Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Некрасова К.Ю. 1 Турыгина Л.А. 1
1 ТГПУ им. Л.Н. Толстого
В данной статье студенчество представлено как особая социальная категория, объединенная институтом высшего образования. Основное содержание статьи составляет рассмотрение студенческой субкультуры, являющейся частью молодежи и имеющую как общие, так и специфические особенности. В данной статье студенчество представлено как особая социальная категория, объединенная институтом высшего образования. Основное содержание статьи составляет рассмотрение студенческой субкультуры, являющейся частью молодежи и имеющую как общие, так и специфические особенности.
молодежная субкультура
студенческая субкультура
студенчество
1. Погодаева Е.Ю. Своеобразие обрядовой практики студенческой субкультуры. [Электронный ресурс] URL: ich.tsu.ru/Grants/Conferences/MFU/03Sect/Pogodaeva.doc (дата обращения: 24.01.2020)
2. Мосиенко Л. В. Аксиологические характеристики субкультуры студентов. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/102-5629 (дата обращения: 24.01.2020)
3. Твердохлеб О. А. Современная студенческая субкультура. [Электронный ресурс] URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/17/tverdohleb_oa.doc.pdf (дата обращения: 25.01.2020)
4. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-i-studenchestvo-kak-sotsialnye-gruppy-i-obekt-sotsiologicheskogo-analiza/viewer (дата обращения: 26.01.2020)

Введение. В современных условиях развития общества остро стоит вопрос межнациональных отношений. Ещё на протяжении прошлых столетий этот вопрос решался очень просто: каждый индивид принадлежал к какому-то определённому этносу и жил на соответствующей территории, в соответствии со своей культурой, но в настоящее время в результате широкомасштабной ассимиляции и миграции населения, наблюдается религиозное, социальное, и культурное смешение народонаселения, размывание национальных границ.

Так, наряду с межнациональными отношениями, приходит актуализация субкультур, которая вызвана современной проблемой глобализации.

Цель исследования – изучить особенности студенческой субкультуры. Объектом исследования выступает студенческая субкультура.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В культурологии нередко рассматривается вопрос о разнообразии культуры в периоде одного временного пространства. Многообразие свойственно как культуре региона, так и национальной культуре, а также культурам различных групп людей, которые объединены каким-либо интересом. Разновидности таких интересов подразделяются на возрастные, традиционные, профессиональные, религиозные, политические, творческие, научные и т.д.  

Общность важностей, религий, традиций и привычек, которым следует большинство членов общества, является доминирующей культурой. Культура - это своего рода единая система со свойственной ей внутренней определенностью ценностно-иерархических связей. Но, так как общество разделяется на множество групп (национальные, демографические, социальные, профессиональные и т.д.), понемногу у каждой из них разрабатывается собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Отсюда, эти небольшие культурные миры называются субкультурами. В каждой культуре существует определенная идея, или же ядро культуры, а рядом с ним формируется ряд субкультурных образований.

Субкультура - это особенный вид культуры, некое общее образование внутри доминирующей культуры, отличающееся личным ценностным строем, традициями, нормами и правилами. Культура разного времени обладает относительной полнотой, потому что сама по себе является неоднородной.

В современном мире получение качественного образования становится ключевой задачей молодежи. Таким образом, анализ особенностей студенчества является особенно актуальным.

Изучению студенчества как специфичной социокультурной группы молодежи посвящены научные исследования Ж. Атаянц, О. Василенко, Д. Константиновского, А. Котовой, А. Кущак, В. Лисовского и др.

Студенчество является промежуточным положением между младшей и старшей возрастными видами населения. Приспособление к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у взрослых. Представляя самую прогрессивную часть молодежи, студенчество крайне остро воспринимает перемены, которые происходят в жизни общества. Сам термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью. Студенты в свою очередь объединяются в субкультуры. [1]

В современном обществе студенческая субкультура представляется наиболее универсальной, старейшей и самой распространённой из ряда субкультур. Она зародилась ещё в Европе, в средние века, принадлежностью к ней является часть мироощущения подавляющего большинства людей. Это международная субкультура, которая объединяет в себе людей в независимости от национальной принадлежности и социального положения, а также символизирует собой духовное единство.

Студенческая субкультура – это независимое и более или менее целостное образование. Студенты дают позитивную оценку своей принадлежности к студенчеству как особой социальной группе и относят ее на одно из первых мест по престижности, обозначая преобладающее положение студента в «молодежной иерархии», большой интеллектуальный уровень, высокие шансы «устроиться в жизни». Организации высшего образования они рассматривают, преимущественно, как среду общения.

Особенность жизнедеятельности студентов и их социального статуса определяет разновидности их стиля жизни, ценностных ориентаций, а также моделей поведения.

Важно отметить, что в научной литературе наиболее часто студенческую субкультуру рассматривают в нескольких аспектах:

- увеличение молодёжных субкультур в студенческой среде. Данный подход концентрирует внимание на изучении досуговых практик учащейся молодёжи;

- в рамках изучения корпоративной культуры организаций высшего образования. [2]

Студенческая субкультура начинает развиваться в рамках культуры организации высшего образования уже на этапе социализации первокурсников. Первым традиционным обрядом считается «посвящение в студенты», который обычно организовывается сразу после их знакомства с правилами, присущими для той или иной образовательной организации, с кураторами своих групп, структурой факультетов и институтов. Целью такого ритуала является адаптация и интеграция первокурсников в образовательное пространство университета. Следующими устройствами организации и формами работы студенческой субкультуры становятся студенческое самоуправление, студенческое научное общество (СНО), творческие коллективы, студенческая газета, студенческий сайт, форум, студенческая профсоюзная организация, студенческие спортивные секции и т.д.

Признаками, соединяющими студенчество, являются следующие:

- осмысление себя как группы, набор ритуалов (посвящение в студенты, первая сессия «экватор», защита диплома),

- магические изображения и связанные с ними традиционные действия (приметы, суеверия, поведенческие табу),

- личностные характеристики (повышенная работоспособность, подверженность суевериям), студенческий сленг.

Студенческая субкультура с одной стороны, показывает свойственные черты, присущие всем субкультурам, с другой имеет свои собственные, и выделяется спецификой их проявления, например, в надписях на столах аудиторий.

Наибольший интерес у студентов представляют студенческие суеверия, связанные с учебой, особенно с экзаменами и зачетами. Студенты всегда надеются, что-то или иное суеверие обязательно поможет, если они (студенты) будут плохо подготовлены, а ответственность за провал и неудачу списывать на неправильное исполнение предписаний суеверия.

Признаком возникновения и существования какой-либо социальной группы является наличие необычного юмора, связанного со спецификой ее жизнедеятельности. Появление внутри студенческой субкультуры смехового направления и его интенсивное развитие является фактором, который требует осмысления и изучения. Наличие специфического студенческого юмора – это признак развитый студенческой субкультуры как самостоятельного социального феномена в условиях системного кризиса.

Студенчество представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности. С ростом социальной значимости высшего образования повышается роль студенчества в жизни общества и возрастает его количество. Студенчество уже представляет собой не только источник пополнения квалифицированных кадров, но и составляет довольно многочисленную и значимую социальную группу. [3]

Несмотря на различия социального происхождения, а также материальные возможности, студенчество объединено общим видом деятельности и формирует определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность совместно с территориальным сосредоточением служит причиной общности интересов, группового самосознания, специфической субкультуры и образа жизни. Также дополняется и возрастной однородностью, которая не имеет иные социально-профессиональные группы.

Анализ детерминант поведения студенчества говорит не только об их специфике, но и схожем характере с причинами, влияющими на сферу других молодежных групп. У студенчества зависимость от старшекурсников несущественна по характеру, так как студенты уже более самостоятельны. Помимо этого, на передний план у студентов выходят следующие привязанности: в первую очередь, от курса обучения, от типа выбранной учебной организации, далее - от социального происхождения, партийности, возраста, пола и т.д. [4]

Студенты «не отвергают» традиционную культуру, уважают ценности, принятые в социуме и те, которые прививают им старшие. Культурные и эстетические запросы их формируются вследствие информации, которую получают, в первую очередь, из средств массовой информации, равно как и в процессе учебы. В сфере досуга студенты отличаются колоссальным числом интересов. Интересы склонны как к духовным ценностям и равносильным видам деятельности, так и к познавательной информации новому, интересному опыту; также для них свойственна тенденция проводить свое свободное время, в первую очередь, с одногруппниками и друзьями в компаниях и в группах по интересам.

Мы провели небольшой опрос среди своих знакомых, которые сейчас учатся в высших образовательных организациях. В ходе опроса было задано несколько вопросов и получены следующие ответы:

  1. На вопрос «Для чего студенту суеверия?» 24% опрошенных ответили, что для предотвращения возможных отрицательных последствий, 16% - для защиты и безопасности и 60% - для приманивания удачи и везения.
  2. На вопрос «Считаете ли Вы себя суеверным человеком?» 83% опрошенных ответили положительно, а 17% - отрицательно или же нейтрально.
  3. На вопрос «Знаете ли Вы обрядовые действия для успешной сдачи сессии?» 92% опрошенных ответили положительно.
  4. На вопрос «Совершаете ли Вы обрядовые действия для успешной сдачи сессии?» 85% ответили положительно.

Таким образом, можно сделать вывод, что суеверия в студенческой среде достаточно актуальны и привлекают большое внимание студентов.

Заключение. Самым главным критерием студенческой субкультуры является обучение в какой-либо образовательной организации. В любой организации существует своя личная история.

Студенческая субкультура выступает важным периодом взросления молодых людей. Данный процесс не проходит слишком просто. Студенческая субкультура представляет собой важнейший этап формирования личности молодых людей, их основных поведенческих норм, вместе с процессом обучения. Остальные характеристики позволяют говорить о студенчестве, как субкультуре в целом.

Особенностью студенческой субкультуры является то, что она находится ближе по отношению к культуре общества. Студенты, являясь социальной группой, имеют весомое значение в молодежной среде, в которой они занимают ведущую часть. Обучаясь в институтах, студенты осваивают специальности, требующие знания предмета и умения использовать специальные термины. Таким образом формируется особенный язык высших образовательных организаций и факультетов. «Язык» технаря очень сильно различается от «языка» гуманитария. При повседневном использовании человеком только язык специальности, никто не смог бы понять друг друга без специальной аппаратуры, лишь те, кто обучался на такой же специальности.

Следовательно, студенческая субкультура, в сопоставлении другим молодежным субкультурам, находится в рамках культурных ценностей общества и не выходит за них. Она не ставит себя в противоположность общей культуре, она стремится к объединению с ней. Как результат данного взаимодействия это в первую очередь обогащение обеих культур,

Результатом такого взаимодействия является обогащение обеих культур, обогащение языка, формирование новых взглядов, а также возникновение новых элементов культурной жизни. Если вспомнить, то одна из известнейших телепередач под названием «Клуб веселых и находчивых» появилась именно вследствие студенчества.


Библиографическая ссылка

Некрасова К.Ю., Турыгина Л.А. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20101 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674