Метод case-study относится к одному из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, направленное на развитие коммуникативных навыков школьников. Сущность case-study заключается в том, что в классе создается искусственная языковая среда, в которой обучающиеся применяют теоретические навыки, практические умения и собственный жизненный опыт для разрешения творческой ситуации. По словам Т.Н. Горбатовой Т.Н. и С.В. Рыбушкиной case-study «предоставляет возможность студентам активно использовать устную практику при отсутствии языкового окружения, которая необходима для формирования профессиональной компетенции для коммуникации на иностранном языке» [2, с. 741]. Суть данного метода состоит в работе в команде, анализе ситуации, решении поставленных задач, а также в выборе наиболее оптимального решения кейса с использованием имеющихся знаний иностранного языка.
Важным преимуществом данного метода является:
– улучшение навыков иностранного языка посредством применения его как средства достижения цели, а не как саму цель;
– развитие творческого мышления обучающихся, т.к. задачей школьников является поиск нескольких вариантов решения кейса;
– формирование навыков публичного выступления;
– развитие умений формулировки вопросов, ведения дискуссий, аргументирования своей точки зрения и др.
– улучшения навыка работы в команде и выработки коллективного решения [4, с.25].
Метод case-study рекомендуется использовать со школьниками старшего возраста, т.к. данный метод требует подготовки обучающихся, а также наличие определенного запаса знаний по кейсу и достаточного уровня владения иностранным языков. Отсутствие этого может привести к поверхностному обсуждению кейса и недостижения поставленной цели [5, с.156].
Сам кейс представляет собой некое событие, которое произошло в определенной сфере деятельности и побуждающее к обсуждению, анализу и принятию оптимального решения данной ситуации.
Кейс включает в себя конкретную ситуацию, контекст, комментарий автора по данной ситуации, а также вопросы и задания для работы с кейсом. Кейс также может быть дополнен приложением [1, с.95].
Исследователи выделяют следующие виды кейсов:
– практические кейсы. Такие кейсы представляют собой реальные жизненные ситуации, которые отражены в учебном процессе;
– обучающие кейсы. Основной задачей выступает обучение, сама ситуация в кейсе не реальная, а такая, какой она могла бы быть в жизни;
– научно-исследовательские кейсы. Данные кейсы ориентированы на включение обучающегося в исследовательскую деятельность и направлены для получения новых знаний о ситуации [3, с.2].
Реализовать метод case-study на уроке английского языка можно следующим образом:
Название кейса: “Planning a trip to London”.
Тип кейса: практический.
Цели:
1) образовательная: отработка умений употребления в речи слов и выражений на тему «Travelling», поиск и отбор нужной информации по заданной теме;
2) развивающая: выработка умений самостоятельно планировать поездку, развитие умений работы в группе;
3) воспитательная: воспитание ответственности за организацию поездки.
Задачи:
1) Формирование УУД:
а) личностных – самоопределение, нравственно-этическое оценивание своей деятельности;
б) регулятивных – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
в) познавательных – логические действия, действия поиска и постановки проблем;
г) коммуникативных – планирование сотрудничества, постановка вопросов, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами иностранного языка.
2) Развитие умений спонтанной аргументированной устной речи, монологической и диалогической; развитие умения устно рассказывать о результатах своей работы.
Данный урок подходит для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы и рассчитан на два учебных часа.
На предыдущем уроке учитель озвучивает, что следующее занятие будет проходит в режиме case-study. Обучающимся озвучивается тема, которая коррелирует с пройденным раннее материалом, например «Planning a trip to London». Учитель делит класс на несколько подгрупп и дает задание. На протяжении первого урока учащиеся выполняют указанные задания, в качестве домашнего задания выступает подготовка отчета по проделанной работе. На итоговом уроке подгруппы представляют свои работы, оценивают работы других подгрупп и дают обратную связь.
Ситуация:
You and your friend are going for winter holidays to London. You decided not to buy a ready-packed tour and plan everything by yourself. You have to:
– Make visa (see documents you need for it);
– Buy plane tickets; – Book a hotel room;
– Choose where and how you’ll have your meals;
– Choose excursions and attractions you are going to see;
– Make a route of your trip and show it on the map;
– Plan your money accordingly
You only have 1000 pounds for 4 days per person. 1 GBP = 81,81 RUB.
Explain why you’ve chosen certain things for your trip. Present your plan for each day of your trip to your classmates in a form of a presentation. Mention whether you’ve managed to plan things the way you wanted.
For your work you may use sites like Aviasales.ru, Booking.com, TripAdvisor.ru, etc.
План урока.
- Организационный момент: приветствие, организационные вопросы, определение цели и задач урока;
- Фонетическая и речевая зарядка: на данном уроке целесообразно проработать лексику по теме «Travelling», либо слова с труднопроизносимыми звуками; также можно взять несколько фраз, которые обучающиеся могут использовать при подготовке к кейсу и его защиты.
- Проверка домашнего задания. Этот этап считается актуальным при условии, что упражнения, заданные в качестве домашнего задания, являются подготовительными к данному уроку.
- Основная часть урока- работа по методу case-study.
- Итоги урока.
На данном этапе будет целесообразно подвести итог тому, чему учащиеся научились за урок, спросить, что было легко, а что вызвало трудности. На этом этапе также учитель дает домашнее задание к следующему уроку.
Таким образом, использование метода case-study на уроках английского языка способствует развитию коммуникативных навыков учащихся и дает возможность использовать английский язык как средство общения. Данный метод также позволяет творчески применять полученные знания на уроках, формирует навыки работы в группах, а также формирует такие навыки как постановка проблемы, нахождение способов ее решения, сбор и анализ полученной информации и аргументирование своей точки зрения.
Библиографическая ссылка
Воробьева А.И. МЕТОД CASE-STUDY В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19851 (дата обращения: 21.11.2024).