Введение. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии.
Целью исследования явилось оценка физического развития и состояния здоровья учащихся с 8-11 классы МБОУ СОШ с. Эрзин РТ.
Задачи:
- оценить физическое развитие и состояние здоровья школьников;
- сопоставить антропометрические данные стандарты физического развития с показателями испытуемых;
- определить уровень и гармоничность физического развития школьников.
Материал и методы исследования.
Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовались Индекс Кетле, который описывается следующей формулой ИК=Масса тела (г)/Рост (см). Он характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения.
Для оценки здоровья применялся доврачебный скрининг. В качестве критерия адаптационных возможностей определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле: КЗ=0,01ЧП+0,01САД+0,008ДАД+0,014В+0,009МТ-0,009Р+0,27
Индекс Робинсона – двойное произведение говорит о регуляции ССС и характеризует соматическую работу сердца ДП =ЧСС *АД сист/100
Индекс Кердо (ВИ) основан на сопоставлении величин артериального давления и ЧСС
ВИ=(1-ДД/ЧСС)*100%,где ДД- диастолическое артериальное давление.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 1 показаны сведения об учащихся, обследованных в данной школе.
Табл. 1. - Распредление обследованных учащихся по полу и возрасту
Пол |
Возраст (лет) |
Всего |
|
|
14-16 |
17-18 |
|
Юноши |
23 |
15 |
38 |
Девушки |
18 |
22 |
40 |
|
|
|
|
Показатели антропометрии. Антропометрические измерения позволили получить данные, характеризующие особенности физического развития школьников (табл 2).
Табл. 2 - Показатели физического развития мальчиков и юношей
|
Рост |
Масса |
Оценка физического развития |
|||
|
14-16 |
17-18 |
14-16 |
17-18 |
14-16 |
17-18 |
Юноши |
166 |
170 |
53 |
63 |
среднее |
среднее |
Девушки |
160 |
162 |
56 |
52 |
высокое |
среднее |
Как видно из табл. 2 у юношей средний возраст равняется 166 см в возрастной категории 14-16 лет, достоверно выше рост у юношей 17-18 лет. В обеих возрастных группах юноши имеют средний уровень физического развития. У девушек 14-6 лет масса тела больше, чем средний показатель массы в возрастной категории 14-16 лет.
При оценке индексе Кетле нами были получены следующие результаты: 9% юношей в возрасте 14-15 лет, 23% 16-летние учащиеся и 33% 18-летние юноши имеют гармоничное телосложение. Дефицит массы тела имеют27% юношей 14-16 лет и 11% юноши 18 лет .
Табл. 3 - Значение массо-ростового показателя (индекса Кетле) юношей в %
Возраст (лет) |
Дефицит массы |
Гармоничное (-) |
Гармоничное |
Гармоничное (+) |
Тучное |
14-16 |
27 |
30,1 |
11,5 |
19,5 |
14 |
17-18 |
11 |
52,5 |
33 |
14,5 |
22 |
У девушек следующие показатели индекса Кетле: дефицит массы тела наблюдается во всех возрастных категориях: 27% у 14-16 лет, 58% у 17-18 –летних. Вместе с тем, у 23% девушек отмечается тучность телосложения (возраст 14-16 лет).
Табл. 4 - Значение массо-ростового показателя (индекса Кетле) девушек в %
Возраст (лет) |
Дефицит массы |
Гармоничное (-) |
Гармоничное |
Гармоничное (+) |
Тучное |
14-16 |
27 |
21 |
23 |
16,5 |
23 |
17-18 |
58 |
37,5 |
10 |
0 |
0 |
Оценка параметров ССС.
Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системы, как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу показателей ЧСС и АД. Исследование ССС показало, что частота сердечных сокращений у всех возрастных категорий выше нормы (табл. 5).
Табл. 5 – Среднее значение ЧСС в покое и после нагрузки, степень адаптации системы кровообращения
Возраст |
Норма (уд/мин) |
ЧСС (уд/мин) |
Степень тренированности |
Коэффициент здоровья |
Степень адаптации |
|
|
|
в покое |
после нагрузки |
|||
14-16 |
75 |
79,5 |
106,5 |
хорошая |
1,89 |
Оптим. |
17-18 |
71 |
77,5 |
105,4 |
хорошая |
1,99 |
Оптим. |
После физической нагрузки наблюдается увеличение этого показателя, что говорит о хорошей степени тренированности. Степень адаптации юношей и девушек оптимальная, что характеризует состояние здоровья с достаточным адаптационными возможностями организма.
Показатели вегетативного индекса (Индекс Кердо) у обследованных учащихся говорят о том, что у 65% юношей 14-15 лет находятся под влиянием симпатической нервной системы. У 44% юношей преобладает парасимпатическое влияние нервной системы. У девушек во всех возрастных группах преобладает влияние симпатической нервной системы, и это влияние с возрастом уменьшается.
Табл. 6 - Показатели физического развития мальчиков и юношей
|
симпатикотония |
ваготония |
эйтония |
|||
|
14-16 |
17-18 |
14-16 |
17-18 |
14-16 |
17-18 |
Юноши |
55 |
67 |
32 |
33 |
13 |
- |
Девушки |
70 |
68 |
23 |
56 |
14 |
20 |
Индекс Робинсона равен среднему у 65% юношей в возрасте 14-16 лет. У 74% девушек 17-18 лет этот показатель также средний. (табл. 7). Низкие показатель индекса Робинсона не отмечен нигде. Также судя по таблице 7, у 14- 32% обследованных наблюдается показатель выше среднего, что говорит о нормальном функциональном состоянии регуляции и деятельности ССС.
Табл. 7 - Показатели индекса Робинсона
|
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|||||
|
14-16 |
17-18 |
14-16 |
17-18 |
14- 16 |
17-18 |
14- 16 |
17-18 |
14- 16 |
17-18 |
Юноши |
11 |
0 |
30 |
28 |
65 |
64 |
0 |
17 |
0 |
0 |
Девушки |
0 |
17 |
32 |
14 |
53 |
74 |
29 |
8 |
0 |
0 |
Заключение
Как показывают результаты проведенного исследования, гармоничное физическое развитие наблюдается у большинства обследованных школьников. Но, также отмечается дефицит массы тела у 50% девушек. Тип сердечно-сосудистой системы как девушек так и юношей во всех возрастных категориях нормотонический, а степень тренированности сердца – хорошая. Оптимальную степень адаптации имеют все возрастные категории.
Библиографическая ссылка
Хомушку А.А., Доржу У.В. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ЭРЗИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20291 (дата обращения: 26.12.2024).