Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛИМАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИИ

Попова К.А. 1
1 Башкирский Государственный Университет
В статье поднимается вопрос существования взаимосвязи между неблагоприятным психологическим семейным климатом и повышенным уровнем агрессии человека. Значимость семьи как института воспитания обуславливается тем, что ребенок находится в ней в течение большой части своей жизни. По длительности воздействия на личность с семьей не может сравниться ни один из институтов воспитания. Поведение родителей – относительная устойчивость целей, реакций и действия взрослого, которые направлены на формирование личности ребенка. Неправильное отношение к человеку внутри семьи может привести к формированию агрессивных тенденций в его поведении. Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований и в отечественной психологической и педагогической науке (А.И. Антонов, Д.Варга, Ю.П. Азаров, О.Н. Боголюбова, Ю.В. Васильев, Р.В. Овчарова, Б.Т. Лихачев), и за рубежом. Однако проблема влияния семейного климата на агрессию не была раскрыта достаточно. Вышесказанное обусловило актуальность и определило тему научного исследования: влияние семейного климата в семьях всех типов на формирование агрессии человека. Объект исследования – сфера семейных отношений (семейная идеология, социальный климат семьи). Предмет - влияние семейного климата на формирование агрессии человека. Цель данной работы – определить, существует ли взаимосвязь между неблагоприятным семейным климатом и повышенным уровнем агрессии человека. Группу испытуемых в исследовательской работе составляли 20 человек, являющиеся студентами 3 курса факультета психологии БГУ в возрасте от 20 до 24 лет.
семейная идеология
социальный климат семьи
агрессия
семейное окружение
конфликтность
враждебность
неблагоприятный климат семьи
дискомфорт
отчуждение
формирование личности
психологический климат
шкала семейного окружения (шсо)
опросник агрессивности
коэффициент корреляции
к.пирсон
1. Волчкова Н.И., Федяева М.В. Влияние психологического климата семьи на уровень агрессивности подростков. Психология, социология и педагогика. 2012.
2. Степанов В.Г., Психология трудных школьников. М- 2004
3. Карабанова О.А, Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М – Академия, 2004
4. Берковиц Л, Агрессия: причины, последствия и контроль. М - Санкт-Петербург, 2007.
5. От личности родителей к личности ребенка // Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – 2003.
6. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикета, 2005.

Как десятилетия назад, так и в настоящее время семья вызывает интерес специалистов самых разных направлений. Этот интерес связан с той ролью, которую семья играет в процессе формирования личности, а, следовательно, настоящего и будущего всего общества. Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на поведение стали разрабатывать в рамках психолого-педагогического подхода такие известные педагоги – психологи как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.

Утверждается, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим, общий взгляд на события. Психологический климат как фактор благополучия определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает большое влияние на развитие и детей,  и взрослых.  Благоприятный климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний. Неблагоприятный климат способствует повышению тревожности, эмоциональному дискомфорту, отчуждению. Также семья может создавать ситуацию постоянного психологического давления на одного из своих членов различными способами, что вызывает агрессию, как естественно возникающий ответ на конфликтную семейную ситуацию. Выдвигается предположение, что неблагоприятный семейный климат повышает уровень агрессии человека.

Материалы и методы исследования: В статье представлены результаты следующих диагностических методик, проведенных в ходе исследования: опросник агрессивности Басса-Дарки; шкала семейного окружения (ШСО). Методика Famil Environmental Skale (FES). Адаптация С.Ю. Куприянова;  Коэффициент корреляции «φ» К.Пирсона.

В исследовании приняли участие студенты Башкирского государственного университета (БГУ) третьего курса факультета психологии. В тестах принимало участие 20 человек в возрасте от 20 до 24 лет. Тестирование было анонимное и без разделений по половому признаку. Исходя из гипотезы: «у людей с неблагоприятным семейным климатом будет повышен уровень агрессии», можно сделать вывод, что в данном научном исследовании ни определенный возраст, ни пол не играют роли и не оказывают влияния на итоги диагностических методик.

Результаты и их обсуждение: В процессе исследования обработку данных было необходимо разделить на несколько этапов. I этап – проведение диагностической методики «Опросник Басса-Дарки»; II этап – проведение диагностической методики «Шкала семейного окружения». Оба этапа были проведены с последующим подсчетом данных и распределением им по шкалам результатов. III этап заключался в расчете коэффициента корреляции «φ» К.Пирсона. Целесообразно было взять именно этот метод математической статистики по той причине, что в работе стояла задача найти зависимость между двумя переменными.  При сравнении двух переменных, измеренных в  дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит коэффициент «φ». Все данные, полученные в процессе проведения первых двух этапов, внесены в таблицу, представленную ниже.

Таблица 1.

Показатели качественных и количественных методик, проведенных в ходе исследования

Этапы

Показатели

Низкий результат

Средний результат

Высокий/повышенный результат

1.Опросник агрессивности Басса-Дарки

Индекс враждебности

20%

40%

40%

Индекс агрессии

15%

45%

40%

2.Шкала семейного окружения (ШСО)

Показатели отношений между членами семьи

30%

55%

15%

Показатели личностного роста

20%

75%

5%

Показатели управления семейной системой

20%

75%

5%

 

Примечание: По ШСО под «Показателями отношений между членами семьи» подразумеваются показатели сплоченности, экспрессивности и  конфликтности. «Показатели личностного роста» включают в себя независимость, ориентацию на достижение цели, интеллектуально-культурную ориентацию, морально-нравственные аспекты и ориентацию на активный совместный отдых. Заключительные «Показатели управления семейной системой» подразумевают организованность в семье и контроль – семейную иерархию, соблюдение принятых норм.

По общим результатам повышенные показатели по опроснику агрессивности и враждебности выявлены у 40% испытуемых. По общим результатам низкие и пониженные показатели по шкале ШСО выявлены у 30% испытуемых.

Таблица 2

Коэффициент корреляции «φ» К.Пирсона

Показатель

Показатель

Коэффициент корреляции

Уровень агрессии и враждебности

Показатели семейного благополучного климата

r=0,134

 

Опираясь на полученные данные корреляции «φ» К.Пирсона можно сделать заключение, что статистически значимая корреляционная связь между параметрами отсутствует. Не выявлено зависимости показателя агрессивных и враждебных установок от показателей неблагоприятного климата в семье.

Цель «доказать, что существует связь между неблагоприятным семейным климатом и повышенным уровнем агрессии человека», как  и сама гипотеза «у людей с неблагоприятным семейным климатом будет повышен уровень агрессии» - не были подтверждены опытным путем. Сформировалось несколько предположений, почему гипотеза была опровергнута математической статистикой:

  1. В качестве испытуемых было взято недостаточное количество человек, что могло повлиять на итог исследования;
  2. В исследовании принимали участие студенты ВУЗа. Возможно, стоит обратить внимание группу школьников младших - средних классов с использованием других диагностических методов;
  3. Стоит обратить внимание в подобном исследовании не столько на социальный климат семьи, сколько на методы воспитания детей.

Библиографическая ссылка

Попова К.А. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛИМАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19880 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674