Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ МИКРОКЛИМАТА И ОСВЕЩЁННОСТИ ХОЛЛА САФУ

Константинова А.А. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
В данной статье анализируются микроклиматические показатели и освещённость помещения высшего учебного заведения. В микроклиматические показатели включаются температура и влажность воздуха в помещении. В качестве объекта исследования автор использует холл третьего этажа Северного (Арктического) федерального университета имени Михаила Васильевича Ломоносова расположенного в Архангельской области, городе Архангельск. Данный холл является самым посещаемым и излюбленным местом отдыха у студентов и преподавателей университета. В любое время суток и время года холл всегда многолюден. Все проделанные измерения в процессе анализа наглядно представлены в карточках учёта результатов исследований по определению влажности воздуха и освещённости в помещении. Все измерения автор проводит самостоятельно в различное время суток (утром, днём и вечером) в весеннее время следующими приборами: аспирационным психрометром МВ-4М и люксметром Ю-116. В результате выполненных исследований сформулированы выводы по состоянию микроклиматических показателей и освещённости холла учебного заведения. Полученные результаты автор сравнивает с утверждёнными стандартами согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 и СНиП 23-05-95, а также приводит последствия негативного их действия на всех посетителей университета.
микроклимат
освещённость
температура и влажность воздуха
северный (арктический) федеральный университет им. м.в. ломоносова
аспирационный психрометр мв-4м
люксметр ю-116
1. ECONET. ВКЛЮЧИ СОЗНАНИЕ. Главная. Новости. Микроклимат в помещении: что необходимо знать, чтобы не навредить здоровью. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://econet.ru/articles/137051-mikroklimat-v-pomeschenii-chto-neobhodimo-znat-chtoby-ne-navredit-zdorovyu (Дата обращения: 10.03.19).
2. Википедия. Свободная энциклопедия. Северный (Арктический) федеральный университет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_(Арктический)_федеральный университет) (Дата обращения: 11.03.19).
3. Бабич Н.А, Антонов А.М., Нечаева И.С. Метеорология и климатология: методические указания к выполнению лабораторного практикума. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. – 63 с.
4. Беспалов Д. П, Матвеев. Л.Т, Козлов. В.Н, Наумова. Л.И. Психрометрические таблицы. - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981. - 270 с.
5. СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» утв. от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
6. СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение» утв. постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78.

Большая часть студентов университетов основное время проводит в замкнутых пространствах (учебных аудиториях, общественных актовых залах, лабораториях и т.д). Важные факторы влияния на человеческий организм в помещениях – микроклимат и освещённость [1].

Климатические характеристики в изолированном пространстве помещений, различного назначения, называют микроклиматом. Факторы воздушной среды в помещениях определяют его характерные особенности, и они способны влиять на здоровье людей.

Основные характеристики микроклимата:

· влажность воздуха внутри помещения;

· температурный режим.

Плохая освещенность учебных помещений отрицательно влияет на здоровье студентов и преподавателей, снижает концентрацию их внимания, работоспособность, появляется раздражительность и сбои в психике. Очень яркий свет также является раздражителем, и не дает ничего положительного.

Цель работы: Проанализировать микроклимат и освещённость холла САФУ.

Объект исследования: Холл третьего этажа САФУ.

1) Географическая характеристика:

Исследуемая территория расположена по адресу наб. Северной Двины, 17, Архангельск, третий этаж холла здания университета (Рис. 1, Рис. 2). Площадь данного объекта составляет 128,94 м2 (Рис. 3) [2].

Рис. 1. САФУ имени М. В. Ломоносова

Рис. 2. Третий этаж холла здания САФУ имени М. В. Ломоносова

Рис. 3. Разбивочный чертёж холла САФУ

2) Измерение микроклимата (температуры и влажности воздуха): Измерения проводились 5 апреля 2019 года (ясный, безоблачный день) с помощью прибора – аспирационный психрометр МВ-4М (Рис. 4).

