С самого начала истории современной Олимпиады, более ста лет назад, образовательные или педагогические аргументы доминировали в дискуссии об Олимпизме и Олимпийских Играх [6]. К сожалению, большинство людей ассоциируют олимпийские виды спорта и Олимпийские игры не столько с моральными и педагогическими идеалами, сколько с шоу-бизнесом, допингом, торговлей и коррупцией, другими словами, меньше с честной игрой и больше с нечестной игрой. Многие люди сожалеют и не могут принять упадок спорта в контексте коммерции, коррупции и шоу-бизнеса. Они хотят и действительно требуют честности и справедливости в спорте [1].
Тем не менее, популярность и успех Олимпийских и Паралимпийских игр и олимпийского спорта высшего уровня в целом остаются неизменными. Огромный коммерческий и медийный успех Игр может быть истолкован как доказательство жизнеспособности Олимпийских игр и их основополагающей концепции, даже из-за непрекращающегося кризиса современного спорта, в котором допинг, наряду с мошенничеством и коррупцией, кажется самой серьезной проблемой. Принимая во внимание историю современных Олимпийских игр и очевидный растущий разрыв между идеалами его фундаментальных принципов и реальностью, мы постараемся объяснить в исторической перспективе, что на самом деле означает Олимпизм и как его понимание изменилось за последнее столетие.
Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах, Греция в 1896 году, более 120 лет назад. Французский дворянин Пьер де Кубертен считаетлся основоположником этой новой, современной традиции с ее уважением к древности. Однако он был не одинок. В то время многие образованные люди из разных европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Греция, Германия были полны уважения и энтузиазма к классической греческой древности более 2000 лет назад [10;8]. Для них этот период казался пиком и человечества, и гуманизма, и культурного развития. Накануне 20-го века, оглядываясь на древнегреческий успех Игр, можно было ожидать правильной ориентации на будущее, поэтому в Европе этот период называют новым гуманизмом. Пьер де Кубертен утверждал, что Олимпийские игры в наше время должны быть не более, чем возрождением древних Олимпийских игр.
Фактически, эти события в древности были вовсе не играми, а религиозными церемониями, включая спортивные соревнования. В 1894 году, когда Кубертен пригласил нескольких влиятельных деятелей из Европы и Соединенных Штатов Америки на конгресс по любительскому спорту, он поставил во главе повестки дня возможность возродить Олимпийские игры. Он использовал греческие термины олимпийский, спортивный и гимнастический, чтобы облагородить современный спорт классической культурой. Кубертен также различал такие современные виды спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, гребля и верховая езда, которые, казалось, были параллельны классическим дисциплинам в древности, и другие, такие как игры с мячом, которые не были частью классической традиции легкой атлетики [5].
Что же Кубертен имел в виду под понятием Олимпизма как религии? На самом деле Кубертен ошибался в своем утверждении, что в древности существовала религия олимпизма. Легкая атлетика и агонистика были частью религиозных культов, но легкая атлетика сама по себе была неизвестна в древности. Тем не менее, какой смысл Religio Athletae имеет отношение к современной Олимпиаде в настоящее время? Существовали различные способы понимания или интерпретации этого странного и, в некотором смысле, кощунственного понятия. Кубертен рассматривал религиозные чувства спортсменов в древности, восхваляя их богов через агоны и сравнивая их с мотивами и эмоциями спортсменов на современных Олимпийских играх. Спортсмены должны были, как он полагал, знать, что их действия во время тренировок и соревнований отнюдь не «просто для удовольствия», поскольку они являются посланниками современного олимпизма, пророками или священниками религиозных спортсменов, чувствуя свое тело во время выступления. Это послание включает в себя универсальную идею образования для «демократии и интернационализма», как всегда подчеркивал Кубертен. Лучшие спортсмены на Олимпийских играх являются кумирами для нового поколения и поощряют их к лучшему миру прогресса и человечности. Они являются идолами для всех, стремятся к лучшим достижениям, дисциплине и самоконтролю, чтобы способствовать миру во всем мире, отличающемуся демократией и интернационализмом.
Второй критерий олимпизма - это благородство и отбор, но разновидность благородства, которая включает в себя полное равенство с самого начала. Это олимпийское благородство основано только на преобладании одного спортсмена, его прогрессивном разнообразии и, в определенной степени, на его желании тренироваться и заниматься спортом. Стремление к совершенству необходимо для олимпийских видов спорта. «Citius, altius, fortius» (быстрее, выше, сильнее) - является официальным девизом олимпийского движения. Этот девиз связан с одним из древнейших стихотворений человечества - «Илиадой» античного писателя Гомера. «Стремление вперед и быть лучше других» было основополагающим принципом жизни древних греков и, как утверждают некоторые историки, чудом их возвышенности и некогда высоким уровнем культурного развития.
Немецкий философ Ханс Ленк, бывший олимпийский чемпион по гребле и золотой медалист 1960 года, говорил о неоднозначности современного Олимпизма. Олимпизм никогда не был четко определенной философией Олимпийских игр. Скорее, Олимпизм должен был быть адаптирован к условиям и потребностям настоящего и будущего. По своей сути, Олимпизм - это педагогическая идея, воплощенная в физическом спорте и производительности. Как и в любом педагогическом понятии, оно должно постоянно обновляться и модернизироваться. Фактически, современная версия Олимпизма закреплена в конституции МОК, так называемой Олимпийской хартии, другими словами, в Библии олимпийского движения. Последняя версия хартии, пересмотренная в 2018 году, включает семь «фундаментальных принципов олимпизма». В первом абзаце утверждается, что «Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Сочетая спорт с культурой и образованием, Олимпизм стремится создать образ жизни, основанный на радости от усилий, образовательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и уважении к универсальным фундаментальным этическим принципам» [6].
Олимпийские игры постоянно подвергались опасности служить политическим целям. Кроме того, они находятся в опасности быть поглощенными экономическими ограничениями и интересами. Современная олимпийская хартия МОК отвергает понятие олимпийской религии, которая была первым критерием Кубертена для Олимпизма. Вместо этого первый параграф Хартии говорит об олимпизме как о «философии жизни». Это утверждение кажется скромным, чем, возможно, кощунственное утверждение Кубертена о том, что его считают основателем новой гражданской религии современного олимпийского спорта.
Таким образом, согласно этим дискуссиям, общая цель олимпийского образования, достигнутого на Олимпийских играх и в целом в олимпийском спорте, состоит в том, чтобы сделать людей сильными и лично и в социальном контексте, для своей собственной жизни, общества и государства. Эта цель никоим образом не ограничивается спортсменами высшего уровня, но касается всех, кто стремится к лучшим достижениям в соответствии с правилами и принципами честной игры. Делая это в области спорта, они улучшают свой характер в целом. Спортсмены высшего уровня на Олимпийских или Паралимпийских играх являются или, по крайней мере, должны быть кумирами для всех. Образование, тренировки и соревнования в спорте развивают в равной степени как личность, так и социальные компетенции, такие как честная игра, взаимное уважение и, наконец, способность жить в мире, как с собой, так и с другими. Возможно, это конечная цель олимпийского образования: способствовать мирному сотрудничеству отдельных людей, команд, народов, государств и наций посредством соревновательных видов спорта.
Библиографическая ссылка
Боженова Н.А., Гончаренко Д.И. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19848 (дата обращения: 21.11.2024).