Одной из главных проблем молодых людей является выбор своего дальнейшего профессионального пути. В современном мире, когда условия рынка труда быстро меняется, проблема профессионального самоопределения становится актуальным. Профессиональное самоопределение имеет большое значение в жизни человека. Из года в год количество безработных молодых людей увеличивается, причиной того может быть неудовлетворенность своей профессией. Проблема том, что в образовательных учреждениях профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны.
Проблемами профессионального самоопределения занимались отечественные ученые такие как Н.Н. Гордеева, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.А. Коновалова, В.М. Данюк, А.К. Маркова. А из зарубежных А.Маслоу, Дж. Сьюпер, Э.Ф.Зеер другие.
Существует много определений понятия «профессиональное самоопределение» Нами были выбраны два определения. В педагогическом словаре Бим Бада, «профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [1,C.224].
По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией» [4,С.321].
А.В. Толстых: «подчеркивает, что возникновение потребности
профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:
1) первичный выбор профессии (учащиеся младшего школьного возраста). Отличается малодифференцированными представлениями о мире
профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
2) этап профессионального самоопределения (старший школьный
возраст). Здесь происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
3) профессиональное обучение осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
4) профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
5) самореализация в труде. Происходит выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом» [3, c.117].
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. Профессиональное самоопределение это процесс, который, так или иначе, сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, самый волнительный и самый важный выбор выпадает именно на подростковый и юношеский возраст. В этот период, вместе с выбором профессии возникает задача определить свой жизненный путь и найти свое место в социальном мире.
Внутриличностный конфликт является один из сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. По мнению Волкова Б.С: «Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них» [5,С 34].
Мотивация является одним из наиболее важных аспектов профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа – выбора профессии. Каждая личность выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Когда два и больше мотивов сталкиваются и не могут быть удовлетворены одновременно, может возникнуть внутриличностный конфликт.
Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.
По мнению исследователей, именно личностный выбор осуществляет каждый школьник на определенном этапе своего обучения. Это обстоятельство дает основание устанавливать тесную связь между представлением у школьника возможных вариантов будущего, профессиональным и личностным самоопределением.
Библиографическая ссылка
Семенова Е.А. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20025 (дата обращения: 21.11.2024).