Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODERN APPROACHES OF FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN RUSSIA

Ilyasova V.A. 1 Shamigulova Oksana Alekseevna 1
1 Bashkir state pedagogical University University. M. Akmulla
The article is devoted to the implementation of modern approaches to the formation of financial literacy in the system of general education in Russia. It defines the methods and directions for implementing this process.
Finance
financial literacy
financial security

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время финансы являются важной составляющей жизни в современном мире, а в повышение финансовой грамотности заинтересованы не только граждане, являющиеся активными участниками финансовых отношений, но также заинтересовано и государство, так как финансово грамотное население, в некоторой степени, обеспечивает финансовую безопасность всей страны.

Развитие финансовой грамотности в системе общего образования осуществляется на уроках обществознания, на которых не только формируются знания об обществе, в котором мы живём, но также содержатся знания о реальных ролях человека в обществе и о его собственной позиции в социальных отношениях. Курс обществознания со своей экономической составляющей, как на уровне основного общего образования, так и на уровне среднего общего образования, обеспечивает доступ ко всем областям финансовой грамотности. Сюда входят такие понятия, как доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей и т.д. Таким образом, курс обществознания создает такие условия, в которых рассматривается прикладной характер экономических знаний и их конкретное применение на практике, включая разнообразные практико-ориентированные задания,  которые требуют обращения к социальным реалиям и оценкам поведения участников в финансовых отношениях [2, С.46].

Ознакомимся с «Примерной основной образовательной программой общего образования», в которой отражены предметные результаты, которыми должен овладеть выпускник к окончанию школы. Для того чтобы изучить требования к знаниям в области финансов, нужно рассмотреть раздел «Экономика», который включен в предмет «Обществознание». 

И так, выпускник должен научиться анализировать с опорой на приобретенные знания простую экономическую информацию, получаемую из различных источников, также он должен решать практические задания, которые основаны на обстоятельствах связанных с состоянием современной российской экономикой. Требования, которые предъявляются к выпускнику, являются умение проводить анализ и оценку, применяя экономические знания, сформировавшиеся модели поведения потребителя. Выпускник должен уметь выполнять задачи, которые отражают типичные экономические ситуации, с которыми сталкивается человек, уметь грамотно определять рациональное экономическое поведение и порядок действий в конкретных ситуациях, а также уметь сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределяя свои материальные и трудовые ресурсы, для грамотного составления личного бюджета [4].

Мы видим, что данные результаты отражают основные компоненты финансовой грамотности. Выпускник должен уметь решать практические задачи, отражающие примеры повседневной жизни, связанные с финансовой сферой, выпускник также должен уметь грамотно и эффективно управлять своим бюджетом.

Однако следует отметить, что представленные результаты имеют общие формулировки, которые нуждаются в доработке, поскольку современный мир требует от гражданина не только общих знаний об экономических процессах, но и практических навыков, связанных с конкретными финансовыми операциями, такими как инвестиции и кредитование, страхование и пенсионные накопления и т.д.

Так же следует отметить то, что издательства не успевают за быстрыми темпами современного мира, в котором практически каждый день совершенствуются, видоизменяются и появляются новые финансовые услуги и, связанные с ними, различные денежные операции. Так же изменения затрагивают и правовую сферу, в которой государством регулярно вносятся поправки, принимаются новые указы и постановления. Поэтому, обучая детей, необходимо всегда использовать дополнительные источники и правовые документы, в которые внесены последние  изменения.

В рамках реализации проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности разной целевой и возрастной группы обучающихся в образовательных учреждениях [3].

Например, в результате реализации этого проекта в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» был разработан курс «Основы финансовой грамотности в школе», подготовленный корпорацией «Российский ученик» [5]. Данный курс состоит из специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса, для УМК по алгебре 7 класса, для УМК по обществознанию 9 класса и для УМК по экономике 10–11 классов.

Так же центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», который был создан в апреле 2016 года как структурное подразделение НИУ ВШЭ в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового  образования в Российской Федерации», разработал методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных учреждений. 

С 2012 года Центральный банк РФ ведет системную работу по разработке и воплощение в жизнь образовательных моделей по повышению уровня финансовой грамотности населения, занимается доработкой учебников для образовательных учреждений, а также создание учебные пособия по основам финансовой грамотности. [Распряжение Прав РФ] Например, издательством «Просвещение» был разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», в который вошли: учебное пособие, рабочая тетрадь и методические рекомендации. Настоящий учебно-методический комплект может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (10-11 класс) на уроках «Обществознание» и «Экономика», а также использоваться во внеурочное время.

Наряду с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают институты финансового рынка и другие заинтересованные стороны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент проблема финансовой грамотности населения является чрезвычайно актуальной для нашей страны. В рамках осуществления перечисленных  проектов проходят разнообразные конкурсные поддержки инициатив в области финансовой грамотности, что помогает заинтересованным организациям, юридическим и физическим лицам выступать со своими методическими разработками, проектами и различными программами, которые направлены на повышение финансовой грамотности.