Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ

Преснова С.В. 1
1 Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого
Статья посвящена вопросам новизны к определению содержания вузовского образования на основе компетентностного подхода. Этим обусловлена востребованность применения новых инновационных технология при обучении студентов. В частности речь идет о разработке модулей по различным дисциплинам в процессе получения высшего профессионального образования. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «модульное обучение», элементы модульного обучения, приведена примерная структура модуля. Приведена разработка модуля биологической дисциплины «Зоология позвоночных» по теме «Класс Птицы».
модульное обучение
модуль
структурные элементы
учебный элемент
самостоятельная работа
студенты
университет
1.Аристанов М.Ж., Пидкасистый П.П., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 2005-267 с.
2.Балашов Ю.К., Рыжов. В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. – М.: Высшая школа, 2000. — 174 с.
3.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2002. – 207 с.
4.Виленский М.Я., Образцов П.Н., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.
5.Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 320 с.
6.Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 2003. – 152 с.
7.Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. — 1998. — № 5. — С. 29-32.
8.Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – 271с.
9.Карташова Н.С, Кулицкая Е.В. Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях. Учебно-методическое пособие – Тула, 2017. – 68 с.

Введение.  Компетентностый подход связан с существенным сдвигом образовательного процесса в направлении личности студента. Центральное место в образовании занимают  обучающиеся. Происходит  переход  от предметной дифференциации  к междисциплинарной интеграции. Компетентностный  подход наиболее полно реализуется в  образовательном процессе при использовании  модульных технологий. Ведущим принципом современного реформирования высшей школы является выделение модулей в содержании профессионального образования. Пришедшее из технических наук, модульное обучение, характеризуется четкостью и заданной логикой действий обучающегося, постоянно подкрепляющего свои действия на основе самоконтроля,  индивидуализированным темпом учебно-познавательной деятельности.

Цель исследования - выявить особенности построения и значение модульной системы обучения в профессиональном образовании, разработать  модуль биологической дисциплины «Зоология позвоночных» по одной из тем.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, разработка модуля и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В последнее десятилетие в педагогической науке стал широко использоваться термин «модуль» (от. лат.modulus –мера)[1]. В дидактике и психологии – это важная часть  дидактической системы, полный,  логически завершенный блок.

Существуют различные точки зрения  на сущность и компоненты дидактического модуля при структурировании содержания обучения.

В.М. Монахов в своей книге «Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса» дает следующее определение дидактического  модуля  «содержательный блок курса, который соответствует отдельным темам, разделам программы и определяет как содержание курса, так  и инструментарий педагога» [6].

Отечественные педагоги Ю.К. Балашов и В.А. Рыжов считаю, что модуль – это определенный объем научной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Авторы обращают внимание на особенности модульного обучения: разбивка специальности на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение и  максимальная индивидуализация продвижения в учебе [2].

М.Я. Виленский, П.И.Образцов, А.И. Уман считают модулем предметного обучения тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в общую структуру учебного плана конкретного образовательного учреждения. Близким к понятию модуля является выбор не столько темы (разбиение программы на темы носит чисто условный характер), сколько содержательной линии обучения. В этом случае учебный модуль — не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения [4].

Так же проблемой модульного обучения занимались А.А.Вербицкий, П. Юцявичен и Т.И. Шамова, Д.Г.Левитес [5,7,8].

Обобщая различные точки зрения на  модульное обучение, можно выделить следующие его основные элементы: цель, планируемые результаты обучения, содержание, максимальная индивидуализация продвижения в обучении.

Характеристики модульного обучения:

  • опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями,
  • алгоритмизацией учебной деятельности.

 Работа по модульной технологии позволяет осуществлять дифференцированный подход, таким образом учитывать разных уровни усвоения знаний студентами. Такой подход дает возможность преподавателю определять для  студента тип, объем, глубину изучения учебного материала, обучающиеся получают возможность для самообразования.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент достигает конкретных целей учебной деятельности в вузе в процессе работы с модулем.

Структурные элементы модульного обучения:

  1. учебные ситуации, или задачи;
  2. учебные действия;
  3. контроль;
  4. оценка.

От традиционной системы учебно-воспитательного процесса модульная система отличается следующими показателями:

а) содержание обучения представляется в виде законченных, самостоятельных модулей;

б) вышеназванные модули являются одновременно банком информации (содержанием) и методическим руководством по его применению.

Существует большое разнообразие в оформлении модульной системы обучения.

Наиболее распространенной считается табличная форма (табл. 1).[9]

                                                                                                             Таблица 1.

Примерная структура модуля

Номер учебного элемента (у.э.)

Название учебного элемента

Управление обучением (содержание, формы,  методы)

УЭ- 0

Цели и задачи модуля

Результаты обучения

УЭ -1

Учебные элементы

Пояснения к учебному материалу, источники получения знания, алгоритм действий учащихся

. . . . .

Обобщение (резюме)

Источники информации, алгоритмы решения заданий, дидактические карточки

УЭ-N

Контроль (самоконтроль)

Вопросы, тестовые задания, задания обобщающего и обучающего типа

Реализация модульного обучения позволяет изменять формы общения преподавателя и студентов, которое осуществляется как посредством модулей, так и непосредственно с каждым  студентом индивидуально.

Способность студентов к самостоятельному поиску информации должна развиваться на всех этапах обучения студента в вузе. Биологические науки, в частности зоология позвоночных, являются прочной базой для развития саморазвития и профессионального роста.

Так, модульное обучение можно использовать при изучении темы «Класс Птицы».  Пример и структура представлена ниже.

Тема: Класс Птицы

Источники:

  1. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 1
  2. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 2
  3. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 3
  4. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология: Многообразие живых организмов»

Структура учебного элемента

Поряд-ковый номер

Учебный материал

Управление обучением

(содержание, формы, методы)

УЭ-0

Интегрированная цель: изучить особенности строения и функционирования птиц, связанные со способностью к полету

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: Определить место птиц в системе органического мира

 

Задание 1 -  1 балл

Изучите таблицу П.5.1 «Геохронологическая шкала и история развития живых организмов». Внесите в таблицу названия эры, периода и возраста возникновения птиц

Эра

Период

Возраст

 

 

 

 

Задание 2 – 2 балла

Изучите рис.4.47 «Эволюция позвоночных» и напишите какие новые признаки приобрели птицы в отличии от пресмыкающихся

 

 

 

Источник 1, п.5.1 стр.364

 

 

 

 

 

 

Источник 1,рис.4.47 стр.145

 

 

Заключение. Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение образовательных модулей в различные дисциплины призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты вузовского обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса. Модуль  позволяет совместить  в одной организационно-методической структуре различные дидактические цели, логически завершенные  единицы учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Всё это  дает возможность оптимизировать образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.


Библиографическая ссылка

Преснова С.В. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20107 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674