Среди педагогических исследований, до сих пор актуальна тема методических рекомендаций проведений того или иного курса среди школьников.
Методические рекомендации - это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение учащимися учебного материала. [1]
Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» - садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» - декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, или природные формы, выстриженные из кустарника, дерева с мелкой листвой, или сделанное вовсе своими руками из подручных средств по шаблону или на глаз.
Искусство топиарии - это многовековая история. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности. А если зайдем немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого масштабного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
В России подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора срочно изучить все тонкости данного мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они сразу же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге, но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа и черемуха.
В скором времени выяснилось, что, как и у любого модного направления, у топиарии появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, декоративно-искусственные деревья.
Декоративно - прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.
Искусство создания топиария — это новый, набирающий популярность, вид рукоделия. Топиарий - дерево счастья — не только элемент декора интерьера, но и модный современный подарок hand-made. [2]
Обучаясь по программе «Топиарий» обучающиеся приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.
На теоретических занятиях педагог должен дать учащимся основные базовые знания на изучение курса. На первом занятии необходимо рассказать историю возникновения данного вида творческой деятельности, а именно такие темы, как:
- Что такое топиарий;
- Виды топиариев;
- Основы цветоведения.
Данные темы нужны для того, чтобы учащиеся смогли правильно и красиво сочетать цвета, что бы их работа выглядела гармонично и эстетично.
Необходимо так же проговорить какие инструменты им понадобятся, для того, что бы понять, как с ними правильно обращаться и, следовательно, нужны знания для изготовления самого топиария. После этого можно приступать к изучению разных видов топиариев.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы
Педагог может предложить обучающимся просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с обучающимися переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа демонстрирует технику обращения с различными художественными материалами. Педагог показывает, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, он раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Обучающиеся после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации обучающимся в виде домашнего задания.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ученика за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда обучающиеся устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).
Чтобы обучающиеся быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Данные методические рекомендации были написаны и изучены во время прохождения производственной (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практики.
В заключении хотелось бы сказать, что в соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего и среднего школьного возраста. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Наш курс, посвящённой творческой теме позволит решить вышеизложенные важные задачи.
Данные методические рекомендации будут актуальны и интересны за счёт своей оригинальности. Рекомендации подходят для учителей технологии, составляющих рабочую программу по данному курсу.
Библиографическая ссылка
Антипов А.О., Волкова И.П. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА “ТОПИАРИИ” ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20301 (дата обращения: 21.11.2024).