Формирование и обогащение словаря – одна из важных проблем современной системы дошкольного образования. Вопрос обогащения и активизации словаря является актуальным на каждом возрастном этапе развития ребенка, особенно на дошкольной ступени образования. Объясняется это тем, что лексика - самое подвижное явление в языке, которое изменяется крайне быстро. Это обуславливает и актуальность исследуемой в статье проблемы.
Главной задачей для педагога является формирование личности, обладающею коммуникативными способностями. Для того чтобы личность обладала коммуникативными способностями, ей, в первую очередь, необходим богатый активный словарь.
Известно, что развитие словаря дошкольника напрямую связано с тем, как происходит его ознакомление с окружающим миром, окружающей действительностью. Этим объясняется использование интегративного подхода в формировании и активизации словаря детей дошкольного возраста. Этот факт определяет содержательные линии интеграции двух образовательных областей в системе дошкольного образования: «Коммуникация» и «Познание». Следует отметить, что долгое время в системе советского дошкольного образования, типовых программах для детских садов, вплоть до 1983 – 1984 гг., задачи развития речи и ознакомления с окружающей жизнью представлялись единым комплексом.
Обратимся к рассмотрению понятия «словарная работа». Под словарной работой понимается систематическая учебно-воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение детьми незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи. Главной лексической единицей является слово, оно предоставляет нам возможность общения. При осуществлении словарной работы в детском саду необходимо учитывать три основные характеристики слова: каждое слово имеет свое значение или содержащейся в нем смысл, звуковой состав и морфологическую структуру [2].
С позиции Л.С. Выготского, ребёнок усваивает значения слов, переходя от признаков, не имеющих существенного значения, к существенным, т.е. по мере взросления меняется ёмкость и верность выражения им фактов в речи, свойств или связей, имеющихся в окружающем мире.
В настоящее время существует четыре ведущие задачи словарной работы:
- пополнение словаря новыми словами, овладение детьми ранее незнакомых слов, а также новых значений серии слов, уже существующих в их словаре;
- фиксация и детализация словаря (связано с тем, что дети не всегда имеют представление о предмете, не знают его точного наименования);
- перенос слов из пассивного словаря в активный. (Пассивный словарь - слова, которые ребёнок понимает, но не использует, и активный словарь - слова, которые ребёнок сознательно и активно употребляет в своей речи);
- исключение из лексикона детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). [1]
Реализация обозначенных задач осуществляется на основе следующих принципов:
- работа над словом осуществляется в процессе приобщения детей к окружающему миру на основе активной познавательной деятельности;
- формирование словаря происходит наряду с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, установок и поведения детей;
- все задачи словарной работы реализуются в неразрывности друг от друга, между ними должна существовать определенная преемственность. [2]
Процесс приобщения детей к окружающему миру происходит на основе познавательной деятельности, которая невозможна без осуществления коммуникации, общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Именно коммуникативная деятельность позволяет ребенку-дошкольнику освоить:
- общебытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда и т. д.);
- естествоведческий словарь (живая и неживая природа);
- социологический словарь (труд людей, страна, национальные праздники, армия и др.);
- слова, выражающие переживания, эмоции, чувства;
- слова, обозначающую время, пространство, количество. [1]
К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается — до 300 слов и более. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи, служебные слова, междометия. К концу четвертого года жизни активный словарь ребенка составляет - от 1500 до 2000 слов. В пять он увеличивается-от 2500 до 3000 слов. К концу дошкольного периода речь детей должна быть точной, выразительной, а главное богатой.[3]
Специально организованная работа над словом в процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи позволяет формировать, уточнять и активизировать словарь ребенка и, одновременно, приобретать жизненный опыт и опыт коммуникации в разных условиях для решения жизненно важных проблем. Именно так в дошкольном возрасте закладываются основы развития мышления и речи, устанавливаются социальные контакты и формируется личность.
Проблема интеграции давно обсуждается среди педагогов. В педагогике термин «интеграция» появился в 80-х годах прошлого столетия. Одними из первых дали определение данного понятия И.Д. Зверев и В.Н. Максимова (1980–1990-м гг.). По их мнению, интеграция - это процесс и результат создания неразрывно связанного, единого целого. В процессе обучения она осуществляется путем объединения элементов различных учебных дисциплин в одном синтезированном курсе (теме, программном разделе), объединения научных понятий и методов различных разделов в общенаучные понятия и методы познания, создание единого комплекса и сложение основ науки при раскрытии межпредметных образовательных проблем [4].
По утверждению О.Г. Гилязова, интеграция, есть структура органически связанных академических дисциплин, построенная по подобию с окружающим миром. Она основана на аксиоме, что все в мире взаимосвязано и не существует нечего в «чистом виде».
