Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК

Гусева С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
В статье представлены результаты авторского проекта «Музыкальная шкатулка» на базе МДОУ сада «Тополёк» села Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области. В целях выявления уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели. В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента в соответствие с разработанными критериями были проведены 4 диагностические методики (Гогоберидзе А.Г.). Полученные результаты показали, что только 4% показали высокий уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности; средний уровень наблюдался у 60% детей и низкий уровень развития зафиксирован у 36% детей старшего дошкольного возраста. Был реализован проект «Музыкальная шкатулка», целью которого стало развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок. Проект включал 3 этапа: подготовительный, исполнительский и итоговый. На контрольном этапе эксперимента выявлялась динамика развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, выявлено, что высокий уровень повысился на 28%, средний уровень остался неизменным 60%, а низкий уровень снизился на 28%, чему способствовала проведённая работа. Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что предложенный проект «Музыкальная шкатулка» был полезен и положительно повлиял на развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок.
музыкальная сказка
музыкальная деятельность
дети старшего дошкольного возраста.
1. Абрамова М. Музыкальные игры / М. Абрамова // Искусство (приложение к газете «Первое сентября»), 2001. – №8. – С. 2-5.
2. Алгоритм создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/517460/.html (дата обращения: 11.03.19).
3. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. М.: Просвещение. 1983. - 255 с.
4. Исхакова Г.Т. Педагогические условия художественно-музыкального развития детей 5-7 лет: автореф. дисс. … канд. пед. наук /Г.Т. Исхакова. Уфа, 2001. – 20 с.
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская – М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0160/2-0160-191.shtm.html (дата обращения: 11.03.19).
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил требования к содержанию и организации музыкальной деятельности в дошкольных образовательных организациях (далее ФГОС ДО) [6]. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны чётко реагировать на все изменения, которые происходят в современном обществе, изучать новые средства и приёмы решения целей и задач развития интереса к музыкальной деятельности дошкольников.

В настоящее время проблема воспитания интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Анализ психолого-педагогической литературы и открытых источников показал, что существуют различные точки зрения на содержание понятия «интерес», которые зависит только от круга изучаемых проблем и явлений.

Н.А. Ветлугина подчёркивает, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности. Интерес служит своеобразным «компасом», способным направлять музыкальную деятельность дошкольника на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкального воспитания. Развитие интереса к музыкальной деятельности начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста ещё нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идёт о предпосылках к его формированию [3].

Интерес к музыкальной деятельности - это потребность ребёнка в эстетическом восприятии музыкальных произведений, основанных на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях, что ведёт к приобретению ребёнком первоначальных ценностных ориентаций.

Исследования педагогов и психологов М.Абрамовой, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, Г.Т. Исхаковой, А.В. Кенеман, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и др. убедительно доказали необходимость более основательного изучения проблемы развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [1; 3; 5].

Было выдвинуто предположение, что развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами музыкальных сказок. По мнению Д.Б. Кабалевского «интерес – является обязательным условием для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкальной деятельностью своих воспитательных, познавательных и других функций».

Мы предположили, что развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами музыкальных сказок.

По определению М. Абрамовой «музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, содержание и смысл которых усиливаются музыкальным сопровождением». Для современных дошкольников музыкальная сказка может являться средством приобщения и воспитания интереса к музыкальной деятельности. Неоценима роль музыкальной сказки, которая входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь, оказывает влияние на музыкальное воспитание ребёнка и развитие у него интереса к музыкальной деятельности [1, с.3].

Г.Т. Исхакова обращает особое внимание на использование музыкальной сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе различных форм организации музыкальной деятельности детей [4, с.98].

О.П. Радынова считает, что «развитие интереса к музыкальной деятельности в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников ведёт к приобретению ребёнком первоначальных ценностных ориентаций и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству. Это является одним из результатов развития интереса к музыкальной деятельности».

Изучив специальную литературу по теме исследования, был разработан и апробирован проект «Музыкальная шкатулка» на базе МДОУ сада «Тополёк» села Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области.

В целях выявления уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели (прил. 1).

Приложение 1.

Критерии и показатели сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности

Критерий

Показатели

1.

Сосредоточенность

ребёнок проявляет устойчивое внимание к сказке в процессе музыкальной деятельности, постоянный интерес к сказкам, желание принимать активное участие в сказках, стремление вовлечь в игру других детей;

2.

