Введение: Указом Президента Российской Федерации (№ 240 от 29 мая 2017 г.) 2018–2027 гг. объявлены десятилетием детства. За этот период должны быть реализованы мероприятия, которые, как задекларировано, будут способствовать формированию здорового поколения россиян [1, с.4]. Одним из аспектов является обеспечение здорового питания учащихся.
Правильное здоровое питание детей и подростков имеет медицинское значение не только как фактор сохранения здоровья, но и как фактор, определяющий здоровье будущих поколений [2]. Следствием нерационального потребления основных продуктов питания является недостаточное поступление биологически активных компонентов с пищей [3, с.14].
Пищевой статус, который не соответствует требованиям и может быть определен как «неудовлетворительный», во всех своих формах является проблемой здравоохранения на глобальном уровне. И недостаток, и избыток питания опасны для детей, так как они формируют больший, по сравнению с общим по популяции, риск ухудшения здоровья, и негативные последствия для физического, интеллектуального и поведенческого развития детей [4, с.138].
Особую роль в питании играют витамины и минералы. Нехватка этих веществ не только приводит к физиологическим нарушениям, но и вносит свой вклад в клиническую картину других соматических заболеваний, а в ряде случаев сама служит причиной болезни [5] .
Учащиеся старших классов находятся в группе риска по дефициту в пище витаминов и минералов. Это может быть следствием влияния стрессовых ситуаций (сдача ЕГЭ), нерационального режима дня, несоблюдения режима труда и отдыха, переутомления, стереотипов пищевого поведения (мода на вегетарианство, веганство) и другие.
Научные исследования показывают, что недостаток в питании витаминов, минеральных веществ приводит к развитию алиментарных заболеваний, таких как рахит, пеллагра, гемералопия (куриная слепота), ксерофтальмия, кератомаляция, болезнь бери-бери, цинга, ангулярный стоматит, флюороз и другие. Чем раньше будет определен риск болезней недостаточного питания, тем больше возможностей для сохранения крепкого здоровья [6, с. 46].
Цель. Оценить витаминно-минеральный статус учащихся лицея №10 города Перми.
Материалы и методы.
Проведено поперечное исследование витаминно-минерального статуса учащихся 10 и 11 классов. Использовался анкетный метод, в основу которого положен Буклет-Биотестер Новоселова В.Г. [7]. На основе данной анкеты можно определить уровень индивидуального риска развития гиповитаминозов и микроэлементозов. Комплексный опросник выявляет 43 признака недостаточности витаминов и минералов в организме респондентов.
Объектом исследования являлись 100 учащихся 10 и 11 классов лицея №10 в возрасте 16-18 лет (10 класс n=56, 11 класс n=44). Среди них 64 девушек, 44 юношей.
Результаты и обсуждения.
Сравнительная оценка жалоб, предъявляемых подростками со стороны различных систем организма, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная оценка риска развития дефицита витаминов и минералов по системам организма
Системы организма |
Симптоматика |
10 класс |
11 класс |
Риск развития дефицита витаминов и минералов |
Да (%) |
Да (%) |
|||
Орган зрения |
1.Частое покраснение глаз |
12,5 |
28 |
В2, В6 |
2. Жалобы на нарушение остроты зрения |
48,2 |
47 |
А |
|
3. Быстрая утомляемость и (или) слезотечение, жжение и зуд в глазах |
33,9 |
21 |
В2, В6 |
|
Кожа, подкожно-жировая клетчатка и придатки кожи |
1.Общая сухость кожи с шелушением |
39,3 |
30 |
А,F |
2.Жирная кожа с воспалениями, шелушениями, белыми и черными угрями |
37,5 |
37 |
В2, В6 |
|
3. Мелкие точечные кровоизлияния (петехии) в местах кожи, подвергающихся давлению, травмированию (ремни, резинки) |
5,4 |
12 |
С, Р |
|
4.Множественные (2 и более) белые пятна под ногтями |
10,7 |
16,3 |
Цинк, кальций |
|
5.Повышенная ломкость и (или) истончение, исчерченность ногтей |
12,5 |
23 |
Кальций, цинк, железо |
|
6.Тусклые, ломкие, сухие волосы |
12,5 |
19 |
