Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» НКО В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ

Исхаков А.С. 1 Умярова Д.Р. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Актуальность обусловлена тем, что в последние годы идея о том, что Турция является ведущей страной, использующей «мягкую силу» на Балканах, проникла в дискурс политических дебатов. С одной стороны, есть те, кто восхищается Турцией и ищут любую поддержку с ее стороны, но, с другой стороны, есть и те, кто обеспокоен и не доверяет постоянно растущему присутствию Анкары в этом регионе. Это расхождение особенно заметно в Боснии и Герцеговине, стране, с которой у Турции исторические и религиозные связи. Турция преследует прагматические цели, на фоне ухудшения отношений со странами Запада и многочисленными дипломатическими кризисами, Анкара пытается использовать свою «мягкую силу» для укрепления своего влияния на Западных Балканах и заполнения вакуума власти, оставленного ЕС в этом регионе, посредством активной дипломатии и экономического влияния, стремясь, таким образом, утвердиться в качестве экономической и политической державы в регионе, оттесняя его от своих конкурентов. К настоящему моменту в результате деятельности турецких НКО Босния и Герцеговина становится пространством испытания политической «мягкой силы»
Турция
босния и герцеговина
нко
«мягкая сила»
1. Будаев А.В. Роль «мягкой силы» во внешней политике России (на примере российско-бразильский отношений) / дисс. на соискание уч. стен. кандидата полит. наук, 23.00.04. М.: ДА МИД РФ, 2014. 184 с.
2. Исхаков А.С. «Мягкая сила» Турции на пространстве СНГ на примере деятельности TİKA // Политика, экономика и инновации. 2020. № 4. С.1-6.
3. Çopur E., Sever M. F., Kara S.S., Ucael O., Ergen İ., Tunca Y.K., Muştakoğlu A.F. // Türk işbirliği ve koordinasyon ajansi Strateji geliştirme dairesi başkanliği 2018 ISBN 978-975-17-4333-6 2018. S. 130 [Электронный ресурс] URL: https://www.tika.gov.tr/upload/2020/02/k yk%202018/TurkiyeKalkinma2018Web.pdf (дата обращения: 25.10.2020)
4. Çopur E., Salman O.K., Sever M.F., Kara S.S., Ergen İ., Ucael O., Durhat İ., Kanak D. // Türk işbirliği ve Koordinasyon ajansi başkanliği Strateji geliştirme dairesi başkanliği 2017 Faaliyet raporu ISBN 978 975-17-4260-5. 2017. S. 135 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tika.gov.tr/upload/2018/2017%20Faaliyet%20Raporu/T%C4%B0KA%20Faaliyet%20Raporu%202017.pdf (дата обращения 18.12.2020)
5. Çopur E., Kara S.S., Sever M.F., Resuloğullari E., Ergüler G.A., Muştakoğlu A.F., Ergen İ., Durhat İ. // Türk işbirliği ve Koordinasyon ajansi başkanliği Strateji geliştirme dairesi başkanliği 2019 Faaliyet raporu ISBN 978-975-17-4521-7 2019. S. 85 [Электронный ресурс]. URL:https://www.tika.gov.tr/upload/2020/06/FAAL%C4%B0YET%20RAPORU%20%C4%B0NG%C4%B0L%C4%B0ZCE/TIKAFaaliyet2019WebKapakli.pdf (дата обращения 18.12.2020)
6. Pamuk İ., Arslan T. 2020 Yili kurumsal mali durum ve beklentiler raporu // Türk işbirliği ve koordinasyon ajansi başkanliği 2020. S. 65 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tika.gov.tr/upload/2020/08/T%C4%B0KA_Kurumsal%20Mali%20Durum%20Beklenti%20Raporu_2020/T%C4%B0KA_Kurumsal%20Mali%20Durum%20Beklenti%20Raporu_2020.pdf (дата обращения 18.12.2020)
7. Salman O.K., Sever M.F., Kara S.S., Ergen İ., Ucael O., Durhat İ., Kanak D. // Türk işbirliği ve Koordinasyon ajansi başkanliği Strateji geliştirme dairesi başkanliği 2018 | Faaliyet raporu ISBN 978-975-17-4138-7 2018. S. 135. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tika.gov.tr/upload/2019/Faaliyet%20Raporu%202018/TikaFaaliyetWeb.pdf (дата обращения 18.12.2020)

Как известно, идея современной «мягкой силы» фигурирует в теоретических работах Джо­зефа С. Ная, где он применяет термин «мягкая сила» («soft power»), который приобрел широ­кую популярность в конце 1980-х годов. В отличие от силы принуждения, «мягкая сила» характеризуется тем, что язык, культура, религия и т. п. являются ключевыми фак­торами в международных отношениях, благодаря чему появляются возможности достигнуть политических целей. В отечественной литературе А.И. Сухарев, к примеру, определяет «мяг­кую силу» как одну из форм внешнеполитической стратегии государства, набор комплексных механизмов влияния через систему «привлекательных» преференций, политтехнологических приемов, методов и средств [1, с. 15].

Эффективная система политического управления в Турции и серьезный экономический рост позволили ее правительству проводить более активную внешнюю по­литику. Начиная с 2000-ых годов, Анкара предприняла меры для расширения сферы влияния Турции. Турция на данный момент занимается активной внешней политикой во всех сферах своих интересов. Один из эффективных методов в международной жизнедеятельности, ко­торый Турция освоила и эффективно применяет, — это политика «мягкой силы». Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на одной встрече со студентами высказал следующее мнение по поводу значения «мягкой силы»: «Постоянная сила — это мягкая сила. Сегодня Турция — это страна, которая наиболее эффективно использует мягкую силу в мире» [2, с. 1].

