Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

OLYMPIC EDUCATION, CRITERIA OF MODERN OLYMPISM

Bozhenova N.A. 1 Goncharenko D.I. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Education
This article discusses the origins of the Olympic movement, which was revived by Pierre de Coubertin and his supporters. Thanks to their actions, we can observe the beauty of this event in our time. Sport is part of the world. At present, the world is changing at a tremendous rate, and people's relationships are changing too. The fundamental principles of the Olympic Charter are considered. The goal of Olympism is the universal formation of sport for the harmonious development of man. Everyone should be able to play sports in the spirit of Olympism, mutual understanding, friendship, solidarity and fair play. Independent sports organizations must manage, direct and control all sports events. The article contributes to the expansion of knowledge about Olympism and Olympic education. The basic criteria of Olympism, which include full equality from the very beginning, are revealed. Sport is the image of the world, Olympism is seen as the image of the ideology of society. The diversity of modern Olympic philosophy, Olympic consciousness and the entire Olympic culture is reflected in the dynamics of Olympic education. The article deals with such concepts as Olympic nobility, fair play, mutual respect, etc. The author compares the ancient Olympic Games and the modern Olympic Games, focuses on the ideals of the basic principles of Olympism and the reality that does not always correspond to them.
олимпизм
олимпийское движение
олимпийские игры
мок
кубертен
олимпийские принципы

С самого начала истории современной Олимпиады, более ста лет назад, образовательные или педагогические аргументы доминировали в дискуссии об Олимпизме и Олимпийских Играх [6].  К сожалению, большинство людей ассоциируют олимпийские виды спорта и Олимпийские игры не столько с моральными и педагогическими идеалами, сколько с шоу-бизнесом, допингом, торговлей и коррупцией, другими словами, меньше с честной игрой и больше с нечестной игрой. Многие люди сожалеют и не могут принять упадок спорта в контексте коммерции, коррупции и шоу-бизнеса. Они хотят и действительно требуют честности и справедливости в спорте [1].

Тем не менее, популярность и успех Олимпийских и Паралимпийских игр и олимпийского спорта высшего уровня в целом остаются неизменными. Огромный коммерческий и медийный успех Игр может быть истолкован как доказательство жизнеспособности Олимпийских игр и их основополагающей концепции, даже из-за непрекращающегося кризиса современного спорта, в котором допинг, наряду с мошенничеством и коррупцией, кажется самой серьезной проблемой. Принимая во внимание историю современных Олимпийских игр и очевидный растущий разрыв между идеалами его фундаментальных принципов и реальностью, мы постараемся объяснить в исторической перспективе, что на самом деле означает Олимпизм и как его понимание изменилось за последнее столетие.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах,  Греция в 1896 году, более 120 лет назад. Французский дворянин Пьер де Кубертен считаетлся основоположником этой новой, современной традиции с ее уважением к древности. Однако он был не одинок. В то время многие образованные люди из разных европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Греция, Германия были полны уважения и энтузиазма к классической греческой древности более 2000 лет назад [10;8]. Для них этот период казался пиком и человечества, и гуманизма, и культурного развития. Накануне 20-го века, оглядываясь на древнегреческий успех Игр, можно было ожидать правильной ориентации на будущее, поэтому в Европе этот период называют новым гуманизмом. Пьер де Кубертен утверждал, что Олимпийские игры в наше время должны быть не более, чем возрождением древних Олимпийских игр.

Фактически, эти события в древности были вовсе не играми, а религиозными церемониями, включая спортивные соревнования. В 1894 году, когда Кубертен пригласил нескольких влиятельных деятелей из Европы и Соединенных Штатов Америки на конгресс по любительскому спорту, он поставил во главе повестки дня возможность возродить Олимпийские игры. Он использовал греческие термины олимпийский, спортивный и гимнастический, чтобы облагородить современный спорт классической культурой. Кубертен также различал такие современные виды спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, гребля и верховая езда, которые, казалось, были параллельны классическим дисциплинам в древности, и другие, такие как игры с мячом, которые не были частью классической традиции легкой атлетики [5].

