Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TO THE QUESTION OF THE NEED TO IMPLEMENT THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Chikachek E.V. 1
1 Orenburg State University
This article substantiates the need to implement a quality management system in medical educational institutions, as well as maintaining it in working condition. The most obvious advantages that the quality management system demonstrates when operating in educational medical institutions are highlighted. The analysis of the activities of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia is carried out, the main objectives of the activity are considered, regulated by an internal document approved by law. The emphasis is placed on the features of the organizational structure characteristic of medical educational institutions. The types of departments operating in a medical educational institution and their activities are considered. The modern educational opportunities that contribute to the qualitative changes in education in the context of informatization and modernization of Russian education are analyzed. A number of features of the functioning of the quality management system in a medical educational institution, determined by industry specifics, are highlighted.
quality
quality management system
medical educational institution
the department

Постоянное совершенствование требований к качеству высшего образования и усиление рыночной ориентации сформировали новое понимание качества услуг высшего образования, что, в свою очередь, привело к необходимости создания, внедрения и поддержания эффективной системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международных стандартов серии ИСО 9000-2015, в деятельность образовательных учреждений. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [1] «СМК – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей».

СМК в российских образовательных учреждениях функционирует относительно недавно, но уже доказала свою жизнеспособность и эволюционный потенциал. Определенный толчок развитию этой системы дало включение в аккредитационные показатели пункта о наличии СМК в образовательных учреждениях при их аттестации. Несмотря на то, что в настоящее время это требование снято, многие образовательные учреждения страны продолжают внедрять и совершенствовать данную систему. Это говорит о том, что независимо от рыночной ситуации СМК востребована сама по себе как средство и механизм устойчивого развития всей вузовской системы [2]. Наиболее очевидные преимущества, которые демонстрирует СМК при ее функционировании в образовательных медицинских учреждениях, состоят в следующем:

– рост показателей конкурентоспособности образовательных учреждений на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг;

– расширение партнерских связей, в том числе международных;

– привлечение к обучению, участию в различных проектах иностранных студентов и преподавателей зарубежных образовательных учреждений;

– повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений;

– уменьшение количества несоответствий при внешних аудитах.

Объект исследования – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России (ОрГМУ). ОрГМУ – современный центр медицинской науки в регионе, оснащенный необходимой техникой и информационными ресурсами.

Основными целями деятельности, прописанными в Уставе ОрГМУ [3] являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности;

2) удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах здравоохранения и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

3) развитие медико-биологических и фармацевтических наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и практическом здравоохранении;

4) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, а также научно-педагогических работников высшей квалификации;

5) разработка и внедрение новейших достижений науки, новых методов диагностики и лечения;

6) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

В состав университета входят: факультеты, кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты, учебные, методические и лечебно-диагностические подразделения, клиника адаптационной терапии, институты, центры, библиотека, столовая, медицинский центр, учебно-вспомогательные, спортивные, транспортные подразделения, общежития, административно-хозяйственные и иные подразделения [4].

Цель исследования – обоснование необходимости внедрения СМК в медицинские образовательные учреждения и поддержания ее в рабочем состоянии.

В 2009 году руководством ОрГМУ было принято решение о внедрении СМК. Основная цель внедрения: реализация на основе результатов научных исследований широкого спектра качественных образовательных услуг, которые соответствуют высокому международному уровню и обеспечивают непрерывную генерацию знания, а также научное обслуживание и консалтинговые услуги, востребованные профильными региональными рынками. Всего в настоящее время в ОрГМУ функционируют 59 кафедр, которые подразделяются на теоретические и клинические. Понятия теоретических и клинических кафедр регламентировано на внутреннем уровне Положением о подразделении [5]. Согласно этому Положению: к теоретическим кафедрам относят осуществляющие подготовку по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным и математическим, общепрофессиональным дисциплинам кафедры. В традиционном понимании это кафедры, осуществляющие теоретическую подготовку.

Клиническая – кафедра, располагающаяся на базе медицинской организации (учреждения науки, осуществляющего медицинскую и фармацевтическую деятельность), реализующая практическую подготовку обучающихся (наличие договора с медицинской организацией о практической подготовке обучающихся) и осуществляющая медицинскую и фармацевтическую деятельность в рамках реализации образовательных программ (наличие у научно-педагогических работников кафедры сертификата специалиста на осуществление медицинской деятельности).

К клиническим кафедрам относят и выпускающие – кафедры, ответственные за подготовку, проведение государственной итоговой аттестации и выпуск обучающихся по данному направлению профессиональной деятельности (специальности).

Список кафедр, регламентированный Положением, представлен в таблице.

Таблица – Виды кафедр ОрГМУ (фрагмент)

Наименование кафедры

Вид кафедры

Кафедра русского языка

теоретическая

Кафедра акушерства и гинекологии

клиническая

Кафедра анатомии человека

теоретическая

Кафедра биологии

теоретическая

Кафедра внутренних болезней клиническая

клиническая, выпускающая

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

теоретическая

Кафедра госпитальной хирургии, урологии

клиническая

Кафедра педиатрии

клиническая

Кафедра судебной медицины и правоведения

клиническая

Кафедра фармакологии

теоретическая

Кафедра психиатрии и наркологии

клиническая

Кафедра патологической физиологии

теоретическая

Кафедра офтальмологии

клиническая

Кафедра госпитальной педиатрии

клиническая, выпускающая

 

Кафедрами ОрГМУ разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, стандарты практических знаний и умений, что подкреплено существенной модернизацией материально-технической базы для учебного и научного процесса на клинических и теоретических кафедрах.

В учебном процессе взят курс на фундаментализацию и информатизацию образования, а также внедрение принципиально новых образовательных возможностей (аналитико-проектная исследовательская деятельность, преподавание предметов на английском языке, новые курсы и программы, использование единого информационного образовательного пространства вуза, чтение лекций, приглашенных профессорами ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров). Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной и лечебной сферах осуществляется за счет реализации программы повышения квалификации в Российской Федерации и за рубежом, развития приоритетных научных направлений в вузе, эффективной грантовой политики для поддержки наиболее интересных проектов, внедрения системы балльно-рейтинговой оценки студентов и профессорско-преподавательского состава.

Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, в вузе проводится разносторонняя воспитательная работа, создана эффективная инфраструктура студенческого самоуправления, внедрена программа именных стипендий и конкурсов, осуществляется мониторинг здоровья студентов и пропаганда здорового образа жизни. В вузе создан отдел по трудоустройству молодых специалистов, который помогает выпускникам найти работу в соответствии с их склонностями и потребностями здравоохранения в специалистах. Функционирование СМК в ОрГМУ имеет ряд особенностей, определяемых отраслевой спецификой. Прежде всего, следует отметить, что выход деятельности ОрГМУ – образовательные услуги, качество которых оценить сегодня можно лишь косвенным путем. Например, учитываются аккредитационные показатели вуза, которые четко закреплены, а также внутривузовские показатели эффективности деятельности. Персонал ОрГМУ также вовлечен в процесс функционирования СМК. В каждом структурном подразделении назначен уполномоченный по качеству, ответственный за текущую работу в рамках СМК, а контроль за эффективным функционированием СМК возложен на заведующих кафедрами.

В целом, внедрение СМК, находящейся в тесном взаимодействии с другими системами в рамках деятельности вуза (педагогическая, методологическая, организационная, экономическая и пр.), создает предпосылки для эффективного развития научно-образовательного потенциала и повышения конкурентоспособности вуза.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-р техн. наук, доцента Третьяк Л.Н.