Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Пономарев И.Д. 1 Ильмушкин Г.М. 1
1 Димитровградский инженерно-технологический институт НИЯУ МИФИ
В работе раскрывается сущность и содержание математической подготовки студентов тех-нического вуза. Выясняется, что математика представляет собой важнейшее средство для развития творческого мышления студентов, выделяются виды мышления с учетом содержания решаемых задач: предметно-действенное, наглядно-образное, дается сущностная характеристика мышления. Основу мыслительных операций составляют такие процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация. При этом процесс овладения операциями мышления должен быть сознательным и управляемым, в противном случае возникнут непредвиденные сложности и затруднения при решении исследуемой задачи. Выделяются характеристики творческого мышления. При этом рефлексия является системообразующим фактором данного процесса. Творческому мышлению, характерны следующие при-знаки: гибкость, критичность, логичность, рефлективность, оригинальность и беглость мысли. Приво-дится важный тезис о том, что мышление может развиваться только на основе знаний и наоборот, знания могут формироваться лишь на базе мышления. В процессе обучения студентов математике формируются способности, которые составляют особую подструктуру профессионально-значимых личностных качеств, в частности, способность к глубинному переосмыслению и обобщению математических объек-тов, отношений, логических связей; склонность к развитию алгоритмического мышления.
развитие
мышление
математическая подготовка
мыслительные операции
дивергентное и конвергентное мышления.
1. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. – М.: университетское, 1990. – 214 с.
2. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. – М. : Мысль, 1979. - 230 с.
3. Ильмушкин, Г.М. Специфика математического образования будущих инженеров атомной промышленности /Г.М. Ильмушкин, М.М. Миншин// Вестник Самарского технического университета, №3 (27), 2015, с. 95-103.
4. Ильмушкин, Г.М. Особенности непрерывной математической подготовки экономических специалистов для предприятий атомной отрасли / Г.М. Ильмушкин, Е.В. , Кучинская// Про-блемы современного педагогического образования. Серия педагогика и психология. Сбор-ник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 56, часть III. С. 66-74.
5. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормативный под-ход) / И. П. Калошина. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 168 c.
6. Нужнова, С. В. Педагогические условия развития профессионального мышления студен-тов вуза (на примере общеобразовательных дисциплин) : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. В. Нужнова. – Челябинск, 2002.
7. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1976. – 132 с.
8. Психологические исследования познавательных процессов и личности / Под ред. О. К. Тихомирова. – М.: Наука, 1983. – 216 с.
9. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. – М. : Просвещение, 1975. – 272 с.
10. Энгельс Ф. Диалектика природы. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения, т. 20. – М., 1955. – 166 с.

Как показывает педагогическая действительность, математическое подготовка представляет собой наиболее эффективное средство для развития творческого мышления у будущих специалистов технического вуза, при этом структурирование содержания математической подготовки должно соответствовать дальнейшей профессиональной деятельности, более того, содержание математических дисциплин  пронизано междисциплинарными связями со общепрофессиональными и специальными дисциплинами, обеспечивая профессиональную направленность обучения математике.

Цель работы: раскрыть сущность и содержание математической подготовки студентов технического вуза в контексте развития их творческого мышления.

Объект исследования: процесс математической подготовки студентов технического вуза.

Необходимость повышения качества математического образования  инженерных кадров технического профиля, прежде всего, обусловлена недостаточной степенью их математической подготовленности к решению прикладных инженерных задач.

По мнению А.В. Брушлинского, мышление образует собой «единство двух аспектов–процессуального (психологического) и формально-логического. Ни один из них не должен подавлять другой и подменять его. Мышление – это всегда единство непрерывного и прерывного – процесса и его продукта, процесса и операций» [1, с.83].

