Введение
По современным научным данным, за последние несколько лет в 3 раза увеличилось число выявленных скрытых депрессий, которые также называют «замаскированной» депрессией, соматизированной депрессией. Это указывает не столько на рост числа депрессии, сколько на улучшение качества оказания психологической и психиатрической помощи. Под термином «скрытая депрессия» подразумевают психические расстройства с внешними физическими нарушениями, выступающими на первый план, при этом аффективные расстройства отодвигаются на второй [5]. Зачастую пациенты сами не признают свой пессимизм или списывают это на физические нарушения. Врач должен насторожиться и заподозрить скрытую депрессию при наличии у пациента огромного количества жалоб соматического характера, которые выходят за рамки конкретных болезней, а также при неэффективности медикаментозной терапии соматических расстройств [3]. Важен тот факт, что треть больных обращаются за психиатрической помощью достаточно поздно от начала заболевания, спустя 5 лет и более. По данным зарубежной литературы, среди общесоматических больных маскированные депрессии имеются у 7-31%, при этом они чаще встречаются у женщин [2,5].
Цель: выявить, сравнить уровни скрытой депрессии у студентов 1, 3 и 6 курсов лечебного факультета медицинского ВУЗа, а также изучить с помощью зарубежной и отечественной литературы современные методы коррекции скрытой депрессии.
Задачи
- Провести анонимное тестирование студентов 1, 3 и 6 курсов лечебного факультета ПГМУ им.академика Е. А. Вагнера с помощью психометрической шкалы Бека;
- По итогам тестирования сравнить уровни скрытой депрессии у младших, средних и старших курсов;
- Собрать информацию о современных методах коррекции скрытой депрессии;
- Обобщение результатов и формирование выводов.
Материал и методы
Исследовался уровень скрытой депрессии у 3 равных по количеству человек групп испытуемых с 1, 3 и 6 курсов лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера. Выборка составила в совокупности 90 человек (по 30 тестируемых с каждого курса, из них 15 студентов мужского пола и 15 - женского).
Для выявления уровня соматизированной депрессии у студентов была выбрана шкала депрессии Бека, предназначенная для оценки наличия депрессии и тяжести депрессивного расстройства. Тест-опросник Бека включает 21 вопрос-утверждение, которые касаются поведения, мыслей и чувств тестируемого в прошедшие 2 недели. Каждый вопрос имеет 4 варианты ответа, отражающие чувства и ощущения человека в порядке возрастания интенсивности. Показатели уровня депрессии по шкале Бека рассчитывались следующим образом: каждый вариант ответа оценивался от 0 до 3 баллов в соответствии с нарастанием интенсивности проявления. Так, за 1-й вариант ответа тестируемый получает 0 баллов, за 2-й – 1 балл, за 3-й – 2 балла, за 4-й – 3 балла. Суммарное количество набранных баллов коррелирует с выраженностью депрессивного расстройства, оно может находиться в пределах от 0 до 62. Результаты теста интерпретируются следующим образом: 0 - 9 баллов — отсутствие депрессивных симптомов; 10 - 15 баллов — легкая депрессия; 16 - 19 баллов — умеренная; 20 - 29 баллов — выраженная; 30 - 62 баллов — тяжёлая депрессия.
Результаты и их обсуждение
По результатам тестирования у 18 тестируемых студентов 1 курса (60%) выявилось наличие легкой депрессии, однако у 6 студентов (20%) отмечалось отсутствие депрессивных симптомов, равнозначно в 3 случаях (10%) встречалась умеренная и выраженная депрессии. Также был проведен сравнительный анализ уровней маскированной депрессии у младшего курса в зависимости от половой принадлежности. Интересно, что легкая депрессия встречалась у 16 тестируемых девушек, тогда как умеренная и выраженная только у юношей. Отсутствие депрессивных симптомов с одинаковой частотой встречалось между представителями разных полов.
При тестировании студентов 3 курса уровень скрытой депрессии оказался значительно выше, чем у младшего курса. У 14 человек (47%) результат теста показал умеренный уровень депрессии, тогда как у 5 исследуемых (17%) выявилась выраженная депрессия. Таким образом, лишь у 7 студентов 3 курса (23%) не были обнаружены депрессивные симптомы, а легкая степень депрессии отмечалась у 4 человек (13%). В результате сравнения уровней соматизированной депрессии между учащимися 3 курса по полу, оказалось, что лишь у 5 юношей тестирование выявило умеренный уровень депрессии, а у 3 - выраженный. У девушек же в большинстве случаев встречались легкий и умеренный уровни депрессии, однако у 2 исследование показало выраженный уровень. Депрессивные симптомы отсутствовали у 3 студентов и у 4 студенток.
