Актуальность исследования обусловлена значимостью данной территории для города Борисоглебска. Борисоглебск - провинциальный город Воронежской области, возникший в 1698 году по приказу Петра I, с целью укрепления границ государства. Город Борисоглебск имеет статус исторического города, так как здесь находятся много архитектурных памятников [1]. Но основными композиционными элементами городской среды остаются культовые сооружения. Выбранная территория в границах улиц Советская, Набережная, Павловского и Садовая, является исторической частью города, местом его возникновения. Таким образом, на данной территории сгенерирован потенциал развития, который необходимо выявить и обозначить.
Улица Набережная и Петровского являются окраинами города, располагающиеся в пойме реки Ворона. Здесь рельеф средней активности, что обусловило нерегулярную планировку территории.
Улица Садовая имеет регулярную жилую застройку и спокойный рельеф.
Из архивных материалов 19-го века можно узнать о том, что. В это время в городе было всего десять улиц, в которые так же входили Набережная и Казанская (ныне Садовая) На Садовой Улице располагается одна из первых значимых построек - храм Казанской иконы Божией матери, который формирует силуэт города, носит доминантный характер и является главным ориентиром территории.
Храм был построен в 1703 году в Борисоглебске. Она находилась на том же месте, где ныне стоит каменный Казанский храм на улице Садовой. Деревянное здание неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла [3].
В 1835 году было выделено из владений Пригородной Слободы 99 десятин, которая сдавалась в аренду. Усадебной земли, особых угодий и домов при этой Церкви не было, за исключением церковной сторожки.
По свидетельству местных жителей дом № 60 по Садовому переулку до революции принадлежал Казанской Церкви, но документального подтверждения этому не обнаружено.
В 1993 году 12 июля было принято решение приступить к восстановлению Казанской Церкви и просили городскую администрацию о передаче ее верующим. Его реставрация и восстановление заняли двадцать лет: в 1993 году начались восстановительные работы, а в 2013 году состоялось окончательное открытие и освещение обновлённого храма.
Архитектурный облик Церкви к этому времени представлял собой: кирпичное оштукатуренное здание прямоугольного плана, развитое по главной оси (запад- восток ); ядро Храма - высокий двусветный четверик с сильно вынесенными четырехколонными тосканскими портиками на северном и южном фасадах.
Восьмилотковый световой барабан увенчан округлой, шаровидной главкой. К ядру Храма примыкают пониженные объемы полукруглого алтаря и широкой трапезной. Колокольня, которая имеет три яруса, находится рядом с трапезной и соединяется с ней прямоугольным переходом. за западной среной первого яруса находится каменная винтовая лестница. Стена имеет выпуклую форму. Небольшой кубический третий ярус завершен лотковым покрытием с высоким четырехгранным шпилем. Увенчан храм аружными кованными крестами, расположенными на главе храма и шпиле.
Декор фасадов храма лаконичен и характерен для стиля классицизм. Гдавным укращением в композиционной структуре храма являются портики. Мотивы колонного портика повторяются в первом и втором ярусах колокольни, но дополнены ампирными арками по центру фасадов [4].
В ходе проведения эмоционально-психологического анализа были определены основные эмоции возникающие на данной территории. Безусловно, анализ является субъективным, но хотелось бы обозначить такие эмоции как: уединение, умиротворение, шум, чувство возвышенности, замкнутость, которые были выражены в графическом варианте.
В результате проведения функционально - планировочного анализа было выявлено, что улица Садовая является границей между регулярной планировкой и нерегулярной, складывающейся стихийно. Застройка в основном селитебного назначения, не выше двух этажей с небольшим вкраплением духовно-просветительской зоны.
Тектонический анализ местности показал, что основной доминантой является Казанский храм иконы Божией Матери. Он носит акцентный характер и формирует силуэт города, а так же “держит” панораму города, являясь самой высокой постройкой в данной части города. Кроме того, в планировочной структуре он занимает значимое место.
Согласно исследованию Асташова Д. Ю., обозначенному в статье “Градостроительный генетический код как “ядро” эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебск”, Казанский храм входил в состав “сакрального треугольника” города, который генерировал в себе “дух” места и явственно прорисовывался в планировочной структуре исторической части поселения [2].
Но главной храма, выявленной в ходе исследования является его замкнутость в структуре среды. Вокруг храма не достаточно места, чтобы подчеркнуть его значимость. Он стоит практически на красной линии улицы и зажат со всех сторон. Вследствие чего храм теряет свою композиционную значимость в контексте планировочной структуры. И это является главной проблемой исследуемой территории.
Хасиева С. А. в работе “Архитектура городской среды”, ссылаясь на Шимко В. Т., дает определение открытым городским пространствам, под которыми “...подразумевается специально организованное непокрытое пространство городской структуры, обладающее определенными функциональными и художественными характеристиками” [5, с. 74]. Очевидно, что значение площадей и открытых пространств знали еще древние греки, которые организовывали агоры у акрополей, в гаванях, у значимых архитектурных сооружений. Опираясь на исследование Шимко В. Т., который выделяет три разновидности открытых пространств, вокруг культового здания должно присутствовать открытое пространство для определенного функционального назначения и большей эстетической выразительности объекта.
Декоративно-художественный анализ показал, что храм повлиял на декоративную составляющую окружающей застройки. В жилых домах прослеживается созвучие декоративных элементов с храмом, особенно каменных домов. Таким образом, опорно-знаковыми ориентирами являются: полуарки, колонны, сдвоенные зачастую, растительный орнамент, треугольные формы.
Очевидно, что весь опорно-знаковый набор содержит в себе храм Казанской иконы Божьей матери. Но кроме того, он является не только материальным ориентиром среды, но он как свеча, «горит» в пространстве, являясь духовно-нравственным ориентиром и как маяк, виден издалека, привлекая внимание и сердца не только борисоглебцев, но и всякого гостя въезжающего в город Борисоглебск.
Библиографическая ссылка
Асташов Д.Ю., Позднякова А.С. КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАК КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20038 (дата обращения: 21.11.2024).