Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROVIDING OF TRANSPORT-METABOLIC FUNCTIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY LEVEL

Zyazeva I.P. 1 Oschepkova S.Y. 1 Shkaleva M.M. 1
1 «Perm State Medical University n.a. Academician Ye.A. Vagner» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
Health is the leading factor in determination of young man’s harmonic development, profession mastering and future career. Student in medical universities are under pressure during a day which is accompanied by hypodynamia and hypokinesia. As a result, functioning of a heart-vascular system, respiratory system and others is suffering. Main goal of this research is the establishment of the relationship between student-athletes and non-athletes of PSMU 2nd course. To study the influence of students ' training on the state of the functional systems of the body, the following indicators were used: lung capacity (LC), adequate lung capacity (ALC), heart rate (HR), and systolic and diastolic blood pressure (Ads/Add). According to the results of the survey and the stairs test, a pattern was revealed between the level of physical activity of students and physiometric indicators. Thus, the study shows that the decrease in motor activity has a negative impact on the functionality of the cardiovascular and respiratory systems.
providing of transport-metabolic functions
lung capacity (lc)
adequate lung capacity (alc)
heart rate (hr)
systolic and diastolic blood pressure (ads/add)
sport

Актуальность

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет, как гармоничное развитие человека, так и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей деятельности. Молодой специалист должен быть не только хорошо подготовлен по избранной специальности, но и быть физически развитым, выносливым, способным решать самые сложные профессиональные задачи [1, 2]. Регулярная физическая активность резко снижает заболеваемость человеческого организма, благотворно влияют на психику студента - на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию настойчивости, трудолюбия, целенаправленности, коммуникабельности, вырабатывают активную жизненную позицию. В течение дня студент медицинского ВУЗа находится в постоянном напряжении, которое сопровождают такие факторы, как гиподинамия и гипокинезия [3, 4, 7]. Интенсивная умственная деятельность сопровождается снижением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями. Недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к нарушению деятельности отдельных систем (опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом, а также к ухудшению обмена веществ [6].

Цель: Исследовать взаимосвязь между уровнем физической активности и транспортно-метаболическим обеспечением организма студентов-спортсменов и не спортсменов.

Задачи:

1. Провести анкетирование студентов второго курса лечебного факультета.

2. По итогам анкетирования разделить студентов на четыре группы (перечислены в таблице) и провести эксперимент (лестничная проба).

3. Определить функциональные показатели у тренированных и нетренированных студентов.

4. По результатам анкетирования и эксперимента сравнить показатели физического состояния студентов при различных режимах тренировочных занятий.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера»; принимали участие 40 студентов 2 курса лечебного факультета, активно и регулярно занимающихся спортом, и их коллеги, не имеющих постоянных физических нагрузок. Для изучения физического развития использовались общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, а также физиометрические показатели, такие как:

1. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое может быть набрано в лёгкие после максимально полного выдоха. У мужчин составляет 3500-4500 мл, в среднем 4000 мл., у женщин 3000-3500 мл. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха; считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. При большой жизненной ёмкости лёгкие лучше вентилируются, и организм получает больше кислорода [2].

2. Должная жизненная ёмкость лёгких (ДЖЕЛ) – вычисляется по формуле: ДЖЕЛ (л) = Р*(27.63 – 0.112 А) – мужчины; ДЖЕЛ (л) = Р*(21.78 – 0.101 А) – женщины, где: Р - рост, см, А – возраст (в годах).

Далее требовалось сравнить показатели ЖЕЛ и ДЖЕЛ у разных категорий студентов: в норме у спортсменов индивидуальные значения ЖЕЛ могут превышать ДЖЕЛ на 30% и более, а у их менее тренированных коллег ЖЕЛ может быть меньше на 10-11% [6].

3. Частоту сердечных сокращений (ЧСС). В норме у взрослого человека – 60-90 уд/мин. При физической нагрузке у нетренированных студентов может повышаться до 130 уд/мин. Граничные параметры ЧСС для спортсменов могут быть выше примерно на 20-30 уд/мин [2, 6].

