно оказаться необъективными, что чревато негативными последствиями для обеих сторон.

В отличие от традиционной практики оценивания в настоящее время ставится задача определения качества образования, где основным критерием становится уровень компетентности личности, т.е. предъявляются более высокие требования к овладению системой знаний, познавательному, интеллектуальному и социальному развитию, способности применять имеющийся потенциал в практических целях.

Известно, что немецкая образовательная система отличается своим традиционным консерватизмом, надежно опирающимся на хорошо развитую и широко разветвленную законодательную базу. Мощным стимулом для пересмотра действующей системы контроля и оценки образования стали международные сравнительные исследования успеваемости учащихся различных стран мира (PISA, TIMMS и др.)

Заключение

Таким образом, в отличие от США и стран Европы российская система оценки качества образования использует следующие принципы:

1. комплексный подход к оценке образовательных программ и образовательных учреждений в целом. Традиционная модель аккредитации предусматривает отдельные процедуры оценки каждой образовательной программы и учреждения отдельными экспертными комиссиями;

2. сочетание количественного и качественного подхода к оценке качества образования. Традиционная модель не предусматривает проведения педагогических измерений (тестирования) качества подготовки выпускников в период работы экспертной комиссии. Для США же это объясняется наличием национальных систем тестирования, не зависимых от процедуры аккредитации;

3. использование современных технологий для сбора, систематизации и анализа информации по основным направлениям деятельности образовательных учреждений на основе централизованной базы данных. Сбор информации по итогам аккредитации не имеет таких общесистемных масштабов за рубежом, в лучшем случае это может быть информация о перечне аккредитованных образовательных учреждений и программ;

4. расчет среднестатистического норматива для лицензирования и зоны соответствия заявленному аккредитационному статусу при аккредитации. Решение по аккредитации в зарубежной практике, принимается экспертным путем и не предполагает сравнения качества программ и деятельности учреждений. Для сравнительной оценки качества образования существует система общественного рейтинга в США и benchmarking (выбор лучших) в Западной Европе;

5. гарантированная законодательно система государственного признания в виде прав и полномочий для всех аккредитованных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм. Практика же аккредитации в США ограничивается только фактом признания учреждения.

Их объединяет одно - миссия, которую подсистема выполняет перед мировым сообществом: воспроизводство и развитие культурного потенциала ш человечества. Осознание своей миссии и своей роли в мировой системе привело к осознанию необходимости оценить самих себя.

Создание новых форм и методов обеспечения качества образования - не что иное как проявление желания понять собственные цели, содержание, структуру и качество образования, т.е. проявление желания и необходимости во внутренней оценке (самоанализе).


Библиографическая ссылка

Одинцов В.П. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ШКОЛАХ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20645 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674