В последние несколько лет в нашей стране тема инклюзии получает широкое распространение идей самой инклюзии.
Существуют темы, редко затрагиваемые при обсуждении, но имеющие значение для практики инклюзии. Очевидно, что каждый участник инклюзии нуждается в создании условий для его развития и образования. К сожалению, общество не всегда готово принять новые условия, это касается, как родителей обычных детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и институты государственных структур. И, тем не менее, эти проблемы существуют, о них не всегда принято говорить. Само наше общество нуждается в формировании нового мировоззрения, принятия любого ребёнка, как в образовательном учреждении, так в учреждениях культуры, всего социального пространства, без жалости, а как личностей, немного непохожих на нас, с огромными возможностями их творческого и познавательного потенциала их наклонностей в развитии.
Личностей, к которым нужно немного больше внимания, разные нестандартные подходы, в системе воспитания, обучения, расширения познавательных границ. Культура имеет огромное влияние на общество, и вот тут открываются возможности выхода на принципиально новые уровни осознания инклюзии в нашей стране.
Для создания благоприятной социокультурной инклюзивной среды, как показывает опыт, необходимо затрагивать разные слои общества, родителей в образовательных учреждениях, общественные организации, институты власти, разных уровней и конечно самих людей с ограниченными возможностями по здоровью.
Значительную роль в этом процессе играют общественные организации от которых зависит продвижение этих идей и работы в рамках нового законодательства на всех уровнях.
В эксперименте А.Бандуры в рамках теории социального научения ыло доказано влияние моделей поведения, увиденных людей, на примере действий других, на их собственное поведение. В частности, речь шла о том, как дети учатся и используют определённые поведенческие паттерны.
Целью исследователей было выяснить, будут ли дети в условиях свободы действий и отсутствия видимого наблюдения повторять определённые агрессивные действия, увидев ранее, как их совершают взрослые. Дети двух экспериментальных групп получили возможность наблюдать, как взрослый играет с куклой. В первом случае демонстрировалась неагрессивная модель поведения, во втором экспериментатор проявлял агрессию по отношению к кукле.
Как показали результаты эксперимента, дети, наблюдавшие агрессивное поведение, проявляли его значительно чаще испытуемых других групп. И наоборот, наблюдение за неагрессивным поведением обычно приводило к менее агрессивному поведению, чем у испытуемых из контрольной группы.
Результаты этого эксперимента важны для нашего исследования, поскольку мы считаем, что театральный спектакль или мультипликационный фильм является тем «взрослым» из эксперимента А.Бандуры, который должен выступить в качестве демонстрации примеров позитивного поведения в рамках формирования инклюзивной социокультурной среды.
Совершенно точно, что так работает сознание детей во всех областях нашей жизни, а потому важно научать их при помощи театрального искусства, киноискусства, изобразительного искусства и других видов творчества, быть терпимыми, милосердными, дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями по здоровью.
На наш взгляд, необходимо развивать позитивную инклюзивную социокультурную среду в обществе через приобщение детей к искусству, направленного на создание положительных примеров самореализации и нравственной высоты людей с ограниченными возможностями здоровья.
Мультипликационный фильм «Последний лепесток» по сказке В.Катаева «Цветик – Семицветик», созданный ещё в 1948 году в Советском Союзе, можно позиционировать как первый созданный художественно-воспитательный продукт творческого союза художников, режиссеров, мультипликаторов, композиторов. Это основа становления инклюзии в нашей стране, выраженная через творчество мультипликации.
По сюжету девочка Женя, получившая неожиданно цветок с семью волшебными лепестками, исполняющими любое загаданное желание, тратит их на сиюминутные желания. Когда остаётся единственный лепесток, Женя задумывается всерьёз, как же быть, какому желанию отдать своё предпочтение. Находясь в этих раздумьях, девочка сталкивается с сидящим на скамейке мальчиком Вите, которому она предлагает поиграть в салочки, а тут обнаруживается, что Витя сильно хромает и взяв костыль, уходит от неё в расстроенных чувствах. Девочка, которая ещё несколько минут назад, мечтала о множестве вещей, теперь принимает решение для себя загадать, чтобы мальчик Витя стал здоров! Происходит трансформация мотивов поведения, девочка заботится о другом ребенке с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В нашем исследовании мы поставили целью определить аналогичные примеры из современной жизни. Понимая, что в рамках одного исследования невозможно затронуть все сферы искусства, мы решили сконцентрировать внимание на театральной деятельности.
В качестве такого примера можно привести Русский драматический театр им.Максима Горького в Махачкале. В 2019 году (Год театра) ряд детских спектаклей был направлен на создание условий для формирования в республике позитивного инклюзивного социокультурного пространства. В спектакле для детей "Жила-была Сыроежка" главная положительная героиня Сыроежка (актриса Татьяна Рассохина) помогает исправить недостатки речи (заикание и свистящий сигматизм) другим сказочным персонажам - грибам-маслятам.
Дети впервые задумываются о том, что, если их сверстник не может правильно произносить отдельные звуки, это не мешает ему быть хорошим товарищем и только хорошее отношение друг к другу поможет справиться как с дефектом, так и с другими проблемами, возникающими на жизненном пути.
Таким образом, мы стараемся определить влияние искусства на формирование позитивного инклюзивного социокультурного пространства, когда в сознание ребёнка плавно и корректно вводится понятие о людях с инвалидностью.
Библиографическая ссылка
Рассохина Т.В. РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20020 (дата обращения: 21.11.2024).