Исследование скрытой депрессии у студентов 6 курса показало низкий уровень депрессии. Так, у 16 (53%) учащихся не было выявлено никаких депрессивных симптомов. У 9 (30%) студентов отмечалась легкая степень маскированной депрессии, а у 3 (10%) – умеренная. Лишь у 2 (7%) людей тестирование выявило выраженный уровень депрессии. Анализ результатов тестирования по половой принадлежности показал, что почти у половины учащихся 6 курса как мужского, так и женского пола депрессивных проявлений нет. У 3 юношей и 6 девушек была выявлена легкая степень скрытой депрессии. Выраженная степень депрессии среди студентов 6 курса отмечалась только у лиц мужского пола, а умеренная – у 2 девушек и 1 юноши.
Полученные результаты можно объяснить воздействием на студентов различных факторов, с которыми они сталкиваются на протяжении учебы в ВУЗе. Так, первокурсникам приходится адаптироваться к новым условиям жизни и обучения. У них меняется обстановка, окружение и режим дня, что способствует возникновению депрессии. Пандемия COVID-19 и дистанционный формат обучения лишь незначительно повлияли на 1 курс, так как студенты данного курса еще не пробовали заниматься в очном формате обучения и сразу приспособились к новым условиям.
Тестирование показало, что у учащихся 3 курса присутствуют высокие уровни скрытой депрессии. Это связано, в первую очередь, с наличием большого количества важных экзаменов в сессионный период, а также повышенной учебной нагрузкой. Помимо прочего, на учащихся 3 курса повлиял и дистанционный формат обучения, к которому необходимо было заново адаптироваться. Дистанционное обучение влечет за собой малоподвижный образ жизни в связи с длительной работой за компьютером, депрессивность, обусловленная дефицитом живого общения и замыканием в месте проживания.
В отличие от младших курсов, шестикурсники в меньшей степени страдают депрессией, что обусловлено завершением адаптации к учебному процессу и приобретением устойчивости к воздействию стрессовых факторов, к тому же 6 курс не был выведен на дистанционное обучение.
Для коррекции скрытой депрессии в настоящее время рекомендована как психотерапия, так и медикаментозное лечение. Легкие формы депрессии поддаются лечению у психолога, который не назначает фармацевтические средства. Как правило, в случае выявления умеренного или выраженного уровней депрессии, требуется консультация у психотерапевта, который может поставить диагноз и составить подходящий план лечения. В качестве лекарственной терапии чаще всего могут применяться следующие группы препаратов: антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы, а также витаминные комплексы [1]. Современные разновидности антидепрессантов – главное орудие психотерапевтов в борьбе с маскированной депрессией, так как они не формируют лекарственной зависимости и практически не имеют побочных эффектов. Таким образом, правильно подобранный специалистом антидепрессант улучшает качество жизни пациенты уже через 2-3 недели. Анксиолитики назначаются с целью устранения тревоги, избавления от фобий и для восстановления сна. Для стимуляции обменных процессов в головном мозге, улучшения кровообращения и профилактики кислородного голодания в нервных тканях применяются ноотропные препараты. Большое значение для коррекции скрытой депрессии имеют витаминно-минеральные комплексы [4]. Ключевую роль в лечении скрытой депрессии играет психотерапия. Она важна для осознания пациентом своих внутренних проблем, конфликтов и поиска путей для их разрешения, не причиняя при этом вреда своему психическому и физическому здоровью. В последнее время свою эффективность в решении данной проблемы доказали такие методики, как фототерапия, арт-терапия, когнитивная, семейная и другие разновидности психотерапии. Все эти методики позволяют избавиться от основных клинических проявлений депрессивных состояний, а также минимизировать риск их рецидивов в дальнейшем [1, 4].
Выводы
При исследовании скрытой депрессии у студентов лечебного факультета медицинского ВУЗа были выявлены различные уровни депрессивных симптомов в зависимости от курса учащихся и их пола. Оказалось, наиболее подвержен депрессии 3 курс, а реже всего депрессия выявлялась у студентов 6 курса. Коррекция соматизированной депрессии зависит от ее степени. Так, в случае выявления легкой формы депрессии пациенту будет достаточно консультаций у психотерапевта. Тогда как при умеренной и выраженной степени депрессии необходимо комплексное лечение, включающее в себя прием лекарственных препаратов и общение с психотерапевтом. Пациентам с депрессивными симптомами рекомендованы следующие методики психотерапии: арт-терапия, фототерапия, семейная и когнитивная терапия.
Библиографическая ссылка
Ощепкова С.Ю., Зязева И.П., Сединина Н.С. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СКРЫТОЙ ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20373 (дата обращения: 21.11.2024).