Большая часть студентов университетов основное время проводит в замкнутых пространствах (учебных аудиториях, общественных актовых залах, лабораториях и т.д). Важные факторы влияния на человеческий организм в помещениях – микроклимат и освещённость [1].
Климатические характеристики в изолированном пространстве помещений, различного назначения, называют микроклиматом. Факторы воздушной среды в помещениях определяют его характерные особенности, и они способны влиять на здоровье людей.
Основные характеристики микроклимата:
· влажность воздуха внутри помещения;
· температурный режим.
Плохая освещенность учебных помещений отрицательно влияет на здоровье студентов и преподавателей, снижает концентрацию их внимания, работоспособность, появляется раздражительность и сбои в психике. Очень яркий свет также является раздражителем, и не дает ничего положительного.
Цель работы: Проанализировать микроклимат и освещённость холла САФУ.
Объект исследования: Холл третьего этажа САФУ.
1) Географическая характеристика:
Исследуемая территория расположена по адресу наб. Северной Двины, 17, Архангельск, третий этаж холла здания университета (Рис. 1, Рис. 2). Площадь данного объекта составляет 128,94 м2 (Рис. 3) [2].
Рис. 1. САФУ имени М. В. Ломоносова
Рис. 2. Третий этаж холла здания САФУ имени М. В. Ломоносова
Рис. 3. Разбивочный чертёж холла САФУ
2) Измерение микроклимата (температуры и влажности воздуха): Измерения проводились 5 апреля 2019 года (ясный, безоблачный день) с помощью прибора – аспирационный психрометр МВ-4М (Рис. 4).
Рис. 4. Аспирационный психрометр МВ-4М
Методика проведения исследований аспирационным психрометром МВ-4М проводилась на примере методических указаний по метеорологии и климатологии [3].
Методика проведения исследований: Прибор приводят в вертикальное положение. Перед проведением исследования для получения достоверных данных прибор оставляют в помещении в течении 16 минут. За 4 минуты до начала отсчёта батист смачивают дистиллированной водой с помощью специальной пипетки в течении 3-5 секунд для полного пропитания его водой. Сразу после смачивания батиста прибор заводится осторожно до отказа пружины аспиратора. Отсчёты по термометрам проводят быстро. Все данные записываются в «карточку учёта результатов исследований по определению влажности воздуха в помещении».
Все данные были отмечены в «карточке учёта результатов исследований по определению влажности воздуха в помещении» (табл. 1), а точки измерения отмечены рисунке 5.
Рис. 5. Точки измерения функциональное зонирование
Таблица 1. Средние показатели результатов исследований по определению температуры и влажности воздуха в помещении
№ п\п |
Температура воздуха, оС, по термометрам |
Характеристика влажности воздуха |
||||
сухому |
смоченному |
Упругость водяного пара (е), г Па |
Относительная влажность (f), % |
Дефицит упругости водяного пара (d), г Па |
Точка росы (td), оС |
|
Утреннее время с 8-9 ч. |
||||||
Зона окон |
||||||
1 |
21,6 |
13,0 |
7,9 |
30,8 |
18,0 |
3,5 |
Входная зона |
||||||
2 |
21,7 |
13,0 |
8,0 |
30,8 |
18,0 |
3,7 |
Зона главного входа |
||||||
3 |
22,1 |
12,8 |
7,4 |
27,7 |
19,2 |
2,6 |
Информационно-познавательная зона 1 |
||||||
4 |
22,6 |
12,7 |
6,7 |
24,5 |
20,6 |
3,1 |
Информационно-познавательная зона 2 |
||||||
5 |
22,8 |
12,8 |
6,8 |
24,8 |
20,8 |
1,6 |
Зона лестничной площадки |
||||||
6 |
23,0 |
12,7 |
6,3 |
22,5 |
21,7 |
0,5 |
Зона отдыха |
||||||
7 |
22,3 |
12,7 |
7,0 |
26,0 |
20,1 |
1,9 |
Прогулочная зона |
||||||
8 |
22,9 |
13,0 |
7,0 |
25,3 |
20,9 |
3,1 |
Общие значения по всему помещению в целом: |
||||||
1 |
22,4 |
12,8 |
7,1 |
26,5 |
20,0 |
2,5 |
Дневное время с 12-13 ч. |
||||||
Зона окон |
||||||
1 |
22,4 |
13,9 |
9,1 |
33,5 |
18,0 |
5,5 |
Входная зона |
||||||
2 |
22,4 |
13,6 |
8,5 |
31,2 |
18,6 |
4,6 |
Зона главного входа |
||||||
3 |
22,6 |
13,3 |
7,8 |
28,5 |
19,6 |
3,3 |
Информационно-познавательная зона 1 |
||||||
4 |
22,5 |
13,3 |
7,9 |
29,2 |
19,3 |
3,5 |
Информационно-познавательная зона 2 |
||||||
5 |
22,5 |
13,0 |
7,3 |
26,9 |
19,8 |
2,5 |
Зона лестничной площадки |
||||||
6 |
22,4 |
13,1 |
7,5 |
27,3 |
19,6 |
2,9 |
Зона отдыха |
||||||
7 |
22,9 |
12,9 |
6,9 |
24,8 |
21,1 |
1,6 |
Прогулочная зона |
||||||
8 |
22,6 |
13,1 |
7,4 |
27 |
20,0 |
2,6 |
Общие значения по всему помещению в целом: |
||||||
1 |
22,5 |
13,3 |
7,8 |
28,5 |
19,5 |
3,3 |
Вечернее время с 17-18 ч. |
||||||
Зона окон |
||||||
1 |
22,7 |
13,0 |
7,2 |
26 |
20,3 |
2,2 |
Входная зона |
||||||
2 |
22,7 |
13,7 |
8,4 |
30,5 |
19,1 |
4,5 |
Зона главного входа |
||||||
3 |
22,6 |
12,8 |
6,9 |
25,1 |
20,5 |
1,7 |
Информационно-познавательная зона 1 |
||||||
4 |
23,0 |
13,4 |
7,6 |
26,8 |
20,5 |
3,5 |
Информационно-познавательная зона 2 |
||||||
5 |
22,7 |
13,2 |
7,6 |
27,4 |
20,0 |
3,0 |
Зона лестничной площадки |
||||||
6 |
22,8 |
13,3 |
7,6 |
27,3 |
20,2 |
3,0 |
Зона отдыха |
||||||
7 |
22,9 |
13,5 |
7,8 |
27,8 |
20,1 |
3,5 |
Прогулочная зона |
||||||
8 |
22,7 |
13,2 |
7,6 |
27,5 |
19,9 |
3,0 |
Общие значения по всему помещению в целом: |
||||||
1 |
22,8 |
13,3 |
7,6 |
27,3 |
20,1 |
3,1 |
На основе измеренных показателей сухого и влажного термометров были определены параметры влажности воздуха по психометрической таблице [4].