Что же Кубертен имел в виду под понятием Олимпизма как религии? На самом деле Кубертен ошибался в своем утверждении, что в древности существовала религия олимпизма. Легкая атлетика и агонистика были частью религиозных культов, но легкая атлетика сама по себе была неизвестна в древности. Тем не менее, какой смысл Religio Athletae имеет отношение к современной Олимпиаде в настоящее время? Существовали различные способы понимания или интерпретации этого странного и, в некотором смысле, кощунственного понятия. Кубертен рассматривал религиозные чувства спортсменов в древности, восхваляя их богов через агоны и сравнивая их с мотивами и эмоциями спортсменов на современных Олимпийских играх. Спортсмены должны были, как он полагал, знать, что их действия во время тренировок и соревнований отнюдь не «просто для удовольствия», поскольку они являются посланниками современного олимпизма, пророками или священниками религиозных спортсменов, чувствуя свое тело во время выступления. Это послание включает в себя универсальную идею образования для «демократии и интернационализма», как всегда подчеркивал Кубертен. Лучшие спортсмены на Олимпийских играх являются кумирами для нового поколения и поощряют их к лучшему миру прогресса и человечности. Они являются идолами для всех, стремятся к лучшим достижениям, дисциплине и самоконтролю, чтобы способствовать миру во всем мире, отличающемуся демократией и интернационализмом.

 Второй критерий олимпизма - это благородство и отбор, но разновидность благородства, которая включает в себя полное равенство с самого начала. Это олимпийское благородство основано только на преобладании одного спортсмена, его прогрессивном разнообразии и, в определенной степени, на его желании тренироваться и заниматься спортом. Стремление к совершенству необходимо для олимпийских видов спорта. «Citius, altius, fortius» (быстрее, выше, сильнее) - является официальным девизом олимпийского движения. Этот девиз связан с одним из древнейших стихотворений человечества - «Илиадой» античного писателя Гомера. «Стремление вперед и быть лучше других» было основополагающим принципом жизни древних греков и, как утверждают некоторые историки, чудом их возвышенности и некогда высоким уровнем культурного развития.

Немецкий философ Ханс Ленк, бывший олимпийский чемпион по гребле и золотой медалист 1960 года, говорил о неоднозначности современного Олимпизма. Олимпизм никогда не был четко определенной философией Олимпийских игр. Скорее, Олимпизм должен был быть адаптирован к условиям и потребностям настоящего и будущего. По своей сути, Олимпизм - это педагогическая идея, воплощенная в физическом спорте и производительности. Как и в любом педагогическом понятии, оно должно постоянно обновляться и модернизироваться. Фактически, современная версия Олимпизма закреплена в конституции МОК, так называемой Олимпийской хартии, другими словами, в Библии олимпийского движения. Последняя версия хартии, пересмотренная в 2018 году, включает семь «фундаментальных принципов олимпизма». В первом абзаце утверждается, что «Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Сочетая спорт с культурой и образованием, Олимпизм стремится создать образ жизни, основанный на радости от усилий, образовательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и уважении к универсальным фундаментальным этическим принципам» [6].

Олимпийские игры постоянно подвергались опасности служить политическим целям. Кроме того, они находятся в опасности быть поглощенными экономическими ограничениями и интересами. Современная олимпийская хартия МОК отвергает понятие олимпийской религии, которая была первым критерием Кубертена для Олимпизма. Вместо этого первый параграф Хартии говорит об олимпизме как о «философии жизни». Это утверждение кажется скромным, чем, возможно, кощунственное утверждение Кубертена о том, что его считают основателем новой гражданской религии современного олимпийского спорта.

Таким образом, согласно этим дискуссиям, общая цель олимпийского образования, достигнутого на Олимпийских играх и в целом в олимпийском спорте, состоит в том, чтобы сделать людей сильными и лично и в социальном контексте, для своей собственной жизни, общества и государства. Эта цель никоим образом не ограничивается спортсменами высшего уровня, но касается всех, кто стремится к лучшим достижениям в соответствии с правилами и принципами честной игры. Делая это в области спорта, они улучшают свой характер в целом. Спортсмены высшего уровня на Олимпийских или Паралимпийских играх являются или, по крайней мере, должны быть кумирами для всех. Образование, тренировки и соревнования в спорте развивают в равной степени как личность, так и социальные компетенции, такие как честная игра, взаимное уважение и, наконец, способность жить в мире, как с собой, так и с другими. Возможно, это конечная цель олимпийского образования: способствовать мирному сотрудничеству отдельных людей, команд, народов, государств и наций посредством соревновательных видов спорта.