Процесс обучения во всех образовательных учреждениях происходит в классах, группах, коллективах. Педагогу будет намного легче организовать эффективную работу в процессе образования, если в детском коллективе выстроены доверительные и дружеские отношения. Даже если дети вместе проводят время на занятиях, это совсем не значит, что коллектив является командой.
Такие доктора психологических наук, как Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев и Е.Н. Павлова характеризуют команду как группу людей, которые взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга в ходе достижения общих результатов, используют особую форму организации совместной деятельности.
По М. Бронштейну команда определяется, как организованная группа людей, с развитыми коммуникативными качествами, целью которой является совместное решение общей задачи с полной ответственностью каждого ее участника за конечный результат работы всей группы.
Таким образом, проанализировав несколько определений понятия «команда», можно выделить критерии, которые выделяют команду из других групп:
- наличие одной цели, то есть все члены команды объединены одной целью;
- стремление достичь общую цель, это значит, что все участники команды обладают личным стремлением в достижении общей цели;
- коммуникации, то есть информация передается, между участниками команды, без затруднений;
- общие правила – внутри команды существуют ценности и правила, которые разделяют и принимают все участники команды;
- единый лидер, то есть в команде есть один лидер, которого признает вся команда;
- ответственность за результат. Все участники команды ощущают собственную ответственность за общий результат.
Поэтому крайне важно проводить диагностику коллектива на взаимоотношения и при необходимости при помощи различных методов и технологий командоформирования сплотить детский коллектив.
Большую роль в развитии индивида играют его взаимоотношения со сверстниками. Именно в процессе группового взаимодействия создаются условия для успешной самореализации, обучению коммуникации.
С точки зрения воспитательного влияния на личность А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития группы, а именно:
- Дети пассивны, нет распределения обязанностей, нет сплочения и дружеских связей;
- В группе складывается определенная структура, появляются ответственные лица, появляется общественное мнение;
- Возникает детский орган самоуправления, группа становится самостоятельной.
Поэтому развитие детского коллектива как команды – это не прямолинейный процесс от низшего к высшему, а более сложная структура.
Зачем нужно проводить упражнения по командообразованию в образовательном учреждении? Одним из главных источников социализации человека является школа. В современном мире дети с 6-7 летнего возраста большую часть времени проводят именно в школе. Очень важно замотивировать детей к учёбе и познанию на этапе обучения в школе. Так как положительный настрой младшего школьника на учебный процесс в значительной степени зависит от отношения к нему одноклассников, распространение положительного и отрицательного мнения – от степени формирования коммуникативных связей внутри детского коллектива [1, с. 53]. Здесь важную роль играет учитель, целью которого должно стать создание необходимых условий для повышения учебной мотивации и помощи ученикам в поиске своего места в классе. Именно поэтому нужно создавать желающий учиться коллектив с применением методов командообразования.
Подбирать методы по командоформированию необходимо с учётом возраста детей и их психологических особенностей и специфик. Поэтому мы решили выделить такие категории, как: дети младшего школьного возраста, дети средней школы, дети старшей школы: подростки и юноши.
Далее в таблице мы предлагаем варианты методов образования команды для детей, учитывая их возраст.
Таблица 1. Методы командоформирования для обучающихся в образовательном учреждении
Категория детей по возрасту |
Метод (игра/упражнение) |
Описание |
Дети младшего школьного возраста |
«Кочки на болоте» (целью упражнения является повышение сплочённости класса) |
Учитель предусмотрительно распечатывает карточки, на которых записаны пословицы (каждая отдельная карточка содержит только одно слово). На весь класс нужно распечатать 4-5 пословиц. Затем делит класс на группы по количеству пословиц. На полу раскладываются чистые листы А4 - кочки (опора, на пол наступать во время игры нельзя). Задача ребят – поменяться местами таким образом, чтобы слова в пословицах встали на свои места. Незначительный физический контакт во время выполнения этого упражнения позволяет уменьшить дистанцию между одноклассниками, формировать навыки выработки стратегии работы в команде. После выполнения можно совместно решить, чья стратегия достижения цели оказалась наиболее успешной.
|
Дети среднего школьного возраста |
«Дом» (целью упражнения является осознание своей роли в группе, стиля поведения) |
Продолжительность – около 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». В чем заключается психологический смысл упражнения? Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение можно начать и продолжить такими вопросами: «Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль?». |
Дети старшего школьного возраста (подростки) |
«Конь» (цель данного упражнения является сплочение группы)
|
Команды получают одинаковое количество бумаги, ножницы, скотч, маркер и скрепки. За 15-20 минут они должны сделать коня. Конь должен быть устойчивым и быть не ниже одного метра. Участники представляют коней, дают им имя, могут сделать круг почета. Конь может иметь и всадника. |
Дети старшего школьного возраста (юноши) |
«Яйцо летит» (целью игры является повышение осознания важности командной работы)
|
Участники делятся на две команды. Каждой команде выдают по одинаковому набору: одно яйцо, один лист бумаги А4, один надувной шарик, ножницы, скотч, кусок тонкой веревки или ленточки. Задача команд – за 15 минут так защитить яйцо, чтобы оно не разбилось при броске его на высоту два метра. Выигрывает та команда, яйцо которой останется целым. |
Такие упражнения или игры следует применять безусловно во внеурочное время, а именно на классных часах. Стоит отметить, что можно придумать свои «фишки», которые можно использовать каждый день, к примеру, особое приветствие. Также вводить традиции класса, создавать свой уголок с индикатором настроения и пожеланиями и т.д.
Таким образом, командообразование играет важную роль в образовательном процессе, так как формирует положительную атмосферу внутри коллектива, сплачивает детей и помогает им понять свою идентичность в классе.
Библиографическая ссылка
Саленко А.К., Тигиева И.К. МЕТОДЫ КОМАНДОФОРОМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20309 (дата обращения: 04.10.2024).