Рис. 4. Аспирационный психрометр МВ-4М

Методика проведения исследований аспирационным психрометром МВ-4М проводилась на примере методических указаний по метеорологии и климатологии [3].

Методика проведения исследований: Прибор приводят в вертикальное положение. Перед проведением исследования для получения достоверных данных прибор оставляют в помещении в течении 16 минут. За 4 минуты до начала отсчёта батист смачивают дистиллированной водой с помощью специальной пипетки в течении 3-5 секунд для полного пропитания его водой. Сразу после смачивания батиста прибор заводится осторожно до отказа пружины аспиратора. Отсчёты по термометрам проводят быстро. Все данные записываются в «карточку учёта результатов исследований по определению влажности воздуха в помещении».

Все данные были отмечены в «карточке учёта результатов исследований по определению влажности воздуха в помещении» (табл. 1), а точки измерения отмечены рисунке 5.

Рис. 5. Точки измерения функциональное зонирование

Таблица 1. Средние показатели результатов исследований по определению температуры и влажности воздуха в помещении

№ п\п

Температура воздуха, оС, по термометрам

Характеристика влажности воздуха

сухому

смоченному

Упругость водяного пара (е), г Па

Относительная влажность (f), %

Дефицит упругости водяного пара (d), г Па

Точка росы (td), оС

Утреннее время с 8-9 ч.

Зона окон

1

21,6

13,0

7,9

30,8

18,0

3,5

Входная зона

2

21,7

13,0

8,0

30,8

18,0

3,7

Зона главного входа

3

22,1

12,8

7,4

27,7

19,2

2,6

Информационно-познавательная зона 1

4

22,6

12,7

6,7

24,5

20,6

3,1

Информационно-познавательная зона 2

5

22,8

12,8

6,8

24,8

20,8

1,6

Зона лестничной площадки

6

23,0

12,7

6,3

22,5

21,7

0,5

Зона отдыха

7

22,3

12,7

7,0

26,0

20,1

1,9

Прогулочная зона

8

22,9

13,0

7,0

25,3

20,9

3,1

Общие значения по всему помещению в целом:

1

22,4

12,8

7,1

26,5

20,0

2,5

Дневное время с 12-13 ч.

Зона окон

1

22,4

13,9

9,1

33,5

18,0

5,5

Входная зона

2

22,4

13,6

8,5

31,2

18,6

4,6

Зона главного входа

3

22,6

13,3

7,8

28,5

19,6

3,3

Информационно-познавательная зона 1

4

22,5

13,3

7,9

29,2

19,3

3,5

Информационно-познавательная зона 2

5

22,5

13,0

7,3

26,9

19,8

2,5

Зона лестничной площадки

6

22,4

13,1

7,5

27,3

19,6

2,9

Зона отдыха

7

22,9

12,9

6,9

24,8

21,1

1,6

Прогулочная зона

8

22,6

13,1

7,4

27

20,0

2,6

Общие значения по всему помещению в целом:

1

22,5

13,3

7,8

28,5

19,5

3,3

Вечернее время с 17-18 ч.

Зона окон

1

22,7

13,0

7,2

26

20,3

2,2

Входная зона

2

22,7

13,7

8,4

30,5

19,1

4,5

Зона главного входа

3

22,6

12,8

6,9

25,1

20,5

1,7

Информационно-познавательная зона 1

4

23,0

13,4

7,6

26,8

20,5

3,5

Информационно-познавательная зона 2

5

22,7

13,2

7,6

27,4

20,0

3,0

Зона лестничной площадки

6

22,8

13,3

7,6

27,3

20,2

3,0

Зона отдыха

7

22,9

13,5

7,8

27,8

20,1

3,5

Прогулочная зона

8

22,7

13,2

7,6

27,5

19,9

3,0

Общие значения по всему помещению в целом:

1

22,8

13,3

7,6

27,3

20,1

3,1

 

На основе измеренных показателей сухого и влажного термометров были определены параметры влажности воздуха по психометрической таблице [4].

