Актуальность
Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет, как гармоничное развитие человека, так и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей деятельности. Молодой специалист должен быть не только хорошо подготовлен по избранной специальности, но и быть физически развитым, выносливым, способным решать самые сложные профессиональные задачи [1, 2]. Регулярная физическая активность резко снижает заболеваемость человеческого организма, благотворно влияют на психику студента - на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию настойчивости, трудолюбия, целенаправленности, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. В течение дня студент медицинского ВУЗа находится в постоянном напряжении, которое сопровождают такие факторы, как гиподинамия и гипокинезия [3, 4, 7]. Интенсивная умственная деятельность сопровождается снижением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями. Недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к нарушению деятельности отдельных систем (опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом, а также к ухудшению обмена веществ [6].
Цель: Исследовать взаимосвязь между уровнем физической активности и транспортно-метаболическим обеспечением организма студентов-спортсменов и не спортсменов.
Задачи:
1. Провести анкетирование студентов второго курса лечебного факультета.
2. По итогам анкетирования разделить студентов на четыре группы (перечислены в таблице) и провести эксперимент (лестничная проба).
3. Определить функциональные показатели у тренированных и нетренированных студентов.
4. По результатам анкетирования и эксперимента сравнить показатели физического состояния студентов при различных режимах тренировочных занятий.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»; принимали участие 40 студентов 2 курса лечебного факультета, активно и регулярно занимающихся спортом, и их коллеги, не имеющих постоянных физических нагрузок. Для изучения физического развития использовались общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, а также физиометрические показатели, такие как:
1. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может быть набрано в лёгкие после максимально полного выдоха. У мужчин составляет 3500-4500 мл, в среднем 4000 мл., у женщин 3000-3500 мл. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха; считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. При большой жизненной ёмкости лёгкие лучше вентилируются, и организм получает больше кислорода [2].
2. Должная жизненная ёмкость лёгких (ДЖЕЛ) – вычисляется по формуле: ДЖЕЛ (л) = Р*(27.63 – 0.112 А) – мужчины; ДЖЕЛ (л) = Р*(21.78 – 0.101 А) – женщины, где: Р - рост, см, А – возраст (в годах).
Далее требовалось сравнить показатели ЖЕЛ и ДЖЕЛ у разных категорий студентов: в норме у спортсменов индивидуальные значения ЖЕЛ могут превышать ДЖЕЛ на 30% и более, а у их менее тренированных коллег ЖЕЛ может быть меньше на 10-11% [6].
3. Частоту сердечных сокращений (ЧСС). В норме у взрослого человека – 60-90 уд/мин. При физической нагрузке у нетренированных студентов может повышаться до 130 уд/мин. Граничные параметры ЧСС для спортсменов могут быть выше примерно на 20-30 уд/мин [2, 6].
4. Величина артериального давления (АД) – давление крови на стенки сосудов. В норме у взрослого человека – 120/80 мм рт. ст. При физической нагрузке максимальное значение АД может подниматься до 140/90 мм рт. ст. Для измерения показателей АД использовался тонометр Microlife AG1-20.
5. Для вычисления погрешности измерений мы рассчитывали коэффициент Стьюдента по формуле:
Также для оценки уровня тренированности нами была проведена лестничная проба – студент в течение 1,5 минут поднимался по лесенке с одной стороны, а спускался – с другой в определённом темпе, заданным счётом человека, следящим за секундомером. Число восхождений по лестнице определялось по таблице:
Масса тела (кг) |
||||||||||
46-49 |
50-53 |
54-57 |
58-61 |
62-65 |
66-69 |
70-73 |
74-77 |
78-81 |
82-85 |
86-89 |
27 |
25 |
24 |
23 |
22 |
21 |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
Для того, чтобы определить уровень функциональной активности ССС во время лестничной пробы мы провели 3 измерения (до нагрузки, сразу после нагрузки и через 3 минуты).
Результаты и обсуждение
Показатели транспортно-метаболического обеспечения представлены в таблице:
Группы |
n |
Отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ(%) |
ЧСС(уд/мин) |
АДс |
АДд |
||||||
до |
после |
ч/з 3 мин |
До |
после |
ч/з 3 мин |
до |
после |
ч/з 3 мин |
|||
Девушки (тр) |
10 |
11,0±0,4 |
70±2 |
128±4 |
96±3 |
112±2 |
150±2 |
116±3 |
76±2 |
92±3 |
74±5 |
Девушки (не тр) |
10 |
5,6±0,3 |
82±3 |
143±5 |
127±3 |
122±3 |
156±2 |
144±2 |
78±3 |
102±2 |
90±4 |
Юноши (тр) |
10 |
12,2±0,3 |
74±5 |
118±5 |
90±3 |
118±2 |
144±2 |
118±2 |
76±2 |
92±3 |
72±3 |
Юноши (не тр) |
10 |
6,2±0,4 |
82±3 |
144±2 |
132±3 |
128±2 |
158±2 |
146±2 |
78±2 |
108±6 |
88±5 |
Как видно из таблицы, у нетренированных студентов скорость восстановления физиологических показателей заметно ниже, чем у их коллег-спортсменов. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем физической активности у учащихся 2 курса медицинского ВУЗа.
Для установления взаимосвязи между результатами и уровнем транспортно-метаболического обеспечения функций мы рассмотрели отдельно каждый показатель.
По таблице можно оценить процентное отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ у тренированных студентов (у девушек – 11,0±0,4; у мужчин - 12,2±0,3) и их коллег, не занимающихся спортом (у девушек - 5,6±0,3, у мужчин - 6,2±0,4). Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что ЖЕЛ спортсменов заметно выше. Причина данной закономерности - состоянии гипоксии во время тренировок. Поскольку скорость газообмена зависит от ЖЕЛ, то увеличение данного показателя благоприятно скажется на общем состоянии организма в условиях повышенных физических нагрузок [5].
Исходя из полученных данных можно отследить динамику изменения ЧСС у двух групп студентов. Скорость восстановления сердечного ритма у спортсменов значительно выше, что заметно по количеству сокращений через 3 минуты после лестничной пробы [9]. У нетренированных студентов ЧСС заметно выше, что может свидетельствовать об недостаточной приспособленности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, что приводит к быстрому состоянию гипоксии во время тренировок, наблюдается ухудшение транспортно-метаболического обеспечения функций организма [8].
Обращаясь к графикам можно проследить скорость изменения АД у студентов-спортсменов и не-спортсменов. Восстановление показателей происходит быстрее у более тренированных студентов, кроме того, их АД значительно меньше повысилось при выполнении ступенчатой пробы. На основании полученных данных можно сделать вывод об отличном состоянии механизмов адаптации организма к физическим нагрузкам у тренированных студентов, что также свидетельствует о более высоком уровне транспортно-метаболического обеспечения функций у данной группы студентов [1, 8].
Вывод
Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учащение частоты дыхательных движений, сократительной способности сердца – естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше приспособленность организма к физическим нагрузкам [9]. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень транспортно-метаболического обеспечения функций организма студентов [10].
Библиографическая ссылка
Зязева И.П., Ощепкова С.Ю., Шкалёва М.М. ТРАНСПОРТНО-МЕТАБОЛИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19584 (дата обращения: 03.12.2024).