Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время финансы являются важной составляющей жизни в современном мире, а в повышение финансовой грамотности заинтересованы не только граждане, являющиеся активными участниками финансовых отношений, но также заинтересовано и государство, так как финансово грамотное население, в некоторой степени, обеспечивает финансовую безопасность всей страны.
Развитие финансовой грамотности в системе общего образования осуществляется на уроках обществознания, на которых не только формируются знания об обществе, в котором мы живём, но также содержатся знания о реальных ролях человека в обществе и о его собственной позиции в социальных отношениях. Курс обществознания со своей экономической составляющей, как на уровне основного общего образования, так и на уровне среднего общего образования, обеспечивает доступ ко всем областям финансовой грамотности. Сюда входят такие понятия, как доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей и т.д. Таким образом, курс обществознания создает такие условия, в которых рассматривается прикладной характер экономических знаний и их конкретное применение на практике, включая разнообразные практико-ориентированные задания, которые требуют обращения к социальным реалиям и оценкам поведения участников в финансовых отношениях [2, С.46].
Ознакомимся с «Примерной основной образовательной программой общего образования», в которой отражены предметные результаты, которыми должен овладеть выпускник к окончанию школы. Для того чтобы изучить требования к знаниям в области финансов, нужно рассмотреть раздел «Экономика», который включен в предмет «Обществознание».
И так, выпускник должен научиться анализировать с опорой на приобретенные знания простую экономическую информацию, получаемую из различных источников, также он должен решать практические задания, которые основаны на обстоятельствах связанных с состоянием современной российской экономикой. Требования, которые предъявляются к выпускнику, являются умение проводить анализ и оценку, применяя экономические знания, сформировавшиеся модели поведения потребителя. Выпускник должен уметь выполнять задачи, которые отражают типичные экономические ситуации, с которыми сталкивается человек, уметь грамотно определять рациональное экономическое поведение и порядок действий в конкретных ситуациях, а также уметь сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределяя свои материальные и трудовые ресурсы, для грамотного составления личного бюджета [4].
Мы видим, что данные результаты отражают основные компоненты финансовой грамотности. Выпускник должен уметь решать практические задачи, отражающие примеры повседневной жизни, связанные с финансовой сферой, выпускник также должен уметь грамотно и эффективно управлять своим бюджетом.
Однако следует отметить, что представленные результаты имеют общие формулировки, которые нуждаются в доработке, поскольку современный мир требует от гражданина не только общих знаний об экономических процессах, но и практических навыков, связанных с конкретными финансовыми операциями, такими как инвестиции и кредитование, страхование и пенсионные накопления и т.д.
Так же следует отметить то, что издательства не успевают за быстрыми темпами современного мира, в котором практически каждый день совершенствуются, видоизменяются и появляются новые финансовые услуги и, связанные с ними, различные денежные операции. Так же изменения затрагивают и правовую сферу, в которой государством регулярно вносятся поправки, принимаются новые указы и постановления. Поэтому, обучая детей, необходимо всегда использовать дополнительные источники и правовые документы, в которые внесены последние изменения.
В рамках реализации проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности разной целевой и возрастной группы обучающихся в образовательных учреждениях [3].
Например, в результате реализации этого проекта в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» был разработан курс «Основы финансовой грамотности в школе», подготовленный корпорацией «Российский ученик» [5]. Данный курс состоит из специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса, для УМК по алгебре 7 класса, для УМК по обществознанию 9 класса и для УМК по экономике 10–11 классов.
Так же центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», который был создан в апреле 2016 года как структурное подразделение НИУ ВШЭ в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», разработал методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных учреждений.
С 2012 года Центральный банк РФ ведет системную работу по разработке и воплощение в жизнь образовательных моделей по повышению уровня финансовой грамотности населения, занимается доработкой учебников для образовательных учреждений, а также создание учебные пособия по основам финансовой грамотности. [Распряжение Прав РФ] Например, издательством «Просвещение» был разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», в который вошли: учебное пособие, рабочая тетрадь и методические рекомендации. Настоящий учебно-методический комплект может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (10-11 класс) на уроках «Обществознание» и «Экономика», а также использоваться во внеурочное время.
Наряду с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают институты финансового рынка и другие заинтересованные стороны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент проблема финансовой грамотности населения является чрезвычайно актуальной для нашей страны. В рамках осуществления перечисленных проектов проходят разнообразные конкурсные поддержки инициатив в области финансовой грамотности, что помогает заинтересованным организациям, юридическим и физическим лицам выступать со своими методическими разработками, проектами и различными программами, которые направлены на повышение финансовой грамотности.
Библиографическая ссылка
Ильясова В.А., Шамигулова Оксана Алексеевна СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20087 (дата обращения: 21.11.2024).