Как показывает педагогическая действительность, математическое подготовка представляет собой наиболее эффективное средство для развития творческого мышления у будущих специалистов технического вуза, при этом структурирование содержания математической подготовки должно соответствовать дальнейшей профессиональной деятельности, более того, содержание математических дисциплин пронизано междисциплинарными связями со общепрофессиональными и специальными дисциплинами, обеспечивая профессиональную направленность обучения математике.
Цель работы: раскрыть сущность и содержание математической подготовки студентов технического вуза в контексте развития их творческого мышления.
Объект исследования: процесс математической подготовки студентов технического вуза.
Необходимость повышения качества математического образования инженерных кадров технического профиля, прежде всего, обусловлена недостаточной степенью их математической подготовленности к решению прикладных инженерных задач.
По мнению А.В. Брушлинского, мышление образует собой «единство двух аспектов–процессуального (психологического) и формально-логического. Ни один из них не должен подавлять другой и подменять его. Мышление – это всегда единство непрерывного и прерывного – процесса и его продукта, процесса и операций» [1, с.83].
Выделяют следующие виды мышлений с учетом содержания решаемых задач: предметно-действенное, наглядно-образное. С позиции новизны и оригинальности решаемых задач определяют: мышление творческое (продуктивное), направленное на создание конструктивных идей, открытие нового, а также совершенствование известного способа решения задачи; мышление воспроизводящее (репродуктивное), означающее применение существующих способа решения задачи. Творческое мышление есть компонент творческой деятельности, выполняющий функцию разработки новых знаний для последующего открытия способов решения новых задач [5].
Я.А. Пономаревой творческая деятельность понимается как деятельность, «предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, ... содержащей новую информацию» [7, с.192].
Основу мыслительных операций составляют следующие общеизвестные процессы: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и т.д. Безусловно, мыслительный процесс происходит поэтапно. Как правило, на окончательном этапе процессе мышления субъект открывает новую сущность. Со временем полученные новые знания обогащаются и служат фундаментом для решения новых насущных задач.
Безусловно, выделенные мыслительные операции успешно могут проявиться при решении корректных задач. При этом процесс овладения операциями мышления должен быть сознательным и управляемым в определенной мере, в противном случае возникнут непредвиденные сложности и затруднения при решении исследуемой задачи. В этом контексте А.В. Брушлинский констатировал, что мыслительные процессы проявляются в основном неосознанно, но на уровне личностного, деятельностного аспекта мышления, субъект в значительной степени осознанно посредством рефлексии регулирует протекание этих процессов [2].
В.Г. Разумовский, рассуждая с позиции творческой деятельности, считает наиболее ценными и приоритетными операции дивергентного и конвергентного мышления [9]. Дивергентному мышлению характерен продвижение мысли во многих направлениях, что обеспечивает охват многих моментов, связанных с решением рассматриваемой задачи. Данный подход направлен на поиск решений различным образом. Напротив, конвергентное решение направлено на осуществление решения посредством одного верного решения.
По выражению Ф. Энгельса, «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов…» [10, с.41]. По существу, решая задачи, студент анализирует компоненты, выявляет новые сущностные свойства, связи, недоступные для непосредственного восприятия. То есть, он выявляет новые свойства изучаемых явлений. Следует особо отметить, что анализ и синтез в мыслительном процессе вызывают протекание всего комплекса процессов мышления: обобщения, конкретизации, классификации и т.д.
Творческое мышление обладает особыми свойствами: гибкостью, оригинальностью, быстротой и свернутостью процесса мышления, рефлексивностью, способностью к эвристическим приемам мышления» [6,с. 13].
Обозначенные характеристики позволяют определить содержание творческого мышления через присущие выше характеристики мышления.
Итак, творческому мышлению, характерны следующие признаки:
гибкость, критичность, логичность, рефлективность, оригинальность и беглость мысли. При этом рефлексия является системообразующим фактором творческого процесса, реализуя коммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляя смысловую реакцию его интеллектуально-содержательного плана.
В психологии остается бесспорным общее и очень важное положение о неразрывности знания и мышления: мышление может развиваться только на основе знаний и наоборот, знания могут формироваться лишь на базе мышления. Общие закономерности соотношения мышления и знаний экспериментально выявлены в работах А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.Н. Абульхановой-Славской и др. Вместе с тем не всякое усвоение знаний дает развивающий эффект. Необходимым условием последнего является интеллектуальная активность субъекта обучения, его включение в ситуацию самостоятельного поиска требуемого (нового знания), т.е. активизация продуктивных процессов решения мыслительных задач [8]. Системность как особая форма упорядочения выступает способом организации, управления мышлением [3,4].
