Среди педагогических исследований, до сих пор актуальна тема методических рекомендаций проведений того или иного курса среди школьников.
Методические рекомендации - это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение учащимися учебного материала. [1]
Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» - садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» - декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, или природные формы, выстриженные из кустарника, дерева с мелкой листвой, или сделанное вовсе своими руками из подручных средств по шаблону или на глаз.
Искусство топиарии - это многовековая история. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности. А если зайдем немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого масштабного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
В России подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора срочно изучить все тонкости данного мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они сразу же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге, но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа и черемуха.
В скором времени выяснилось, что, как и у любого модного направления, у топиарии появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, декоративно-искусственные деревья.
Декоративно - прикладное творчество предполагает разнообразные формы выражения и использует огромное число материалов. Работа с таким многообразием материалов позволяет овладеть многочисленными практическими навыками. Знакомство с различными видами и техниками прикладного дизайна происходит в процессе творческой деятельности направленной на воплощение собственной креативной идеи в конкретном материале.
Искусство создания топиария — это новый, набирающий популярность, вид рукоделия. Топиарий - дерево счастья — не только элемент декора интерьера, но и модный современный подарок hand-made. [2]
Обучаясь по программе «Топиарий» обучающиеся приобщаются к искусству, у них развивается и укрепляется творческое начало, развивается воображение и наглядно-образное мышление, развиваются коммуникативные качества личности.
На теоретических занятиях педагог должен дать учащимся основные базовые знания на изучение курса. На первом занятии необходимо рассказать историю возникновения данного вида творческой деятельности, а именно такие темы, как:
- Что такое топиарий;
- Виды топиариев;
- Основы цветоведения.
Данные темы нужны для того, чтобы учащиеся смогли правильно и красиво сочетать цвета, что бы их работа выглядела гармонично и эстетично.
Необходимо так же проговорить какие инструменты им понадобятся, для того, что бы понять, как с ними правильно обращаться и, следовательно, нужны знания для изготовления самого топиария. После этого можно приступать к изучению разных видов топиариев.
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: фотографии, лучшие детские работы
Педагог может предложить обучающимся просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с обучающимися переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа демонстрирует технику обращения с различными художественными материалами. Педагог показывает, как нужно работать с разными инструментами. Таким образом, он раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Обучающиеся после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации обучающимся в виде домашнего задания.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ученика за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда обучающиеся устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук (физминутки).
Чтобы обучающиеся быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом ребенке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Данные методические рекомендации были написаны и изучены во время прохождения производственной (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) практики.
В заключении хотелось бы сказать, что в соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего и среднего школьного возраста. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Наш курс, посвящённой творческой теме позволит решить вышеизложенные важные задачи.
Данные методические рекомендации будут актуальны и интересны за счёт своей оригинальности. Рекомендации подходят для учителей технологии, составляющих рабочую программу по данному курсу.