Влажность воздуха характеризуют следующие параметры:

• Упругость (или давление) водяного пара, содержащегося в воздухе, выраженная паскалях или миллибарах. Её также называют абсолютной влажностью е.

• Относительная влажность воздуха – отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре. Её выражают в % и обозначают f.

• Дефицит влажности, или недостаток насыщения – разность между упругостью насыщенного пара при данной температуре и действительной упругостью его. Это величина обычно обозначается d.

• Точка росы td, т.е. температура, при которой находящийся в воздухе пар достигает насыщения.

Вывод: При определении микроклимата используют относительную влажность воздуха. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 наиболее комфортная для человека влажность в помещении в холодное время года составляет 30–45%, максимально допустимая — 60%. А оптимальная температура в помещении составляет 20 - 22°С. Верхний порог – 24°С и 25°С (для летнего периода) [5].

Для данного помещения в различное время суток средняя влажность воздуха составляет от 26,5 до 28,5 %, что чуть ниже оптимального значения. При данных значениях у людей, находящихся в таком помещении могут появляться проблемы (шелушение кожи, сухость в горле и першение, снижение иммунитета, подверженность инфекциям). Для данного помещения в различное время суток средняя температура составляет от 22,4-22,8 °С, что входит в пределы оптимума.

3) Измерение освещённости:

Световой поток, падающий на единицу площади поверхности освещённого тела, называется освещённостью.

Измерения проводились 6 апреля 2019 года (ясный, безоблачный день) при всех включенных искусственных источниках освещения с помощью прибора – люксметр Ю-116 (рис. 6.).

Рис. 6. Люксметр Ю-116

Методика проведения исследований люксметром Ю-116 проводилась на примере методических указаний по метеорологии и климатологии) [3].

Методика проведения исследований: Прибор помещают для удобства в сумку и носят с собой. Фотоэлемент располагают горизонтально, на некотором расстоянии от исследователя, так, чтобы тень от него не падала на фотоэлемент. Измерение освещённости всегда начинают с установки на фотоэлемент насадок Т или К, чтобы уберечь селеновый фотоэлемент от излишней освещённости. После установки насадок Т, К нажимаем правую кнопку и работаем по верхней шкале. Если стрелка гальванометра не зашла по верхней шкале за деление с точкой, то в этом случае нажимаем левую кнопку и работаем по нижней шкале. А если стрелка не зашла за деление с точкой по нижней шкале, то в этом случае меняем насадку Т на Р затем на М. Так, последовательно подбираем одну из трёх насадок. Все данные по измерениям записываются в «карточку учёта результатов исследований по определению освещённости в помещении».

Все средние показатели по измерениям приведены в таблице 2, а точки измерения также отмечены на рисунке 5.

Таблица 2. Средние показатели результатов исследований по определению освещённости в помещении.

№ п\п

Освещённость, люкс

Утреннее время с 8-9 ч

Дневное время с 12-13 ч

Вечернее время с 17-18 ч

1

Зона окон

710

1025

606

2

Входная зона

525

582

585

3

Зона главного входа

467

495

414

4

Информационно-познавательная зона 1

405

444

369

5

Информационно-познавательная зона 2

397

439

333

6

Зона лестничной площадки

447

500

420

7

Зона отдыха

427

465

382

8

Прогулочная зона

430

474

395

9

Общие значения по всему помещению в целом

476

553

438

 

Вывод: Согласно СНиП 23-05-95 средняя освещённость для холла учебных учреждений составляет не менее 200 лк [6]. Для данного помещения в различное время суток средняя освещённость составляет от 438-553 лк., что выше минимально допустимого уровня освещения. Данный уровень освещённости отлично подходит для учащихся, следовательно, не требуется дополнительного оборудования для освещения.

 


Библиографическая ссылка

Константинова А.А. АНАЛИЗ МИКРОКЛИМАТА И ОСВЕЩЁННОСТИ ХОЛЛА САФУ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19646 (дата обращения: 14.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674