Трубайчук Л. В. считает, что именно интеграция как педагогическая категория представляет собой целенаправленное объединение, синтез отдельных учебных дисциплин в самостоятельную целевую систему, направленную на обеспечение целостности знаний и умений. По словам В. С. Безрукова, интеграция – высшая форма взаимосвязи, неразрывность компонентов (основа определения – специфические характеристики интеграции как высшей формы взаимосвязи); выражение единства целей, принципов, содержания, форм организации учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в нескольких разделах образования, направленных на усиление системы подготовки обучающихся (основа определения-содержание образования).; создание интегрированных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов образовательного процесса, нескольких разделов подготовки учащихся.
На основе анализа данных точек зрения можно сделать вывод, что все ученые, рассматривая понятие «интеграция», определяют его как «систему», «объединение», «связь», «целостность». Мы в своем исследовании опираемся на точку зрения В.С. Безрукова. Цель интегративного подхода в образовании, состоит не только в том, чтобы показать общее основание учебных дисциплин, но и достичь наилучшего результата. Результатом интеграции является развитие творческого мышления учащихся. В современном образовании существует два вида интеграции:
1) вертикальная интеграция - объединение материала одного предмета, тематически повторяющегося в разные годы обучения, на разной ступени сложности;
2) горизонтальная интеграция - объединение одного учебного материала в разных учебных дисциплинах.
Нас интересует горизонтальная интеграция. Форма интеграции – интегрированное занятие, предусмотренное программой. Интегрированное занятие представляет собой объединение учебных дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления. В связи с развитием мира представлений дошкольника, методика выдвигает как основу развития речи детей – занятия-наблюдения. Основной их принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим его активный словарь. [5] Непосредственное ознакомление с окружающим миром и развитие словаря происходит за счет проведения экскурсий, целевых прогулок, рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотра помещения детского сада. Перед проведением экскурсий воспитатель подготавливает тот словарь по теме, который будет для детей новым, выступать в новом значении. Если же на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ребёнок будет знакомиться, контактировать с новыми предметами и явлениями, то на занятиях по развитию речи, ребенку необходимо научиться правильно использовать название данного предмета или явления в процессе речевой деятельности. Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы у детей было определенное количество представлений о предметах и явления окружающего мира, сколько к тому, чтобы эти представления были достаточно глубокими и полными, чтобы дети могли разумно применять их в различных видах деятельности, в первую очередь, коммуникативной деятельности. Это достигается за счет такой организации педагогического процесса, создания таких образовательных ситуаций, когда на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром у детей возникает необходимость и желание/интерес, используя свой сенсорный опыт, рассказать, объяснить, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения, поспорить. При этом вся эта речевая деятельность должна органично сочетаться с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.
Одним из путей реализации интегративного подхода на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром являться календарно-тематическое планирование. Наличие сквозных тем в данных образовательных областях позволяет наиболее полно и точно реализовать данный процесс. Тематический принцип организации занятий предусматривает взаимосвязь занятий и их связь с повседневной деятельностью детей: работа в уголке природы, в цветнике и в саду, некоторые виды ручного труда (поделки из натурального материала, сбор и оформление гербариев, альбомов, календарей природы). Это дает возможность детям широко и самостоятельно использовать свои знания, развивает интерес к природе, воспитывает желание узнать о ней больше. Информацию, которую нужно дать детям о сезонных явлениях в природе, можно разделить на темы: неживая природа, флора, фауна, работа и быт людей. Ознакомление детей с материалом по этим темам происходит параллельно и взаимосвязано. [6]
Программы дошкольного образования не дают указаний относительно объема словарного запаса. В качестве примеров приведены только некоторые слова. На наш взгляд, отсутствие четко выверенного словаря, объединяющего и позволяющего интегрировать занятия по ознакомлению с окружающим миров и развитию речи лишает данный процесс системности, что влечет за собой спонтанность и эпизодичность в решении проблемы формирования и активизации словаря дошкольников и, как следствие – формирования коммуникативной деятельности.
В рамках реализации проблем в современной системе образования, направленной на формирование функционально грамотной личности и установления преемственности с начальной школой, возникает необходимость создания тематических словарей для разных возрастных групп. Создание таких словарей должно строиться на основе анализа содержания сквозных тем и разделов программ образовательных областей «Коммуникация» и «Познание», что позволит определить содержание межпредметных связей, которые будут способствовать реализации интегративного подхода в реализации задачи обогащения и активизации словаря детей дошкольного возраста.
Недостаточно сформированный словарь мешает полноценному общению, а также и общему развитию ребенка. И наоборот, богатый словарный запас есть показатель достаточно развитой речи и признак высокого уровня умственного развития. Дети, не имеющие достаточного словарного запаса, испытывают большие трудности в обучении, не находя нужных слов для выражения своих мыслей. По наблюдениям многих учителей, дети с богатым словарным запасом быстрее овладевают навыками функциональной грамотности, и проявляют более активное участие в умственных работах.
Библиографическая ссылка
Трегуб А.В., Бенеш Н.И. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19900 (дата обращения: 21.11.2024).