Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MОDULAR EDUCATION AS A PRIMARY FORM OF INTERACTION WITH STUDENTS

Presnova S.V. 1
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
The article deals with the issues of novelty in determining the content of higher education based on a competency approach. This determines the demand for the use of new innovative technologies in education of students. In particular, it is about the matter of developing modules in various disciplines during higher professional education. The basic elements of modular training are considered, the approximate structure of the module is given. The development of the module of the biological discipline “Vertebrate Zoology” on the topic “Class Aves” has been submitted.
modular training
module
structural elements
training element
independent work
students
university

Введение.  Компетентностый подход связан с существенным сдвигом образовательного процесса в направлении личности студента. Центральное место в образовании занимают  обучающиеся. Происходит  переход  от предметной дифференциации  к междисциплинарной интеграции. Компетентностный  подход наиболее полно реализуется в  образовательном процессе при использовании  модульных технологий. Ведущим принципом современного реформирования высшей школы является выделение модулей в содержании профессионального образования. Пришедшее из технических наук, модульное обучение, характеризуется четкостью и заданной логикой действий обучающегося, постоянно подкрепляющего свои действия на основе самоконтроля,  индивидуализированным темпом учебно-познавательной деятельности.

Цель исследования - выявить особенности построения и значение модульной системы обучения в профессиональном образовании, разработать  модуль биологической дисциплины «Зоология позвоночных» по одной из тем.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, разработка модуля и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В последнее десятилетие в педагогической науке стал широко использоваться термин «модуль» (от. лат.modulus –мера)[1]. В дидактике и психологии – это важная часть  дидактической системы, полный,  логически завершенный блок.

Существуют различные точки зрения  на сущность и компоненты дидактического модуля при структурировании содержания обучения.

В.М. Монахов в своей книге «Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса» дает следующее определение дидактического  модуля  «содержательный блок курса, который соответствует отдельным темам, разделам программы и определяет как содержание курса, так  и инструментарий педагога» [6].

Отечественные педагоги Ю.К. Балашов и В.А. Рыжов считаю, что модуль – это определенный объем научной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Авторы обращают внимание на особенности модульного обучения: разбивка специальности на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение и  максимальная индивидуализация продвижения в учебе [2].

М.Я. Виленский, П.И.Образцов, А.И. Уман считают модулем предметного обучения тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в общую структуру учебного плана конкретного образовательного учреждения. Близким к понятию модуля является выбор не столько темы (разбиение программы на темы носит чисто условный характер), сколько содержательной линии обучения. В этом случае учебный модуль — не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения [4].

Так же проблемой модульного обучения занимались А.А.Вербицкий, П. Юцявичен и Т.И. Шамова, Д.Г.Левитес [5,7,8].

Обобщая различные точки зрения на  модульное обучение, можно выделить следующие его основные элементы: цель, планируемые результаты обучения, содержание, максимальная индивидуализация продвижения в обучении.

Характеристики модульного обучения:

  • опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями,
  • алгоритмизацией учебной деятельности.

 Работа по модульной технологии позволяет осуществлять дифференцированный подход, таким образом учитывать разных уровни усвоения знаний студентами. Такой подход дает возможность преподавателю определять для  студента тип, объем, глубину изучения учебного материала, обучающиеся получают возможность для самообразования.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент достигает конкретных целей учебной деятельности в вузе в процессе работы с модулем.

Структурные элементы модульного обучения:

  1. учебные ситуации, или задачи;
  2. учебные действия;
  3. контроль;
  4. оценка.

От традиционной системы учебно-воспитательного процесса модульная система отличается следующими показателями:

а) содержание обучения представляется в виде законченных, самостоятельных модулей;

б) вышеназванные модули являются одновременно банком информации (содержанием) и методическим руководством по его применению.

Существует большое разнообразие в оформлении модульной системы обучения.

Наиболее распространенной считается табличная форма (табл. 1).[9]

                                                                                                             Таблица 1.

Примерная структура модуля

Номер учебного элемента (у.э.)

Название учебного элемента

Управление обучением (содержание, формы,  методы)

УЭ- 0

Цели и задачи модуля

Результаты обучения

УЭ -1

Учебные элементы

Пояснения к учебному материалу, источники получения знания, алгоритм действий учащихся

. . . . .

Обобщение (резюме)

Источники информации, алгоритмы решения заданий, дидактические карточки

УЭ-N

Контроль (самоконтроль)

Вопросы, тестовые задания, задания обобщающего и обучающего типа

Реализация модульного обучения позволяет изменять формы общения преподавателя и студентов, которое осуществляется как посредством модулей, так и непосредственно с каждым  студентом индивидуально.

Способность студентов к самостоятельному поиску информации должна развиваться на всех этапах обучения студента в вузе. Биологические науки, в частности зоология позвоночных, являются прочной базой для развития саморазвития и профессионального роста.

Так, модульное обучение можно использовать при изучении темы «Класс Птицы».  Пример и структура представлена ниже.

Тема: Класс Птицы

Источники:

  1. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 1
  2. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 2
  3. Н.Грин, У.Стаут, ДюТейлор «Биология», том 3
  4. В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология: Многообразие живых организмов»

Структура учебного элемента

Поряд-ковый номер

Учебный материал

Управление обучением

(содержание, формы, методы)

УЭ-0

Интегрированная цель: изучить особенности строения и функционирования птиц, связанные со способностью к полету

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: Определить место птиц в системе органического мира

 

Задание 1 -  1 балл

Изучите таблицу П.5.1 «Геохронологическая шкала и история развития живых организмов». Внесите в таблицу названия эры, периода и возраста возникновения птиц

Эра

Период

Возраст

 

 

 

 

Задание 2 – 2 балла

Изучите рис.4.47 «Эволюция позвоночных» и напишите какие новые признаки приобрели птицы в отличии от пресмыкающихся

 

 

 

Источник 1, п.5.1 стр.364

 

 

 

 

 

 

Источник 1,рис.4.47 стр.145

 

 

Заключение. Таким образом, модуль как целевой функциональный узел программы профессиональной подготовки специалистов характеризуется законченностью, самостоятельностью, комплексностью. Введение образовательных модулей в различные дисциплины призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты вузовского обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса. Модуль  позволяет совместить  в одной организационно-методической структуре различные дидактические цели, логически завершенные  единицы учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Всё это  дает возможность оптимизировать образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов.