Введение. Современная стратегия высшего образования нацелена на подготовку компетентного специалиста, что означает перенос акцента на интересы обучаемого, на максимально возможную реализацию его способностей, на его более активную позицию в обучении.
Основной принцип обучения, основанного на компетенциях — ориентация на результаты, которые будут значимы для будущей профессиональной деятельности. При стандартном подходе к обучению, эффективно решить эти задачи не предоставляется возможным. Необходима перестройка учебного процесса из пассивного усвоения знаний и умений, к которому приучает традиционная лекционно-семинарская система, в активный процесс их добывания и дальнейшего применения с помощью интенсивных погружаемых технологий в процесс обучения.
Цель исследования: теоретически изучить, обосновать, разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические основы использования модели обучения студентов по дисциплине «Цитология» в высшем образовании на основе модульного подхода.
Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе преподавания дисциплины «Цитология» необходимо увеличивать долю самостоятельной работы студентов, а преподавателю перейти от выполнения чисто информационной функции к реализации консультативно-координирующей. Это позволит педагогу обойтись без дублирования материала, а студентам — использовать полученные ранее знания для выполнения заданий повышенной сложности.
При выборе способа обучения мы остановились на модульном обучении, как наиболее перспективном в плане технологизации учебного процесса. Его технологичность определяется четкой постановкой целей на всех этапах обучения, структурированием учебного материала в соответствии с поставленными целями, строгой последовательностью предъявления всех компонентов дидактической системы в виде модульной программы, организацией самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и запросами, постоянным мониторингом учебных достижений студентов, позволяющим корректировать процесс обучения. [4]
Разработке принципов модульного обучения посвятили свои труды С.Я. Батышев, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др. [1,2,3]
В настоящее время достаточно много научных и научно-методических работ, посвященных проблеме повышения качества профессиональной подготовки. Данная проблема во многих случаях решается внедрением в практику обучения инновационных технологий (модульный подход к обучению, использование средств информационных и коммуникационных технологий и др.), однако, в настоящее время недостаточно разработок методических рекомендаций по использованию модульной технологии для студентов направления подготовки «Биология» ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Указанные обстоятельства определили проблему исследования, заключенную в противоречии между необходимостью повышения качества образования студентов по дисциплине «Цитология» и недостаточной методической базой, обеспечивающей учебный процесс.
Гипотеза исследования состоит в том, что, обучение студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода будет более успешным, если:
- обоснована технология обучения студентов, в процессе которой формируются необходимые профессиональные компетенции;
- разработана модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода;
- разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;
- определены критерии, показатели, созданы диагностические материалы для определения уровня обученности студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогические основы использования инновационных технологий обучения (информационных и коммуникационных технологий, модульного обучения и др.) в системе высшего образования.
- На основе проведенного анализа научной, учебно-методической литературы и опыта педагогической деятельности разработать модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.
- На основе интеграции модульного и психолого-педагогических основ к обучению разработать технологию модульного обучения студентов-бакалавров дисциплине «Цитология», в рамках которой разработать содержание каждого элемента модуля.
- Разработать учебно-методическое обеспечение процесса обучения по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
- Для каждого модуля по дисциплине «Цитология» разработать показатели достижения формируемых профессиональных компетенций.
- Выявить критерии и разработать диагностические материалы для определения уровня обученности студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология».
Организация и основные этапы исследования:
Первый этап включал накопление изученной научной и педагогической литературы, которая связана с практикой модульного обучения в естественнонаучных дисциплинах.
На втором этапе разрабатывались элементы методического обеспечения курса "Цитология" в соответствии с технологией модульного обучения.
На третьем этапе внедрялась модульная программа в учебный процесс у студентов в процессе изучения дисциплины «Цитология».
На четвертом этапе осуществлялось обобщение и анализ итогов экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в ТГПУ им. Л.Н. Толстого на факультете естественных наук. Было выбрано 2 группы студентов: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тема «Цитоплазма» изучалась традиционно в лекционной форме с последующим контролем знаний, в экспериментальной – на основе модульной организации учебного процесса. По окончании изучения темы была проведена диагностика, которая выявила более успешное усвоение темы студентами экспериментальной группы темы «Цитоплазма».
Заключение. Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что разработана технология, обеспечивающая самостоятельную деятельность студентов в условиях модульной организации учебного процесса при изучении дисциплины «Цитология».
Таким образом, в разработанных обучающих модулях, мы ориентируем студентов на цель учения как перспективу познавательной и профессиональной деятельности, при этом мотивируя ее принятие, развивая тем самым навыки самообразования.
Библиографическая ссылка
Зайцева И.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДИСЦИПЛИНЫ: «ЦИТОЛОГИЯ» // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20091 (дата обращения: 21.11.2024).