Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОД CASE-STUDY В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Воробьева А.И. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В современном мире владение английским языка все больше становится необходимостью, чем прихотью. Приоритетом стало уделение большего внимания на коммуникативную сторону при изучении английского языка. Отсюда следует, что основной задачей преподавателей английского языка является формирование у обучающихся способности использовать иностранный язык как средство коммуникации. Это, в свою очередь, предполагает внедрение в обучающий процесс новых образовательных технологий, делающих уклон на развитие коммуникативных навыков школьников. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков у обучающихся старшего школьного возраста на уроках английского языка посредством применения метода case-study. Основной целью исследования является рассмотрение метода case study и его реализация в виде плана урока. Раскрывается сущность понятия метода case-study как одного из наиболее эффективных методов при формировании навыков коммуникации школьников при обучении английскому языку. Определяются преимущества представленного метода. Выделяются типы кейсов, такие как практические, обучающие, научно-исследовательские. На основе теоретической информации, представлен план урока по теме «Travelling» с использованием практического типа кейса. Данный план урока предназначен для обучающихся 10-11 классов.
кейс-стади
кейс
метод case-study
формирование коммуникативных навыков
старший школьный возраст
1. Абрамова С.Ю., Белозерова Ю.В. Использование кейс-метода на уроках английского языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2015. С. 94-96. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 02.11.2019).
2. Горбатова Т.Н., Рыбушкина С.В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 741–743.
3. Демченко Е.Н., Панкова В.Ю. Оценка эффективности применения метода кейс-стади в обучении профессиональному английскому студентов с разноуровневой лингвистической компетенцией // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-primeneniya-metoda-keys-stadi-v-obuchenii-professionalnomu-angliyskomu-studentov-s-raznourovnevoy (дата обращения: 03.11.2019).
4. Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации. В 2-х частях. СПб.: «Стратегия будущего», 2006. 198 c.
5. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. №5. С. 155-157. URL https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 27.10.2019).

Метод case-study относится к одному из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку, направленное на развитие коммуникативных навыков школьников. Сущность case-study заключается в том, что в классе создается искусственная языковая среда, в которой обучающиеся применяют теоретические навыки, практические умения и собственный жизненный опыт для разрешения творческой ситуации. По словам Т.Н. Горбатовой Т.Н. и С.В. Рыбушкиной case-study «предоставляет возможность студентам активно использовать устную практику при отсутствии языкового окружения, которая необходима для формирования профессиональной компетенции для коммуникации на иностранном языке» [2, с. 741]. Суть данного метода состоит в работе в команде, анализе ситуации, решении поставленных задач, а также в выборе наиболее оптимального решения кейса с использованием имеющихся знаний иностранного языка.

Важным преимуществом данного метода является:

– улучшение навыков иностранного языка посредством применения его как средства достижения цели, а не как саму цель;

– развитие творческого мышления обучающихся, т.к. задачей школьников является поиск нескольких вариантов решения кейса;

– формирование навыков публичного выступления;

– развитие умений формулировки вопросов, ведения дискуссий, аргументирования своей точки зрения и др.

– улучшения навыка работы в команде и выработки коллективного решения [4, с.25].

Метод case-study рекомендуется использовать со школьниками старшего возраста, т.к. данный метод требует подготовки обучающихся, а также наличие определенного запаса знаний по кейсу и достаточного уровня владения иностранным языков. Отсутствие этого может привести к поверхностному обсуждению кейса и недостижения поставленной цели [5, с.156].

Сам кейс представляет собой некое событие, которое произошло в определенной сфере деятельности и побуждающее к обсуждению, анализу и принятию оптимального решения данной ситуации.

Кейс включает в себя конкретную ситуацию, контекст, комментарий автора по данной ситуации, а также вопросы и задания для работы с кейсом. Кейс также может быть дополнен приложением [1, с.95].

