Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТРАНСПОРТНО-МЕТАБОЛИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Зязева И.П. 1 Ощепкова С.Ю. 1 Шкалёва М.М. 1
1 ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет, как гармоничное развитие молодого человека, так и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей деятельности. В течение учебного дня студент медицинского ВУЗа находится в постоянном напряжении, которое сопровождают такие ведущие факторы, как гиподинамия и гипокинезия. В результате нарушается работа многих функциональных систем, в частности, сердечно-сосудистой и дыхательной. В исследовании основной целью было установление взаимосвязи между уровнем физичеcкой активности и транспортно-метаболическим обеспечением организма студентов-спортсменов и не-спортсменов 2 курса Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера. Для изучения влияния уровня тренированности студентов на состояние функциональных систем организма использовались следующие показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), а также систолическое и диастолическое артериальное давление (АДc/АДд). По результатам анкетирования и леcтничной пробы была выявлена закономерность между уровнем физической активности студентов и физиометpичеcкими показателями. Таким образом, проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
транспортно-метаболическое обеспечение
жизненная емкость легких (жел)
частота сердечных сокращений (чсс)
артериальное давление (ад)
спорт
1. Агаджанян Н: А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф. М., 1995. - С. 5-9.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии систем / П. К. Анохин. М. : Медицина, 1975.-402 с
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.
4. Бароненко, В.П. Основы здорового образа жизни студента / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, - 2006. - 55с.
5. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
6. Добромыслова О. П. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов / О. П. Добромыслова, В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. -2001. — № 3. С. 54-61.
7. Клименко Г. Я. Образ жизни и здоровье студентов-медиков / Г. Я. Клименко, Е. Ф. Веселова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы конф. — М., 1995. С. 114.
8. Макарова Г. А. Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов / Г. А. Макарова. М.: Сов. спорт, 2003. - 480 с.
9. Сравнительный анализ физического развития и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов с разным двигательным режимом // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
10. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей: учеб. пособие / В. А. Романенко. Донецк: Изд-во ДонНу, 2005. — 290 с.

Актуальность

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет, как гармоничное развитие человека, так и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей деятельности. Молодой специалист должен быть не только хорошо подготовлен по избранной специальности, но и быть физически развитым, выносливым, способным решать самые сложные профессиональные задачи [1, 2]. Регулярная физическая активность резко снижает заболеваемость человеческого организма, благотворно влияют на психику студента - на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию настойчивости, трудолюбия, целенаправленности, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. В течение дня студент медицинского ВУЗа находится в постоянном напряжении, которое сопровождают такие факторы, как гиподинамия и гипокинезия [3, 4, 7]. Интенсивная умственная деятельность сопровождается снижением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями. Недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к нарушению деятельности отдельных систем (опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом, а также к ухудшению обмена веществ [6].

Цель: Исследовать взаимосвязь между уровнем физической активности и транспортно-метаболическим обеспечением организма студентов-спортсменов и не спортсменов.

Задачи:

1. Провести анкетирование студентов второго курса лечебного факультета.

2. По итогам анкетирования разделить студентов на четыре группы (перечислены в таблице) и провести эксперимент (лестничная проба).

3. Определить функциональные показатели у тренированных и нетренированных студентов.

4. По результатам анкетирования и эксперимента сравнить показатели физического состояния студентов при различных режимах тренировочных занятий.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»; принимали участие 40 студентов 2 курса лечебного факультета, активно и регулярно занимающихся спортом, и их коллеги, не имеющих постоянных физических нагрузок. Для изучения физического развития использовались общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, а также физиометрические показатели, такие как:

1. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может быть набрано в лёгкие после максимально полного выдоха. У мужчин составляет 3500-4500 мл, в среднем 4000 мл., у женщин 3000-3500 мл. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха; считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. При большой жизненной ёмкости лёгкие лучше вентилируются, и организм получает больше кислорода [2].

2. Должная жизненная ёмкость лёгких (ДЖЕЛ) – вычисляется по формуле: ДЖЕЛ (л) = Р*(27.63 – 0.112 А) – мужчины; ДЖЕЛ (л) = Р*(21.78 – 0.101 А) – женщины, где: Р - рост, см, А – возраст (в годах).

Далее требовалось сравнить показатели ЖЕЛ и ДЖЕЛ у разных категорий студентов: в норме у спортсменов индивидуальные значения ЖЕЛ могут превышать ДЖЕЛ на 30% и более, а у их менее тренированных коллег ЖЕЛ может быть меньше на 10-11% [6].

