Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INFLUENCE OF THE FAMILY CLIMATE ON THE FORMATION OF AGGRESSION

Popova K.A. 1
1 Bashkir State University
The article raises the question of the relationship between the unfavorable psychological family climate and the increased level of human aggression. The importance of the family as an institution of education is due to the fact that the child is in it for a large part of his life. In terms of the duration of the impact on the individual, none of the institutions of education can compare with the family. The behavior of parents is the relative stability of goals, reactions, and actions of an adult that are aimed at shaping the child's personality. Incorrect attitude to a person within the family can lead to the formation of aggressive tendencies in his behavior. A large number of studies have been devoted to the study of the family as an educational institution both in Russian psychological and pedagogical science (A. I. Antonov, D. Varga, Yu. p. Azarov, O. N. Bogolyubova, Yu. V. Vasiliev, R. V. Ovcharova, B. T. Likhachev) and abroad. However, the problem of the influence of the family climate on aggression has not been sufficiently disclosed. The above has determined the relevance and theme of the research: the influence of the family climate in families of all types on the formation of human aggression. The object of research is the sphere of family relations (family ideology, social climate of the family). The subject is the influence of the family climate on the formation of human aggression. The purpose of this work is to determine whether there is a relationship between an unfavorable family climate and an increased level of human aggression. The group of subjects in the research work consisted of 20 people who are 3rd-year students of the faculty of psychology of BSU at the age of 20 to 24 years.
family ideology
family social climate
aggression
family environment
conflict
hostility
unfavorable family climate
discomfort
alienation
personality formation
psychological climate
famil environmental skale (fes)
aggressiveness questionnaire
correlation coefficient
k. pearson

Как десятилетия назад, так и в настоящее время семья вызывает интерес специалистов самых разных направлений. Этот интерес связан с той ролью, которую семья играет в процессе формирования личности, а, следовательно, настоящего и будущего всего общества. Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на поведение стали разрабатывать в рамках психолого-педагогического подхода такие известные педагоги – психологи как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.

Утверждается, что психологический климат семьи — это совокупность настроений, эмоций, переживаний, отношение как друг к другу, так и окружающим, общий взгляд на события. Психологический климат как фактор благополучия определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает большое влияние на развитие и детей,  и взрослых.  Благоприятный климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний. Неблагоприятный климат способствует повышению тревожности, эмоциональному дискомфорту, отчуждению. Также семья может создавать ситуацию постоянного психологического давления на одного из своих членов различными способами, что вызывает агрессию, как естественно возникающий ответ на конфликтную семейную ситуацию. Выдвигается предположение, что неблагоприятный семейный климат повышает уровень агрессии человека.

Материалы и методы исследования: В статье представлены результаты следующих диагностических методик, проведенных в ходе исследования: опросник агрессивности Басса-Дарки; шкала семейного окружения (ШСО). Методика Famil Environmental Skale (FES). Адаптация С.Ю. Куприянова;  Коэффициент корреляции «φ» К.Пирсона.

В исследовании приняли участие студенты Башкирского государственного университета (БГУ) третьего курса факультета психологии. В тестах принимало участие 20 человек в возрасте от 20 до 24 лет. Тестирование было анонимное и без разделений по половому признаку. Исходя из гипотезы: «у людей с неблагоприятным семейным климатом будет повышен уровень агрессии», можно сделать вывод, что в данном научном исследовании ни определенный возраст, ни пол не играют роли и не оказывают влияния на итоги диагностических методик.

Результаты и их обсуждение: В процессе исследования обработку данных было необходимо разделить на несколько этапов. I этап – проведение диагностической методики «Опросник Басса-Дарки»; II этап – проведение диагностической методики «Шкала семейного окружения». Оба этапа были проведены с последующим подсчетом данных и распределением им по шкалам результатов. III этап заключался в расчете коэффициента корреляции «φ» К.Пирсона. Целесообразно было взять именно этот метод математической статистики по той причине, что в работе стояла задача найти зависимость между двумя переменными.  При сравнении двух переменных, измеренных в  дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит коэффициент «φ». Все данные, полученные в процессе проведения первых двух этапов, внесены в таблицу, представленную ниже.

Таблица 1.

Показатели качественных и количественных методик, проведенных в ходе исследования

Этапы

Показатели

Низкий результат

Средний результат

Высокий/повышенный результат

1.Опросник агрессивности Басса-Дарки

Индекс враждебности

20%

40%

40%

Индекс агрессии

15%

45%

40%

2.Шкала семейного окружения (ШСО)

Показатели отношений между членами семьи

30%

55%

15%

Показатели личностного роста

20%

75%

5%

Показатели управления семейной системой

20%

75%

5%

 

Примечание: По ШСО под «Показателями отношений между членами семьи» подразумеваются показатели сплоченности, экспрессивности и  конфликтности. «Показатели личностного роста» включают в себя независимость, ориентацию на достижение цели, интеллектуально-культурную ориентацию, морально-нравственные аспекты и ориентацию на активный совместный отдых. Заключительные «Показатели управления семейной системой» подразумевают организованность в семье и контроль – семейную иерархию, соблюдение принятых норм.

По общим результатам повышенные показатели по опроснику агрессивности и враждебности выявлены у 40% испытуемых. По общим результатам низкие и пониженные показатели по шкале ШСО выявлены у 30% испытуемых.

Таблица 2

Коэффициент корреляции «φ» К.Пирсона

Показатель

Показатель

Коэффициент корреляции

Уровень агрессии и враждебности

Показатели семейного благополучного климата

r=0,134

 

Опираясь на полученные данные корреляции «φ» К.Пирсона можно сделать заключение, что статистически значимая корреляционная связь между параметрами отсутствует. Не выявлено зависимости показателя агрессивных и враждебных установок от показателей неблагоприятного климата в семье.

Цель «доказать, что существует связь между неблагоприятным семейным климатом и повышенным уровнем агрессии человека», как  и сама гипотеза «у людей с неблагоприятным семейным климатом будет повышен уровень агрессии» - не были подтверждены опытным путем. Сформировалось несколько предположений, почему гипотеза была опровергнута математической статистикой:

  1. В качестве испытуемых было взято недостаточное количество человек, что могло повлиять на итог исследования;
  2. В исследовании принимали участие студенты ВУЗа. Возможно, стоит обратить внимание группу школьников младших - средних классов с использованием других диагностических методов;
  3. Стоит обратить внимание в подобном исследовании не столько на социальный климат семьи, сколько на методы воспитания детей.