Исследователи выделяют следующие виды кейсов:

– практические кейсы. Такие кейсы представляют собой реальные жизненные ситуации, которые отражены в учебном процессе;

– обучающие кейсы. Основной задачей выступает обучение, сама ситуация в кейсе не реальная, а такая, какой она могла бы быть в жизни;

– научно-исследовательские кейсы. Данные кейсы ориентированы на включение обучающегося в исследовательскую деятельность и направлены для получения новых знаний о ситуации [3, с.2].

Реализовать метод case-study на уроке английского языка можно следующим образом:

Название кейса: “Planning a trip to London”.

Тип кейса: практический.

Цели:

1) образовательная: отработка умений употребления в речи слов и выражений на тему «Travelling», поиск и отбор нужной информации по заданной теме;

2) развивающая: выработка умений самостоятельно планировать поездку, развитие умений работы в группе;

3) воспитательная: воспитание ответственности за организацию поездки.

Задачи:

1) Формирование УУД:

а) личностных – самоопределение, нравственно-этическое оценивание своей деятельности;

б) регулятивных – планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

в) познавательных – логические действия, действия поиска и постановки проблем;

г) коммуникативных – планирование сотрудничества, постановка вопросов, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами иностранного языка.

2) Развитие умений спонтанной аргументированной устной речи, монологической и диалогической; развитие умения устно рассказывать о результатах своей работы.

Данный урок подходит для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы и рассчитан на два учебных часа.

На предыдущем уроке учитель озвучивает, что следующее занятие будет проходит в режиме case-study. Обучающимся озвучивается тема, которая коррелирует с пройденным раннее материалом, например «Planning a trip to London». Учитель делит класс на несколько подгрупп и дает задание. На протяжении первого урока учащиеся выполняют указанные задания, в качестве домашнего задания выступает подготовка отчета по проделанной работе. На итоговом уроке подгруппы представляют свои работы, оценивают работы других подгрупп и дают обратную связь.

Ситуация:

You and your friend are going for winter holidays to London. You decided not to buy a ready-packed tour and plan everything by yourself. You have to:

– Make visa (see documents you need for it);

– Buy plane tickets; – Book a hotel room;

– Choose where and how you’ll have your meals;

– Choose excursions and attractions you are going to see;

– Make a route of your trip and show it on the map;

– Plan your money accordingly

You only have 1000 pounds for 4 days per person. 1 GBP = 81,81 RUB.

Explain why you’ve chosen certain things for your trip. Present your plan for each day of your trip to your classmates in a form of a presentation. Mention whether you’ve managed to plan things the way you wanted.

For your work you may use sites like Aviasales.ru, Booking.com, TripAdvisor.ru, etc.

План урока.

  1. Организационный момент: приветствие, организационные вопросы, определение цели и задач урока;
  2. Фонетическая и речевая зарядка: на данном уроке целесообразно проработать лексику по теме «Travelling», либо слова с труднопроизносимыми звуками; также можно взять несколько фраз, которые обучающиеся могут использовать при подготовке к кейсу и его защиты.
  3. Проверка домашнего задания. Этот этап считается актуальным при условии, что упражнения, заданные в качестве домашнего задания, являются подготовительными к данному уроку.
  4. Основная часть урока- работа по методу case-study.
  5. Итоги урока.

На данном этапе будет целесообразно подвести итог тому, чему учащиеся научились за урок, спросить, что было легко, а что вызвало трудности. На этом этапе также учитель дает домашнее задание к следующему уроку.

Таким образом, использование метода case-study на уроках английского языка способствует развитию коммуникативных навыков учащихся и дает возможность использовать английский язык как средство общения. Данный метод также позволяет творчески применять полученные знания на уроках, формирует навыки работы в группах, а также формирует такие навыки как постановка проблемы, нахождение способов ее решения, сбор и анализ полученной информации и аргументирование своей точки зрения.


Библиографическая ссылка

Воробьева А.И. МЕТОД CASE-STUDY В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19851 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674