В1, В2, В6, ПАБК, F, биотин, йод, РР |
|
7. Перхоть в волосах головы |
37,5 |
30 |
В6, В12, F |
|
Опорно-двигательный аппарат |
1.Болезненность икроножных мышц при прикосновении |
5,4 |
0 |
В1 |
2. Внезапные судороги в икроножных мышцах в любое время суток |
25 |
12 |
С, В1, В6, биотин, кальций, магний |
|
3. Ночные судороги в икроножных мышцах |
19,6 |
7 |
Кальций, магний |
|
4. Ноющие, давящие боли в костях |
19,6 |
9 |
Кальций, фосфор |
|
Нервная система |
1.Бессоница |
14,3 |
14 |
В1 |
2.Подергивание век при стрессе |
35,7 |
42 |
Магний |
|
3. Повышенная нервная возбудимость и раздражительность |
39,3 |
67 |
В1, В6, В12, РР, ПАБК, магний |
|
4.Тремор (слабая дрожь) кистей, кончиков пальцев рук при стрессе |
28,6 |
26 |
Магний |
|
5.Частая головная боль |
32,1 |
23 |
Магний, фтор |
|
Пищеварительная система |
1. Понос и вздутие живота после употребления жирной пищи |
16,1 |
7 |
Холин |
2.Извращение вкуса (желание употреблять мел, известку, сырой мясной фарш, уголь, сухие макароны и т.д.) |
8,9 |
14 |
Железо, кальций |
|
|
4. Признаки отечности языка (вмятины по краю языка, имеющие форму зубов)
|
3,6 |
9,3 |
В2, В6, РР |
5. Кровоточащие десны |
19 |
19 |
С, Р |
|
6. Двустороннее воспаление и трещины в углах рта |
19,6 |
37 |
В2, В6, железо |
|
7. Шелушение, истончение оболочки губ, ярко-красной окраской, появление кровоточащих вертикальных трещин |
28,6 |
42 |
В2, В6, РР |
Проведенное исследование позволило по признакам недостаточности пищевых веществ провести в динамике сравнительную оценку жалоб со стороны следующих систем организма: зрительной системы, кожи и подкожно-жировой клетчатки, опорно-двигательного аппарата, нервной и пищеварительной систем.
Полученные результаты позволили установить, что со стороны зрительной системы наибольший процент жалоб связан со снижением остроты зрения, что в том числе может косвенно свидетельствовать о недостатке витамина А (10 класс-48,2%, 11 класс - 47%). 33,9% опрошенных 10 класса и 21 % 11 класса отмечают быструю утомляемость и (или) слезотечение, жжение и зуд в глазах, что может указывать на недостаток в пищевом рационе В2, В6.
Кожа, подкожно-жировая клетчатка и ее придатки. Высокий процент опрашиваемых 10-11 класса имеют жалобы на общую сухость кожи с шелушением (10 класс- 39,3% , 11 класс- 30%), что является одним из признаков недостаточности витаминов А, F. Отмечается динамика жалоб на множественные (2 и более) белые пятна под ногтями (10 класс-10,7%, 11 класс- 16,3%) и на повышенную ломкость и (или) истончение, исчерченность ногтей (10 класс- 12,5%, 11 класс- 23%). Одной из причин данных симптомов может являться недостаток в пище кальция, цинка, железа. Обращают на себя внимание жалобы на перхоть в волосах головы (10 класс-37,5%, 11 класс- 30%), что в том числе может проявляться в результате дефицита в пищевых продуктах витаминов В6, В12, F.
Опорно-двигательный аппарат. Жалобы на внезапные судороги в икроножных мышцах в любое время суток предъявляют 25% 10-классников, что может указывать на недостаток витаминов: С, В1, В6, биотина; микроэлементов: кальция и магния.
Нервная система. Обращает на себя внимание динамика жалоб на повышенную нервную возбудимость, раздражительность (10 класс-39,3%, 11 класс- 67%), на подергивание век при стрессе (10 класс- 35,7%, 11 класс- 42%), что косвенно может свидетельствовать о недостатке в рационе В1, В6, В12, РР, ПАБК, магния.
Пищеварительная система. Наибольший процент жалоб на симптомы, возникающие после употребления жирной пищи (вздутие живота и т.д.), имеют респонденты 10 класса (16,1%). Одной из причин данных симптомов может являться недостаток холина в организме. Привлекает внимание динамика жалоб на двустороннее воспаление и трещины в углах рта (10 класс- 19,6 %, 11 класс- 37%), шелушение и истончение оболочки губ, появление кровоточащих вертикальных трещин (10 класс- 28,6 %, 11 класс- 42%), что могут связывать с дефицитом В2, РР, В6, железа.