Выделяют следующие виды мышлений с учетом содержания решаемых задач: предметно-действенное, наглядно-образное. С позиции новизны и оригинальности решаемых задач определяют: мышление творческое (продуктивное), направленное на создание конструктивных идей, открытие нового, а также совершенствование известного способа решения задачи; мышление воспроизводящее (репродуктивное), означающее применение существующих способа решения задачи. Творческое мышление есть  компонент творческой деятельности, выполняющий функцию разработки новых знаний для последующего открытия способов решения новых задач [5].

Я.А. Пономаревой творческая деятельность понимается как деятельность, «предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, ... содержащей новую информацию» [7, с.192].

Основу мыслительных операций составляют следующие общеизвестные процессы: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и т.д. Безусловно, мыслительный процесс происходит поэтапно. Как правило, на окончательном этапе процессе мышления субъект открывает новую сущность. Со временем полученные новые знания  обогащаются и служат фундаментом для решения новых насущных задач.

Безусловно, выделенные мыслительные операции успешно могут проявиться при решении корректных задач.  При  этом процесс овладения операциями мышления должен быть  сознательным и управляемым в определенной мере, в противном случае возникнут непредвиденные сложности и затруднения при решении исследуемой задачи. В этом контексте  А.В. Брушлинский констатировал, что мыслительные процессы проявляются в основном неосознанно, но на уровне личностного, деятельностного аспекта мышления, субъект в значительной степени осознанно посредством рефлексии регулирует протекание этих процессов [2].

В.Г. Разумовский, рассуждая с позиции творческой деятельности, считает наиболее ценными и приоритетными  операции дивергентного и конвергентного мышления [9]. Дивергентному мышлению характерен продвижение мысли во многих направлениях, что обеспечивает охват многих моментов, связанных с решением рассматриваемой задачи. Данный подход направлен на поиск решений различным образом. Напротив, конвергентное решение направлено на  осуществление решения посредством одного верного решения.

По выражению Ф. Энгельса, «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов…» [10, с.41]. По существу, решая задачи, студент  анализирует компоненты, выявляет новые сущностные свойства, связи, недоступные для  непосредственного восприятия. То есть, он выявляет новые свойства изучаемых явлений. Следует особо отметить, что анализ и синтез в мыслительном процессе вызывают протекание всего комплекса процессов мышления: обобщения, конкретизации, классификации и т.д.

Творческое мышление обладает особыми свойствами: гибкостью, оригинальностью, быстротой и свернутостью процесса мышления, рефлексивностью, способностью к эвристическим приемам мышления» [6,с. 13].

Обозначенные характеристики позволяют определить содержание творческого мышления через присущие выше характеристики мышления.

Итак, творческому мышлению, характерны следующие признаки:

гибкость, критичность, логичность, рефлективность, оригинальность и беглость мысли. При этом рефлексия является системообразующим фактором творческого процесса, реализуя коммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляя смысловую реакцию его интеллектуально-содержательного плана.

В психологии остается бесспорным общее и очень важное положение о неразрывности знания и мышления: мышление может развиваться только на основе знаний и наоборот, знания могут формироваться лишь на базе мышления. Общие закономерности соотношения мышления и знаний экспериментально выявлены в работах А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.Н. Абульхановой-Славской и др. Вместе с тем не всякое усвоение знаний дает развивающий эффект. Необходимым условием последнего является интеллектуальная активность субъекта обучения, его включение в ситуацию самостоятельного поиска требуемого (нового знания), т.е. активизация продуктивных процессов решения мыслительных задач [8]. Системность как особая форма упорядочения выступает способом организации, управления мышлением [3,4].

В процессе изучения математики формируются математические способности, составляющие особую подструктуру профессионально-значимых личностных качеств:

– склонность к логическому мышлению, оперируя математическими объектами и символами, их количественным оценками, отношениями и связями;

– склонность к развитию алгоритмического мышления;

– способность к глубинному переосмыслению и обобщению математических объектов, отношений, логических связей;

– способность к структурному анализу математических объектов и функциональных связей;

– неординарность мышления;

– способность к быстрой перестройке направленности мышления;

– развитие способности к поиску более простых и рациональных решений рассматриваемой задачи

– развитие памяти на математические связи и отношения, понимание сущностных характеристик в процессе изучения и переосмысления математических знаний;

– развитие дивергентного мышления.