Влажность воздуха характеризуют следующие параметры:
• Упругость (или давление) водяного пара, содержащегося в воздухе, выраженная паскалях или миллибарах. Её также называют абсолютной влажностью е.
• Относительная влажность воздуха – отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре. Её выражают в % и обозначают f.
• Дефицит влажности, или недостаток насыщения – разность между упругостью насыщенного пара при данной температуре и действительной упругостью его. Это величина обычно обозначается d.
• Точка росы td, т.е. температура, при которой находящийся в воздухе пар достигает насыщения.
Вывод: При определении микроклимата используют относительную влажность воздуха. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 наиболее комфортная для человека влажность в помещении в холодное время года составляет 30–45%, максимально допустимая — 60%. А оптимальная температура в помещении составляет 20 - 22°С. Верхний порог – 24°С и 25°С (для летнего периода) [5].
Для данного помещения в различное время суток средняя влажность воздуха составляет от 26,5 до 28,5 %, что чуть ниже оптимального значения. При данных значениях у людей, находящихся в таком помещении могут появляться проблемы (шелушение кожи, сухость в горле и першение, снижение иммунитета, подверженность инфекциям). Для данного помещения в различное время суток средняя температура составляет от 22,4-22,8 °С, что входит в пределы оптимума.
3) Измерение освещённости:
Световой поток, падающий на единицу площади поверхности освещённого тела, называется освещённостью.
Измерения проводились 6 апреля 2019 года (ясный, безоблачный день) при всех включенных искусственных источниках освещения с помощью прибора – люксметр Ю-116 (рис. 6.).
Рис. 6. Люксметр Ю-116
Методика проведения исследований люксметром Ю-116 проводилась на примере методических указаний по метеорологии и климатологии) [3].
Методика проведения исследований: Прибор помещают для удобства в сумку и носят с собой. Фотоэлемент располагают горизонтально, на некотором расстоянии от исследователя, так, чтобы тень от него не падала на фотоэлемент. Измерение освещённости всегда начинают с установки на фотоэлемент насадок Т или К, чтобы уберечь селеновый фотоэлемент от излишней освещённости. После установки насадок Т, К нажимаем правую кнопку и работаем по верхней шкале. Если стрелка гальванометра не зашла по верхней шкале за деление с точкой, то в этом случае нажимаем левую кнопку и работаем по нижней шкале. А если стрелка не зашла за деление с точкой по нижней шкале, то в этом случае меняем насадку Т на Р затем на М. Так, последовательно подбираем одну из трёх насадок. Все данные по измерениям записываются в «карточку учёта результатов исследований по определению освещённости в помещении».
Все средние показатели по измерениям приведены в таблице 2, а точки измерения также отмечены на рисунке 5.
Таблица 2. Средние показатели результатов исследований по определению освещённости в помещении.
№ п\п |
Освещённость, люкс |
||
Утреннее время с 8-9 ч |
Дневное время с 12-13 ч |
Вечернее время с 17-18 ч |
|
1 |
Зона окон |
||
710 |
1025 |
606 |
|
2 |
Входная зона |
||
525 |
582 |
585 |
|
3 |
Зона главного входа |
||
467 |
495 |
414 |
|
4 |
Информационно-познавательная зона 1 |
||
405 |
444 |
369 |
|
5 |
Информационно-познавательная зона 2 |
||
397 |
439 |
333 |
|
6 |
Зона лестничной площадки |
||
447 |
500 |
420 |
|
7 |
Зона отдыха |
||
427 |
465 |
382 |
|
8 |
Прогулочная зона |
||
430 |
474 |
395 |
|
9 |
Общие значения по всему помещению в целом |
||
476 |
553 |
438 |
Вывод: Согласно СНиП 23-05-95 средняя освещённость для холла учебных учреждений составляет не менее 200 лк [6]. Для данного помещения в различное время суток средняя освещённость составляет от 438-553 лк., что выше минимально допустимого уровня освещения. Данный уровень освещённости отлично подходит для учащихся, следовательно, не требуется дополнительного оборудования для освещения.