Постоянное совершенствование требований к качеству высшего образования и усиление рыночной ориентации сформировали новое понимание качества услуг высшего образования, что, в свою очередь, привело к необходимости создания, внедрения и поддержания эффективной системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международных стандартов серии ИСО 9000-2015, в деятельность образовательных учреждений. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [1] «СМК – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей».
СМК в российских образовательных учреждениях функционирует относительно недавно, но уже доказала свою жизнеспособность и эволюционный потенциал. Определенный толчок развитию этой системы дало включение в аккредитационные показатели пункта о наличии СМК в образовательных учреждениях при их аттестации. Несмотря на то, что в настоящее время это требование снято, многие образовательные учреждения страны продолжают внедрять и совершенствовать данную систему. Это говорит о том, что независимо от рыночной ситуации СМК востребована сама по себе как средство и механизм устойчивого развития всей вузовской системы [2]. Наиболее очевидные преимущества, которые демонстрирует СМК при ее функционировании в образовательных медицинских учреждениях, состоят в следующем:
– рост показателей конкурентоспособности образовательных учреждений на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг;
– расширение партнерских связей, в том числе международных;
– привлечение к обучению, участию в различных проектах иностранных студентов и преподавателей зарубежных образовательных учреждений;
– повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений;
– уменьшение количества несоответствий при внешних аудитах.
Объект исследования – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России (ОрГМУ). ОрГМУ – современный центр медицинской науки в регионе, оснащенный необходимой техникой и информационными ресурсами.
Основными целями деятельности, прописанными в Уставе ОрГМУ [3] являются:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности;
2) удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах здравоохранения и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
3) развитие медико-биологических и фармацевтических наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и практическом здравоохранении;
4) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, а также научно-педагогических работников высшей квалификации;
5) разработка и внедрение новейших достижений науки, новых методов диагностики и лечения;
6) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.
В состав университета входят: факультеты, кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты, учебные, методические и лечебно-диагностические подразделения, клиника адаптационной терапии, институты, центры, библиотека, столовая, медицинский центр, учебно-вспомогательные, спортивные, транспортные подразделения, общежития, административно-хозяйственные и иные подразделения [4].
Цель исследования – обоснование необходимости внедрения СМК в медицинские образовательные учреждения и поддержания ее в рабочем состоянии.
В 2009 году руководством ОрГМУ было принято решение о внедрении СМК. Основная цель внедрения: реализация на основе результатов научных исследований широкого спектра качественных образовательных услуг, которые соответствуют высокому международному уровню и обеспечивают непрерывную генерацию знания, а также научное обслуживание и консалтинговые услуги, востребованные профильными региональными рынками. Всего в настоящее время в ОрГМУ функционируют 59 кафедр, которые подразделяются на теоретические и клинические. Понятия теоретических и клинических кафедр регламентировано на внутреннем уровне Положением о подразделении [5]. Согласно этому Положению: к теоретическим кафедрам относят осуществляющие подготовку по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным и математическим, общепрофессиональным дисциплинам кафедры. В традиционном понимании это кафедры, осуществляющие теоретическую подготовку.
Клиническая – кафедра, располагающаяся на базе медицинской организации (учреждения науки, осуществляющего медицинскую и фармацевтическую деятельность), реализующая практическую подготовку обучающихся (наличие договора с медицинской организацией о практической подготовке обучающихся) и осуществляющая медицинскую и фармацевтическую деятельность в рамках реализации образовательных программ (наличие у научно-педагогических работников кафедры сертификата специалиста на осуществление медицинской деятельности).
К клиническим кафедрам относят и выпускающие – кафедры, ответственные за подготовку, проведение государственной итоговой аттестации и выпуск обучающихся по данному направлению профессиональной деятельности (специальности).
Список кафедр, регламентированный Положением, представлен в таблице.
Таблица – Виды кафедр ОрГМУ (фрагмент)
Наименование кафедры |
Вид кафедры |
Кафедра русского языка |
теоретическая |
Кафедра акушерства и гинекологии |
клиническая |
Кафедра анатомии человека |
теоретическая |
Кафедра биологии |
теоретическая |
Кафедра внутренних болезней клиническая |
клиническая, выпускающая |
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии |
теоретическая |
Кафедра госпитальной хирургии, урологии |
клиническая |
Кафедра педиатрии |
клиническая |
Кафедра судебной медицины и правоведения |
клиническая |
Кафедра фармакологии |
теоретическая |
Кафедра психиатрии и наркологии |
клиническая |
Кафедра патологической физиологии |
теоретическая |
Кафедра офтальмологии |
клиническая |
Кафедра госпитальной педиатрии |
клиническая, выпускающая |
Кафедрами ОрГМУ разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, стандарты практических знаний и умений, что подкреплено существенной модернизацией материально-технической базы для учебного и научного процесса на клинических и теоретических кафедрах.
В учебном процессе взят курс на фундаментализацию и информатизацию образования, а также внедрение принципиально новых образовательных возможностей (аналитико-проектная исследовательская деятельность, преподавание предметов на английском языке, новые курсы и программы, использование единого информационного образовательного пространства вуза, чтение лекций, приглашенных профессорами ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров). Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной и лечебной сферах осуществляется за счет реализации программы повышения квалификации в Российской Федерации и за рубежом, развития приоритетных научных направлений в вузе, эффективной грантовой политики для поддержки наиболее интересных проектов, внедрения системы балльно-рейтинговой оценки студентов и профессорско-преподавательского состава.
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, в вузе проводится разносторонняя воспитательная работа, создана эффективная инфраструктура студенческого самоуправления, внедрена программа именных стипендий и конкурсов, осуществляется мониторинг здоровья студентов и пропаганда здорового образа жизни. В вузе создан отдел по трудоустройству молодых специалистов, который помогает выпускникам найти работу в соответствии с их склонностями и потребностями здравоохранения в специалистах. Функционирование СМК в ОрГМУ имеет ряд особенностей, определяемых отраслевой спецификой. Прежде всего, следует отметить, что выход деятельности ОрГМУ – образовательные услуги, качество которых оценить сегодня можно лишь косвенным путем. Например, учитываются аккредитационные показатели вуза, которые четко закреплены, а также внутривузовские показатели эффективности деятельности. Персонал ОрГМУ также вовлечен в процесс функционирования СМК. В каждом структурном подразделении назначен уполномоченный по качеству, ответственный за текущую работу в рамках СМК, а контроль за эффективным функционированием СМК возложен на заведующих кафедрами.
В целом, внедрение СМК, находящейся в тесном взаимодействии с другими системами в рамках деятельности вуза (педагогическая, методологическая, организационная, экономическая и пр.), создает предпосылки для эффективного развития научно-образовательного потенциала и повышения конкурентоспособности вуза.
Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-р техн. наук, доцента Третьяк Л.Н.
Библиографическая ссылка
Чикачек Е.В. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20044 (дата обращения: 21.11.2024).