Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RELIGIOUS BUILDINGS AS COMPOSITIONAL POINTS OF THE URBAN ENVIRONMENT

Astashov D.Yu. 1 Pozdnyakova A.S. 1
1 Voronezh state technical University, branch
The article considers the ability of religious buildings to be landmarks both from the compositional and tectonic point of view, and spiritual and moral. The purpose of the study is to analyze the site of the city of Borisoglebsk in order to identify the reference points of the environment.
religious buildings
reference points
tectonic analysis

Актуальность исследования обусловлена значимостью данной территории для города Борисоглебска. Борисоглебск - провинциальный город Воронежской области, возникший в 1698 году по приказу Петра I, с целью укрепления границ государства. Город Борисоглебск имеет статус исторического города, так как здесь находятся много архитектурных памятников [1]. Но основными композиционными элементами городской среды остаются культовые сооружения. Выбранная территория в границах улиц Советская, Набережная, Павловского и Садовая, является исторической частью города, местом его возникновения.  Таким образом, на данной территории сгенерирован потенциал развития, который необходимо выявить и обозначить.

Улица Набережная и Петровского являются окраинами города, располагающиеся в пойме реки Ворона. Здесь рельеф средней активности, что обусловило нерегулярную планировку территории. 

Улица Садовая имеет регулярную жилую застройку  и спокойный рельеф.

Из архивных материалов 19-го века можно узнать о том, что. В это время в городе было всего десять улиц, в которые так же входили  Набережная и Казанская (ныне Садовая) На Садовой Улице располагается одна  из первых значимых построек - храм Казанской иконы Божией матери, который формирует силуэт города, носит доминантный характер и является главным ориентиром территории.

Храм был построен в 1703 году в Борисоглебске. Она находилась на том же месте, где ныне стоит каменный Казанский храм на улице Садовой. Деревянное здание неоднократно горело. Пожар уничтожал приходские постройки дотла [3].

В 1835 году было выделено из владений  Пригородной Слободы 99 десятин, которая сдавалась в аренду. Усадебной земли, особых угодий и домов при  этой Церкви не было, за исключением церковной сторожки.

По свидетельству местных жителей дом № 60 по Садовому переулку до революции принадлежал Казанской Церкви, но документального подтверждения этому не обнаружено.

В 1993 году 12 июля было принято решение приступить к восстановлению Казанской Церкви и просили городскую администрацию о передаче ее верующим. Его реставрация и восстановление заняли двадцать лет: в 1993 году начались восстановительные работы, а в 2013 году состоялось окончательное открытие и освещение обновлённого храма.

Архитектурный облик Церкви к этому времени представлял собой: кирпичное оштукатуренное здание прямоугольного плана, развитое по главной оси (запад- восток ); ядро Храма - высокий двусветный четверик с сильно вынесенными четырехколонными тосканскими портиками на северном и южном фасадах.

Восьмилотковый световой барабан увенчан округлой, шаровидной главкой. К ядру Храма примыкают пониженные объемы полукруглого алтаря и широкой трапезной. Колокольня, которая имеет три яруса, находится рядом с трапезной и соединяется с ней прямоугольным переходом. за западной среной первого яруса находится каменная винтовая лестница. Стена имеет выпуклую форму. Небольшой кубический третий ярус завершен лотковым покрытием с высоким четырехгранным шпилем. Увенчан храм аружными кованными крестами, расположенными на главе храма и шпиле.

Декор фасадов храма лаконичен и характерен для стиля классицизм. Гдавным укращением в композиционной структуре храма являются портики. Мотивы колонного портика повторяются в первом и втором ярусах колокольни, но дополнены ампирными арками по центру фасадов [4].

В ходе проведения эмоционально-психологического анализа были определены основные эмоции возникающие на данной территории. Безусловно, анализ является субъективным, но хотелось бы обозначить такие эмоции как: уединение, умиротворение, шум, чувство возвышенности, замкнутость, которые были выражены в графическом варианте.

В результате проведения функционально - планировочного анализа было выявлено, что улица Садовая является границей между регулярной планировкой  и нерегулярной, складывающейся стихийно. Застройка в основном селитебного назначения, не выше двух этажей с небольшим вкраплением духовно-просветительской зоны.

Тектонический анализ местности показал, что основной доминантой является Казанский храм иконы Божией Матери. Он носит акцентный характер и формирует силуэт города, а так же “держит” панораму города, являясь самой высокой постройкой в данной части города. Кроме того, в планировочной структуре он занимает значимое место.

Согласно исследованию Асташова Д. Ю., обозначенному в статье “Градостроительный генетический код как “ядро” эволюционного развития архитектурно-планировочной структуры г. Борисоглебск”, Казанский храм входил в состав “сакрального треугольника” города, который генерировал в себе “дух” места и явственно прорисовывался в планировочной структуре исторической части поселения [2].

Но главной храма, выявленной в ходе исследования является его замкнутость в структуре среды. Вокруг храма не достаточно места, чтобы подчеркнуть его значимость. Он стоит практически на красной линии улицы и зажат со всех сторон. Вследствие чего храм теряет свою композиционную значимость в контексте планировочной структуры. И это является главной проблемой исследуемой территории.

Хасиева С. А. в работе “Архитектура городской среды”, ссылаясь на Шимко В. Т., дает определение открытым городским пространствам, под которыми “...подразумевается специально организованное непокрытое пространство городской структуры, обладающее определенными функциональными и художественными характеристиками” [5, с. 74]. Очевидно, что значение площадей и открытых пространств знали еще древние греки, которые организовывали агоры у акрополей, в гаванях, у значимых архитектурных сооружений. Опираясь на исследование Шимко В. Т., который выделяет три разновидности открытых пространств, вокруг культового здания должно присутствовать открытое пространство для определенного функционального назначения и большей эстетической выразительности объекта.

Декоративно-художественный анализ показал, что храм повлиял на декоративную составляющую окружающей застройки. В жилых домах прослеживается созвучие декоративных элементов с храмом, особенно каменных домов. Таким образом, опорно-знаковыми ориентирами являются: полуарки, колонны, сдвоенные зачастую, растительный орнамент, треугольные формы.

Очевидно, что весь опорно-знаковый набор содержит в себе храм Казанской иконы Божьей матери. Но кроме того, он является не только материальным ориентиром среды, но он как свеча, «горит» в пространстве, являясь духовно-нравственным ориентиром и как маяк, виден издалека, привлекая внимание и сердца не только борисоглебцев, но и всякого гостя въезжающего в город Борисоглебск.