3. Частоту сердечных сокращений (ЧСС). В норме у взрослого человека – 60-90 уд/мин. При физической нагрузке у нетренированных студентов может повышаться до 130 уд/мин. Граничные параметры ЧСС для спортсменов могут быть выше примерно на 20-30 уд/мин [2, 6].

4. Величина артериального давления (АД) – давление крови на стенки сосудов. В норме у взрослого человека – 120/80 мм рт. ст. При физической нагрузке максимальное значение АД может подниматься до 140/90 мм рт. ст. Для измерения показателей АД использовался тонометр Microlife AG1-20.

5. Для вычисления погрешности измерений мы рассчитывали коэффициент Стьюдента по формуле:

Также для оценки уровня тренированности нами была проведена лестничная проба – студент в течение 1,5 минут поднимался по лесенке с одной стороны, а спускался – с другой в определённом темпе, заданным счётом человека, следящим за секундомером. Число восхождений по лестнице определялось по таблице:

Масса тела (кг)

46-49

50-53

54-57

58-61

62-65

66-69

70-73

74-77

78-81

82-85

86-89

27

25

24

23

22

21

20

19

18

17

16

 

Для того, чтобы определить уровень функциональной активности ССС во время лестничной пробы мы провели 3 измерения (до нагрузки, сразу после нагрузки и через 3 минуты).

Результаты и обсуждение

Показатели транспортно-метаболического обеспечения представлены в таблице:

Группы

n

Отклонение ЖЕЛ от

ДЖЕЛ(%)

ЧСС(уд/мин)

АДс

АДд

до

после

ч/з 3 мин

До

после

ч/з 3 мин

до

после

ч/з 3 мин

Девушки (тр)

10

11,0±0,4

70±2

128±4

96±3

112±2

150±2

116±3

76±2

92±3

74±5

Девушки (не тр)

10

5,6±0,3

82±3

143±5

127±3

122±3

156±2

144±2

78±3

102±2

90±4

Юноши

(тр)

10

12,2±0,3

74±5

118±5

90±3

118±2

144±2

118±2

76±2

92±3

72±3

Юноши

(не тр)

10

6,2±0,4

82±3

144±2

132±3

128±2

158±2

146±2

78±2

108±6

88±5

 

Как видно из таблицы, у нетренированных студентов скорость восстановления физиологических показателей заметно ниже, чем у их коллег-спортсменов. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем физической активности у учащихся 2 курса медицинского ВУЗа.

Для установления взаимосвязи между результатами и уровнем транспортно-метаболического обеспечения функций мы рассмотрели отдельно каждый показатель.

По таблице можно оценить процентное отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ у тренированных студентов (у девушек – 11,0±0,4; у мужчин - 12,2±0,3) и их коллег, не занимающихся спортом (у девушек - 5,6±0,3, у мужчин - 6,2±0,4). Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что ЖЕЛ спортсменов заметно выше. Причина данной закономерности - состоянии гипоксии во время тренировок. Поскольку скорость газообмена зависит от ЖЕЛ, то увеличение данного показателя благоприятно скажется на общем состоянии организма в условиях повышенных физических нагрузок [5].

Исходя из полученных данных можно отследить динамику изменения ЧСС у двух групп студентов. Скорость восстановления сердечного ритма у спортсменов значительно выше, что заметно по количеству сокращений через 3 минуты после лестничной пробы [9]. У нетренированных студентов ЧСС заметно выше, что может свидетельствовать об недостаточной приспособленности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, что приводит к быстрому состоянию гипоксии во время тренировок, наблюдается ухудшение транспортно-метаболического обеспечения функций организма [8].

Обращаясь к графикам можно проследить скорость изменения АД у студентов-спортсменов и не-спортсменов. Восстановление показателей происходит быстрее у более тренированных студентов, кроме того, их АД значительно меньше повысилось при выполнении ступенчатой пробы. На основании полученных данных можно сделать вывод об отличном состоянии механизмов адаптации организма к физическим нагрузкам у тренированных студентов, что также свидетельствует о более высоком уровне транспортно-метаболического обеспечения функций у данной группы студентов [1, 8].

Вывод

Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учащение частоты дыхательных движений, сократительной способности сердца – естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше приспособленность организма к физическим нагрузкам [9]. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень транспортно-метаболического обеспечения функций организма студентов [10].


Библиографическая ссылка

Зязева И.П., Ощепкова С.Ю., Шкалёва М.М. ТРАНСПОРТНО-МЕТАБОЛИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19584 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074