В процессе изучения математики формируются математические способности, составляющие особую подструктуру профессионально-значимых личностных качеств:
– склонность к логическому мышлению, оперируя математическими объектами и символами, их количественным оценками, отношениями и связями;
– склонность к развитию алгоритмического мышления;
– способность к глубинному переосмыслению и обобщению математических объектов, отношений, логических связей;
– способность к структурному анализу математических объектов и функциональных связей;
– неординарность мышления;
– способность к быстрой перестройке направленности мышления;
– развитие способности к поиску более простых и рациональных решений рассматриваемой задачи
– развитие памяти на математические связи и отношения, понимание сущностных характеристик в процессе изучения и переосмысления математических знаний;
– развитие дивергентного мышления.
Заметим, что выделенные способности во многом представляют собой психолого-личностные характеристики качеств творческого мышления студентов технического вуза.
В то же время в процессе обучения математическим дисциплинам приоритетное значение придается развитию творческих способностей студентов посредством рациональной организации самостоятельной работы, выполнения индивидуальных типовых заданий и т.д., поскольку предметная область математики располагает невиданными возможностями для этого.
Как показывает педагогическая действительность, для развития творческого мышления в процессе обучения студентов математическим дисциплинам целесообразно использование следующих технологий:
- Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
- Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.
- Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.
- Уровневая дифференциация обучения студентов математике, такой подход является наиболее подходящим при компетентностном подходе к подготовке экономистов.
- Модульная технология обучения.
- Технологии коллективной формы обучения.
При выборе технологии обучения педагог, прежде всего, должен оценить возможность достижения целей обучения. В работе со студентами с недостаточным уровнем школьной математической подготовки преследуется следующая основная цель: повышение качества математической подготовки студентов посредством формирования у них мотивационно-ценностного отношения к обучению математике и эффективной организации специальных дополнительных занятий, учитывающих специфику контингента студентов.
На начальном этапе (1-2 семестры) происходит процесс активной адаптации студентов к новым условиям вузовского обучения математике. На адаптационный процесс студентов влияют многие факторы. При этом выделяются две группы факторов, влияющих на успешность данного процесса: субъективные и факторы среды. Адаптация студентов связана с переходом в новый режим, вхождением в новые социальные роли, то есть, с определенной перестройкой личности. Особенно первокурсники сталкиваются с проблемой адаптации к условиям обучения в области математических дисциплин, многие из них не в состоянии адекватно оценивать свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности по математике. Прежде всего, сталкиваются с огромными трудностями по рациональной организации самостоятельной работы. Это связано с различием форм обучения в общеобразовательных школах и в вузах, отсутствием навыков самостоятельной работы и т.д. Как показывает практика, контингент студентов со слабой школьной математической подготовкой составляет значительную часть среди студентов первого курса, что создает дополнительные трудности и сложности по повышению качества математической подготовки специалистов технического профиля.
На первоначальном этапе роль лекционных занятий существенно возрастает, становится приоритетным, главное их назначение - способствовать формированию у студентов системных междисциплинарных когнитивных знаний. Кроме того, на лекциях необходимо иллюстрировать практические упражнения с тем, чтобы показать прикладной характер теоретических знаний по математике в процессе решения прикладных задач. Это способствует осознанному пониманию сущности материала. Этому также содействует использование модульной технологии посредством сочетания уровневой дифференциации обучения и методов проблемного обучения.
Развивающая функция обучения занимает ведущее место на каждом этапе математического образования студентов. Однако на начальном этапе обучения этот аспект является доминирующим, поскольку вчерашние учащиеся ещё не готовы к активному обучению математике в вузе. В то же время это требует от студента развития абстрактного мышления, способности к алгоритмическому мышлению, работоспособности, творческой деятельности, формирования гибкости мышления, что в целом способствует успешному формированию профессиональных компетенций.
Выводы. Развитие творческого мышления будущих специалистов технического профиля подготовки в процессе обучения математическим дисциплинам представляет собой важнейшее условие для активной познавательной деятельности, успешного проведения научно-исследовательского поиска, принятия адекватных решений в будущей профессиональной деятельности. В то же время направленное мышление и организованная мыслительная деятельность студентов технического вуза являются важнейшими факторами для успешного овладения ими когнитивными знаниями в сфере математики.