Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EFFICIENCY OF USING MODULAR TECHNOLOGY IN THE STUDY OF STUDENTS STUDYING THE DISCIPLINE: “CYTOLOGY”

1
1
The article is devoted to the use of modular technology as the most promising in terms of technologization of the scientific process of the way of teaching students. A technological approach to learning requires goals to be real, achievable, time-determined, personally significant to the trainee, verifiable. The article presents the main stages of the study, defines the problem of the study, which lies in the contradiction between the need to improve the quality of education of students in the discipline "Cytology" and the insufficient methodological base providing the educational process. Hypotheses and tasks of the study are also given. The developed module on the topic "Cytoplasm" promotes the orientation of students towards more promising development of professional and cognitive activity, thus increasing skills of self-education.
modular technology
educational module
educational element
educational objectives
independent work of students

Введение. Современная стратегия высшего образования нацелена на подготовку компетентного специалиста, что означает перенос акцента на интересы обучаемого, на максимально возможную реализацию его способностей, на его более активную позицию в обучении.

Основной принцип обучения, основанного на компетенциях — ориентация на результаты, которые будут значимы для будущей профессиональной деятельности. При стандартном подходе к обучению, эффективно решить эти задачи не предоставляется возможным. Необходима перестройка учебного процесса из пассивного усвоения знаний и умений, к которому приучает традиционная лекционно-семинарская система, в активный процесс их добывания и дальнейшего применения с помощью интенсивных погружаемых технологий в процесс обучения.

Цель исследования: теоретически изучить, обосновать, разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические основы использования модели обучения студентов по дисциплине «Цитология» в высшем образовании на основе модульного подхода.

Материал и методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы, систематизация и обобщение данных.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе преподавания дисциплины «Цитология» необходимо увеличивать долю самостоятельной работы студентов, а преподавателю перейти от выполнения чисто информационной функции к реализации консультативно-координирующей. Это позволит педагогу обойтись без дублирования материала, а студентам — использовать полученные ранее знания для выполнения заданий повышенной сложности.

При выборе способа обучения мы остановились на модульном обучении, как наиболее перспективном в плане технологизации учебного процесса. Его технологичность определяется четкой постановкой целей на всех этапах обучения, структурированием учебного материала в соответствии с поставленными целями, строгой последовательностью предъявления всех компонентов дидактической системы в виде модульной программы, организацией самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и запросами, постоянным мониторингом учебных достижений студентов, позволяющим корректировать процесс обучения. [4]

Разработке принципов модульного обучения посвятили свои труды С.Я. Батышев, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др. [1,2,3]

В настоящее время достаточно много научных и научно-методических работ, посвященных проблеме повышения качества профессиональной подготовки. Данная проблема во многих случаях решается внедрением в практику обучения инновационных технологий (модульный подход к обучению, использование средств информационных и коммуникационных технологий и др.), однако, в настоящее время недостаточно разработок методических рекомендаций по использованию модульной технологии для студентов направления подготовки «Биология» ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Указанные обстоятельства определили проблему исследования, заключенную в противоречии между необходимостью повышения качества образования студентов по дисциплине «Цитология» и недостаточной методической базой, обеспечивающей учебный процесс.

Гипотеза исследования состоит в том, что, обучение студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода будет более успешным, если:

- обоснована технология обучения студентов, в процессе которой формируются необходимые профессиональные компетенции;

- разработана модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода;

- разработано и внедрено в учебный процесс учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

- определены критерии, показатели, созданы диагностические материалы для определения уровня обученности студентов по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические основы использования инновационных технологий обучения (информационных и коммуникационных технологий, модульного обучения и др.) в системе высшего образования.
  2. На основе проведенного анализа научной, учебно-методической литературы и опыта педагогической деятельности разработать модель обучения студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология» на основе модульного подхода.
  3. На основе интеграции модульного и психолого-педагогических основ к обучению разработать технологию модульного обучения студентов-бакалавров дисциплине «Цитология», в рамках которой разработать содержание каждого элемента модуля.
  4. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса обучения по дисциплине «Цитология» с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
  5. Для каждого модуля по дисциплине «Цитология» разработать показатели достижения формируемых профессиональных компетенций.
  6. Выявить критерии и разработать диагностические материалы для определения уровня обученности студентов-бакалавров по дисциплине «Цитология».

Организация и основные этапы исследования:

Первый этап включал накопление изученной научной и педагогической литературы, которая связана с практикой модульного обучения в естественнонаучных дисциплинах.

На втором этапе разрабатывались элементы методического обеспечения курса "Цитология" в соответствии с технологией модульного обучения.

На третьем этапе внедрялась модульная программа в учебный процесс у студентов в процессе изучения дисциплины «Цитология».

На четвертом этапе осуществлялось обобщение и анализ итогов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в ТГПУ им. Л.Н. Толстого на факультете естественных наук. Было выбрано 2 группы студентов: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе тема «Цитоплазма» изучалась традиционно в лекционной форме с последующим контролем знаний, в экспериментальной – на основе модульной организации учебного процесса. По окончании изучения темы была проведена диагностика, которая выявила более успешное усвоение темы студентами экспериментальной группы темы «Цитоплазма».

Заключение. Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что разработана технология, обеспечивающая самостоятельную деятельность студентов в условиях модульной организации учебного процесса при изучении дисциплины «Цитология».

Таким образом, в разработанных обучающих модулях, мы ориентируем студентов на цель учения как перспективу познавательной и профессиональной деятельности, при этом мотивируя ее принятие, развивая тем самым навыки самообразования.