Актуальность: воспалительные заболевания слюнных желез составляют 13-15% от всех воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей. Чаще всего среди них встречается хронический неспецифический рецидивирующий паренхиматозный паротит, на долю которого приходится более 85% случаев. Различные методы дифференциальной диагностики заболеваний слюнных желёз не полностью удовлетворяют требования врачей, как для постановки диагноза, так и для принятия окончательного решения по выбору метода лечения, вследствие чего больные получают несвоевременную или неадекватную помощь.
Цель: разработать наиболее эффективный способ дифференциальной диагностики ХПП от других нозологий околоушно-жевательной области, которые позволят избежать возникновения диагностических ошибок.
Задачи: выявить наиболее частые ошибки, допускаемые в проведении дифференциальной диагностики ХПП с другими заболеваниями околоушно-жевательной области; определить частоту диагностических ошибок у детей, страдающих ХПП; разработать комплексный подход диагностики ХПП, позволяющий уменьшить частоту постановки ошибочного диагноза.
Материал и методы: Нами был проанализирован общемировой опыт диагностики и дифференциальной диагностики больных с хроническим неспецифическим паренхиматозным паротитом; проведен аналитический обзор диссертационных работ и научных статей из электронных базах данных – PubMed (MEDLINE), Elibrary, CyberLeninka , посвященных изучению особенностей диагностики и дифференциальной диагностике детей с ХПП. Были изучены истории болезни 211 пациентов в возрасте от 6 месяцев до 16 лет, находившихся на лечении и диспансерном наблюдении на кафедре ДЧЛХ МГМСУ с 2015 по 2018гг. с первичным диагнозом «Хронический неспецифический паренхиматозный паротит». Всем пациентам и их родителям проводилось ультразвуковое исследование (УЗИ) на аппарате Philips в В-режиме сканирования и в режиме цветового допплеровского картирования при помощи линейного датчика с диапазоном работы частот от 5 до 17 МГц по стандартной методике.
Результаты: после проведения дополнительных методов обследования 100 (47%) детям были поставлены другие диагнозы (острый лимфаденит, острый серозный сиалоаденит, эмбриональная рабдомиосаркома, аденокарценома ОУСЖ, поликистоз слюнных желез, инородное тело ОУСЖ, первично-хронический остеомиелит тела, угла и ветви нижней челюсти).
Выводы:
1) Для постановки точного диагноза ХПП пациентам необходимо проводить ультразвуковое исследование (УЗИ) высокого разрешения с цветовым доплеровским, энергетическим картированием околоушных слюнных желез (ОУСЖ). Рекомендовано проведение эхографии родителям пациентов с ХПП, с целью выявления у них различных изменений структуры паренхимы и системы выводных протоков больших слюнных желез, что в свою очередь подтверждает наследственный и врожденный характер ХПП у детей.
2) Наиболее частыми ошибками дифференциальной диагностики являются: 1) отсутствие возможности проведения дополнительных методов обследования (УЗИ высокого разрешения с цветовым и энергетическим допплеровским картированием); 2) неправильная интерпретация диагноза из-за схожести клинической картины заболеваний; 3) отсутствие единого алгоритма, схемы дифференциальной диагностики ХПП с другими патологиями околоушно-жевательной области.
3) Ошибки в диагностике заболеваний слюнных желез, по данным различных исследователей, составляют от 5% до 40% случаев. В нашем исследовании частота диагностической ошибки составила 47,4%.
4) Для постановки диагноза ХПП, проведения дифференциальной диагностики с другими патологиями околоушно-жевательной области, выбора схемы лечения и реабилитации пациентов рекомендовано: клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования; УЗИ детей и их родителей; медико-генетическое консультирование детей с ХПП и членов их семей; индивидуальная схема лечения, профилактики и реабилитации пациентов с ХПП в зависимости от типа наследования.
Библиографическая ссылка
Абраамян К.Д. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ХРОНИЧЕСКОГО НЕСПЕЦИФИЧЕСКОГО ПАРЕНХИМАТОЗНОГО ПАРОТИТА У ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19783 (дата обращения: 24.11.2024).