Относительно Балкан, где турецкое наследие по-прежнему остается важным элементом, Турция считается важным игроком с точки зрения ее способно­сти влиять на стабильность, мир и прогресс в данном регионе, особенно в Боснии и Герцеговине. Босния для Турции играет наибольшую роль в данном регионе, с которым имеется культурная, историческая, экономическая, религиозная, географическая близость.

Одним из важных элементов турецкой «мягкой силы» в данном регионе является некоммерческая организация TİKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и коорди­нации). На данную организацию возложена ответственность за разра­ботку турецкой «мягкой силы» в соответствии с внешней политикой Турции. За последний пе­риод наблюдается увеличение финансирования бюджета TİKA, эта организация инициирует, а также оказывает содействие проектам за рубежом в области здравоохранения, безопасности, образования, строительства, и др. TİKA также широко занимается возрождением османского прошлого и турецкой идеологии в регионах своей деятельности. О значении именно Боснии и Герцеговины как важного направления деятельности ту­рецкой «мягкой силы» следует по рекордному финансированию этого региона среди всех других стран Европы в 2018 г. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Финансирование проектов TİKA в странах Европы в 2018 г. (в млн долларов) [3, с. 28]

Страна

 Сумма проекта TİKA

Беларусь

0,11

Черногория

1,53

Украина

1,82

Сербия

4,37

Албания

4,74

Северная Македония

8,07

Косово

11,68

Молдова

16,54

Босния и Герцеговина

17,95

 

TİKA задействует свои проекты во всех сферах общества Боснии и Герцеговины, что следует из докладов о деятельности этой организации. Так, в образовательной сфере в 2017 г. была произведена модернизация здания библио­теки архитектурного факультета крупнейше­го университета Боснии и Герцеговины в Сараево. Ремонт и оборудование этой библиотеки были завершены с целью функционального и эстети­ческого развития библиотечного про­странства, а также для увеличения возможностей для изу­чения и чтения, а также увеличения количества полок для книг и научно-профессиональных журналов [4, с. 69]. В рамках про­граммы «Турция-Балканы», подразумевающей обмен опытом в специальном образовании, Турция и Босния завершили первые этапы проекта, состоящего из взаимных визитов и обу­чения, кроме того, были завершены 16 проектов реконструкции и оборудования мастерских и учебных классов в 8 школах специального образова­ния в Боснии и Герцеговине [7, с. 43]. В г. Босанска-Крупа строительство начальной школы началось в 2007 г., но не было завершено из-за нехватки средств. Однако в 2019 г. незаконченное строительство было завершено при посредничестве TİKA, и около 120 учеников, обучавшихся в неблагоприятных условиях, начали учиться в современных и ком­фортных условиях [5, с. 82]. Также в рамках сотрудни­чества кантон Сараево в Боснии получил 15 школьных автобусов [7, с. 86].

В Сребренице и Братунаце в Восточной Боснии, в муниципалитетах Вогошча, Живи­нице в Центральной Боснии 80 семей, переживших войну, получили образовательные и кон­сультационные услуги в сельскохозяйственной сфере, а также поддержку в виде 100 м2 теп­лиц, ирригационной системы и рассады. В 2018 г. была завершена реконструкция инфра­структуры, которая в 2014 г. в результате наводнений в г. Янина была разрушена и привела к боль­шим потерям имущества. Благодаря поддержке TİKA, русло реки было расширено и углуб­лено, к краям были установлены подпорные стены с железобетонной конструкцией, речной поток был упорядочен, что предотвратило превращение осадков в наводнения, а так­же благодаря новому мосту, построенному на реке, люди получили возможность передвиже­ния в противоположную часть города [7, с. 110]. Проект строительства водопроводной сети в Стенице, сельском районе муниципалитета Рогатица с целью удовлетворения потребностей в чистой воде около 15 домохозяйств 40 деревень в сельской местности был завершен при уча­стии TİKA [6, с. 36]. В муниципалитете Бужим с населением 20 тысяч человек, большин­ство из которых составляют мусульмане боснийцы, был введен единственный на данный мо­мент спортивный объект, где жители округа могут заниматься спортом [7, с. 91].

В 90 км к западу от Сараево было реставрировано медресе Ибрагима Паши, которое входит в число сооружений, принадлежащих к периоду Османской империи на Балканах и входящей в перечень объектов защиты культурных ценностей TİKA [7, с. 75]. Также в рам­ках культурного сохранения была произведена реставрация старого здания медресе Карагез-Бек, национального памятника, расположенного в саду мечети Кейван Кетуда, недалеко от моста Мостар в 2016 г. и открытием в 2018 г. [8, с. 74].

В сфере здравоохранения клинический центр университетской больницы Сараево, ко­торое во время войны 1990-х годов сильно пострадало от бомбардировок, реставрировано и сей­час здание также используется организацией TİKA, открытие проекта состоя­лось в 2018 г. в присутствии первой леди Турции Эмине Эрдоган [7, с. 57]

В информационной сфере поддержка в виде материалов и оборудования была предо­ставлена радиотелевидению кантона Уна, сейчас совместный проект направлен на повыше­ние качества вещания телевидения [5, с. 118].

Таким образом, турецкие механизмы «мягкой силы» и ее инструменты направлены на все сферы общественной деятельности Боснии, что дает Турции большой авторитет и влия­ние на процессы, происходящие в данном регионе, а также свидетельствуют о тенденции — последовательное использование Турцией «мягкой силы» будет использоваться для реализа­ции своих внешнеполитических целей в целом.


Библиографическая ссылка

Исхаков А.С., Умярова Д.Р. ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» НКО В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20331 (дата обращения: 27.11.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074