При сравнительной оценке связи риска развития дефицита витаминов и минералов с диагностированными заболеваниями учащихся выявляется динамика увеличения числа заболеваний гриппом, ОРВИ (10 класс-21,4%, 11 класс- 37% ), что косвенно может свидетельствовать о недостатке в организме у подростков витаминов А, С, РР, В1, В2, В6 (табл.2).
Таблица 2. Сравнительная оценка риска развития дефицита витаминов и минералов по диагностированным заболеваниям у подростков
Заболевания |
10 класс |
11 класс |
Риск развития дефицита витаминов и минералов |
Да (%) |
Да(%) |
||
Выраженное ожирение |
5,4 |
2,3 |
Е, фтор |
Анемия |
7,1 |
4,7 |
Фолацин, В12, железо, медь |
Зоб |
1,8 |
2,3 |
Йод |
Грипп и ОРВИ |
21,4 |
37 |
А, С, РР, В1, В2, В6 |
Аллергические проявления |
28,6 |
33 |
С, РР, Р, В6, В12, фтор |
Изучены особенности образа жизни учащихся и их связь с риском развития дефицита витаминов и минералов. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Связь особенностей образа жизни учащихся с риском развития дефицита витаминов и минералов
Элементы образа жизни |
10 класс |
11 класс |
Риск развития дефицита витаминов и минералов или дополнительная потребность в них |
Да(%) |
Да(%) |
||
Злоупотребление кофе (в среднем 2 и более чашки кофе в день) |
16,1 |
23 |
Калий, инозит |
Злоупотребление курением (1-2 сигареты в день) |
7,1 |
14 |
С, А, В1, Е |
Курение кальяна и (или) вейпа и др. табачных изделий |
8,9 |
21 |
|
Злоупотребление алкоголем (1- 2 раза в неделю) |
0 |
7 |
А, В1, РР, С, холин, цинк, магний, калий |
Строгое вегетарианское питание с полным исключением из диеты мяса, рыбы, яиц, молока |
5,4 |
2,3 |
В2, В12, железо, кальций |
Постоянный физический труд или систематические занятия спортом с большими физическими нагрузками - бегом, аэробикой, теннисом, бодибилдингом, футболом, борьбой и т.п. |
41,1 |
44 |
С, В1, В6, Е, кальций |
Сравнительная оценка связи особенностей элементов образа жизни с риском развития дефицита витаминов и минералов позволила установить увеличение числа учащихся 11 класса, злоупотребляющих табакокурением (курение кальяна и (или) вейпа и других табачных изделий- 21%, злоупотребление курением 1-2 сигареты в день- 14%), что в том числе может быть обусловлено недостатком в организме витаминов С, А, В1, Е. Отмечается увеличение числа лиц, злоупотребляющих кофе (в среднем 2 и более чашки в день) — 10 класс -16,1%, 11 класс- 23%, что соответственно может указывать на дефицит калия и инозита.
Анкетирование выявило значительный процент учащихся, которым необходимо дополнительно ввести в рацион витамины С, В1, В6, Е и кальций, так как они систематически занимаются спортом с большими физическими нагрузками (44% респондентов 11 класса , 41% -10 класса).
Выводы
- Проведенный анализ витаминно-минерального статуса учащихся старших классов позволил оценить возможный риск развития дефицита витаминов и минералов в связи с несбалансированным пищевым рационом, нездоровым образом жизни и имеющимися у подростков сопутствующими заболеваниями.
- Отмечается негативная тенденция к увеличению риска развития дефицита витаминов— А, группы В (В2, В3, В6, В10, В12), С, Е; минералов — магния, железа, кальция, калия, инозита от 10 класса к 11 классу.
- Дефицит витаминов и минералов в организме подростков формируется на фоне неправильного образа жизни, что в том числе связано со злоупотреблением табакокурения и употреблением большого количества кофе (в среднем 2 и более чашки кофе в день).
- В связи со значительным процентом учащихся, занимающихся спортом, требуется дополнительное введение в их субъективный рацион витаминов и минералов.
- Необходимо провести санитарно-просветительскую работу с детьми и их родителями с целью формирования здорового образа жизни.
- Требуется корректировка питания подростков с повышенным введением витаминов— А, группы В (В2, В3, В6, В10, В12), С, Е; минералов — магния, железа, кальция, калия, инозита.
Библиографическая ссылка
Пономарева Д.Н., Тимшина Д.И., Кулеш Т.А. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВИТАМИННО - МИНЕРАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ №10 ГОРОДА ПЕРМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20287 (дата обращения: 27.12.2024).