Заметим, что выделенные способности во многом представляют собой психолого-личностные характеристики качеств творческого мышления студентов технического вуза.

В то же время в процессе обучения математическим дисциплинам  приоритетное значение придается развитию творческих способностей студентов посредством рациональной организации самостоятельной работы, выполнения индивидуальных типовых заданий и т.д., поскольку предметная область математики располагает невиданными возможностями для этого.

Как показывает педагогическая действительность, для развития творческого мышления в процессе обучения студентов математическим дисциплинам целесообразно использование следующих технологий:

  1. Проблемное обучение стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
  2. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.
  3. Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
  4. Уровневая дифференциация обучения студентов математике, такой подход является наиболее подходящим при компетентностном подходе к подготовке экономистов.
  5. Модульная технология обучения.
  6. Технологии коллективной формы обучения.

При выборе технологии обучения педагог, прежде всего, должен оценить возможность достижения целей обучения. В работе со студентами с недостаточным уровнем школьной математической подготовки преследуется следующая основная цель: повышение качества математической подготовки студентов посредством формирования у них мотивационно-ценностного отношения  к обучению математике и эффективной организации специальных дополнительных занятий, учитывающих специфику контингента студентов.

На начальном этапе (1-2 семестры) происходит процесс активной адаптации студентов к новым условиям  вузовского обучения математике. На адаптационный процесс студентов влияют многие факторы. При этом выделяются две группы факторов, влияющих на успешность данного  процесса: субъективные и факторы среды. Адаптация студентов связана с переходом в новый режим, вхождением в новые социальные роли, то есть, с определенной перестройкой личности. Особенно первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к условиям обучения в области математических дисциплин, многие из них не в состоянии адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности, испытывают  неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности по математике. Прежде всего, сталкиваются с огромными трудностями по рациональной организации самостоятельной работы. Это связано с различием  форм обучения в общеобразовательных школах и в вузах, отсутствием навыков самостоятельной работы и т.д. Как показывает практика,  контингент студентов со слабой школьной математической подготовкой составляет значительную часть среди студентов первого курса, что создает дополнительные трудности и сложности по повышению качества математической подготовки специалистов технического профиля.

На первоначальном этапе роль лекционных занятий существенно возрастает, становится приоритетным, главное их назначение - способствовать формированию у студентов  системных междисциплинарных когнитивных знаний. Кроме того, на лекциях необходимо иллюстрировать практические упражнения с тем, чтобы показать прикладной характер теоретических знаний по математике в процессе решения прикладных задач. Это способствует осознанному пониманию сущности материала. Этому также содействует использование модульной технологии посредством сочетания уровневой дифференциации обучения и методов проблемного обучения.

Развивающая функция обучения занимает ведущее место на каждом этапе математического образования студентов. Однако на начальном этапе обучения этот аспект является доминирующим, поскольку вчерашние учащиеся ещё не готовы к активному обучению математике в вузе. В то же время это требует от студента развития абстрактного мышления, способности к алгоритмическому мышлению, работоспособности, творческой деятельности, формирования гибкости мышления, что в целом способствует успешному формированию профессиональных компетенций.

Выводы. Развитие творческого мышления будущих специалистов технического профиля подготовки  в процессе обучения  математическим дисциплинам представляет собой важнейшее условие для активной познавательной деятельности, успешного проведения научно-исследовательского поиска, принятия адекватных решений в будущей профессиональной деятельности. В то же время направленное мышление и организованная мыслительная деятельность студентов технического вуза являются важнейшими факторами для успешного овладения ими когнитивными знаниями в сфере математики.


Библиографическая ссылка

Пономарев И.Д., Ильмушкин Г.М. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19611 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674