4. Величина артериального давления (АД) – давление крови на стенки сосудов. В норме у взрослого человека – 120/80 мм рт. ст. При физической нагрузке максимальное значение АД может подниматься до 140/90 мм рт. ст. Для измерения показателей АД использовался тонометр Microlife AG1-20.

5. Для вычисления погрешности измерений мы рассчитывали коэффициент Стьюдента по формуле:

Также для оценки уровня тренированности нами была проведена лестничная проба – студент в течение 1,5 минут поднимался по лесенке с одной стороны, а спускался – с другой в определённом темпе, заданным счётом человека, следящим за секундомером. Число восхождений по лестнице определялось по таблице:

Масса тела (кг)

46-49

50-53

54-57

58-61

62-65

66-69

70-73

74-77

78-81

82-85

86-89

27

25

24

23

22

21

20

19

18

17

16

 

Для того, чтобы определить уровень функциональной активности ССС во время лестничной пробы мы провели 3 измерения (до нагрузки, сразу после нагрузки и через 3 минуты).

Результаты и обсуждение

Показатели транспортно-метаболического обеспечения представлены в таблице:

Группы

n

Отклонение ЖЕЛ от

ДЖЕЛ(%)

ЧСС(уд/мин)

АДс

АДд

до

после

ч/з 3 мин

До

после

ч/з 3 мин

до

после

ч/з 3 мин

Девушки (тр)

10

11,0±0,4

70±2

128±4

96±3

112±2

150±2

116±3

76±2

92±3

74±5

Девушки (не тр)

10

5,6±0,3

82±3

143±5

127±3

122±3

156±2

144±2

78±3

102±2

90±4

Юноши

(тр)

10

12,2±0,3

74±5

118±5

90±3

118±2

144±2

118±2

76±2

92±3

72±3

Юноши

(не тр)

10

6,2±0,4

82±3

144±2

132±3

128±2

158±2

146±2

78±2

108±6

88±5

 

Как видно из таблицы, у нетренированных студентов скорость восстановления физиологических показателей заметно ниже, чем у их коллег-спортсменов. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем физической активности у учащихся 2 курса медицинского ВУЗа.

Для установления взаимосвязи между результатами и уровнем транспортно-метаболического обеспечения функций мы рассмотрели отдельно каждый показатель.

По таблице можно оценить процентное отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ у тренированных студентов (у девушек – 11,0±0,4; у мужчин - 12,2±0,3) и их коллег, не занимающихся спортом (у девушек - 5,6±0,3, у мужчин - 6,2±0,4). Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что ЖЕЛ спортсменов заметно выше. Причина данной закономерности - состоянии гипоксии во время тренировок. Поскольку скорость газообмена зависит от ЖЕЛ, то увеличение данного показателя благоприятно скажется на общем состоянии организма в условиях повышенных физических нагрузок [5].

Исходя из полученных данных можно отследить динамику изменения ЧСС у двух групп студентов. Скорость восстановления сердечного ритма у спортсменов значительно выше, что заметно по количеству сокращений через 3 минуты после лестничной пробы [9]. У нетренированных студентов ЧСС заметно выше, что может свидетельствовать об недостаточной приспособленности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, что приводит к быстрому состоянию гипоксии во время тренировок, наблюдается ухудшение транспортно-метаболического обеспечения функций организма [8].

Обращаясь к графикам можно проследить скорость изменения АД у студентов-спортсменов и не-спортсменов. Восстановление показателей происходит быстрее у более тренированных студентов, кроме того, их АД значительно меньше повысилось при выполнении ступенчатой пробы. На основании полученных данных можно сделать вывод об отличном состоянии механизмов адаптации организма к физическим нагрузкам у тренированных студентов, что также свидетельствует о более высоком уровне транспортно-метаболического обеспечения функций у данной группы студентов [1, 8].

Вывод

Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Учащение частоты дыхательных движений, сократительной способности сердца – естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше приспособленность организма к физическим нагрузкам [9]. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень транспортно-метаболического обеспечения функций организма студентов [10].