Проявление интереса

ребёнок проявляет интерес в речевых высказываниях, двигательных реакциях, в мимике, пантомимике, рисунках; адекватно проявляет эмоции (радость, огорчение, негодование, восторг);

3.

Использование дидактического материала

умение пользоваться дидактическим материалом, соотносить его с сюжетом сказки, умение использовать элементы костюма, частота обращений.

 

К высокому уровню отнесены дети, которые вслушивались в каждую фразу музыкального произведения, безошибочно различали жанры, узнавали характер, передавали содержание; демонстрировали системные знания о русских и зарубежных композиторах, о народной, классической и современной детской музыке, различных жанрах; самостоятельно выделяли фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки; подробно анализировали музыкальные произведения, понимали и замечали связи между отдельными музыкальными фразами, смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и перечисляли средства его воплощения. Интерес проявлялся и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунках.

Средний уровень зафиксирован у детей, которые слушали музыкальные произведения, но не всегда внимательно, они различали средства выразительности, могли замечать смену настроения, динамику, средства выразительности; имели некоторые знания о композиторах, но эти знания фрагментарны и бессистемны; испытывали затруднения при анализе музыкального произведения, ожидали подсказку взрослого или сверстника; не всегда понимали и замечали связи между отдельными музыкальными фразами, смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и перечисляли средства его воплощения. Фрагментарно интерес проявлялся и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунках.

Дети с низким уровнем проявили отсутствие умения сосредоточенно слушать музыкальное произведение до конца, интерес к музыкальной деятельности отсутствовал, дети предпочитали другие виды деятельности; полное отсутствие знаний о композиторах; дети отказывались от анализа музыкального произведения; не понимали связи между отдельными музыкальными фразами, не замечали смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и не знали средства музыкальной выразительности; отсутствовал интерес и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунка.

В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента в соответствие с разработанными критериями были модифицированы 4 диагностических методики Гогоберидзе А.Г. [4].

Полученные результаты показали, что только 4% показали высокий уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности; средний уровень наблюдался у 60% и низкий уровень - у 36% детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента представлены в виде диаграмм.

Результаты констатирующего этапа:

 

Полученные результаты не высоки и свидетельствуют о необходимости проведении обучающего эксперимента. Был разработан и реализован проект «Музыкальная шкатулка», целью которого стало повышение развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок. Проект включал 3 этапа: подготовительный, обучающий и итоговый. На первом этапе производился подбор методического материала, фонотеки, на основе которого было произведено обогащение предметно-развивающего пространства; разработан перспективный план проекта «Музыкальная шкатулка» по блокам: «Групповая среда», «Художественный», «Музыкально-театральный», «Творческая мастерская», «В кругу семьи».

На втором этапе была организована постановка музыкальных сказок и созданы педагогические условия, способствующие эффективному развитию интереса к музыкальной деятельности детей: применение разнообразных жанров музыкальной сказки с детьми старшего дошкольного возраста; совместная деятельность взрослого и ребёнка в процессе постановки музыкальной сказки, использование игровых приёмов в постановке музыкальной сказки. Весь постановочный процесс музыкальных сказок направлен на результат: развитие сосредоточенности детей во время восприятия музыкальных произведений, способности проявлять интерес к слушанию музыки, умении использовать дидактический материал, адекватность эмоциональных реакций на музыкальные произведения.

Итоговый этап включал в себя постановку музыкальных сказок «Щелкунчик», «Спящая красавица» (на музыку П.И. Чайковского), «Снежная королева» (по мотивам Г.Х. Андерсена) [3]. Была выявлена динамика развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, выявлено, что высокий уровень повысился на 28%, средний уровень остался неизменным 60%, а низкий уровень развития снизился на 28%, чему способствовала проведённая нами работа по развитию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок. Полученные результаты экспериментальной работы являются основанием для оценки эффективности проделанной работы и позволяют сделать вывод, что действительно предложенный проект «Музыкальная шкатулка» был полезен и положительно повлиял на результат.

Сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Анализ развития художественного восприятия музыкальных произведений

Анализ развития исполнительской песенной деятельности

Результаты развития исполнительской танцевально-ритмической деятельности

Результаты развития интереса к музыкальной деятельности детей

Таким образом, результаты констатирующего этапа подтвердили эффективность проведённой работы по развитию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок.


Библиографическая ссылка

Гусева С.А. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19582 (дата обращения: 16.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074