Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE DEVELOPMENT OF INTEREST IN MUSIC ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MUSIC FAIRY TALES

Guseva S.A. 1
1 Bunin Yelets State University
The article presents the results of the author's project " Music box "on the basis of MDOU garden" Topolek " village Cossacks Yelets municipal district of Lipetsk region. In order to identify the level of interest in musical activity in children of preschool age, criteria and indicators have been developed. The study involved 25 children of preschool age. At the ascertaining stage of the experiment, 4 diagnostic methods (Gogoberidze A. G.) were carried out in accordance with the developed criteria. The results showed that only 4% showed a high level of interest in musical activity; the average level was observed in 60% of children and the low level of development was recorded in 36% of children of preschool age. The project "Music box" was implemented, the purpose of which was to develop interest in the musical activities of children of preschool age by means of musical fairy tales. The project included 3 stages: preparatory, performance and final. At the control stage of the experiment revealed the dynamics of interest in the musical activity of children of preschool age. Thus, it was found that the high level increased by 28%, the average level remained unchanged at 60%, and the low level decreased by 28%, which was facilitated by our work. The results of the experimental work allow us to conclude that the proposed project "Music box" was useful and had a positive impact on the development of interest in musical activity in preschool children by means of musical fairy tales.
musical fairy tale
aesthetic education
preschool education.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил требования к содержанию и организации музыкальной деятельности в дошкольных образовательных организациях (далее ФГОС ДО) [6]. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны чётко реагировать на все изменения, которые происходят в современном обществе, изучать новые средства и приёмы решения целей и задач развития интереса к музыкальной деятельности дошкольников.

В настоящее время проблема воспитания интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Анализ психолого-педагогической литературы и открытых источников показал, что существуют различные точки зрения на содержание понятия «интерес», которые зависит только от круга изучаемых проблем и явлений.

Н.А. Ветлугина подчёркивает, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребёнка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности. Интерес служит своеобразным «компасом», способным направлять музыкальную деятельность дошкольника на «присвоение» личностно значимых для него ценностей музыкального воспитания. Развитие интереса к музыкальной деятельности начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста ещё нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идёт о предпосылках к его формированию [3].

Интерес к музыкальной деятельности - это потребность ребёнка в эстетическом восприятии музыкальных произведений, основанных на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях, что ведёт к приобретению ребёнком первоначальных ценностных ориентаций.

Исследования педагогов и психологов М.Абрамовой, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, Г.Т. Исхаковой, А.В. Кенеман, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и др. убедительно доказали необходимость более основательного изучения проблемы развития интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [1; 3; 5].

Было выдвинуто предположение, что развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами музыкальных сказок. По мнению Д.Б. Кабалевского «интерес – является обязательным условием для раскрытия тайн музыкального искусства, для выполнения музыкальной деятельностью своих воспитательных, познавательных и других функций».

Мы предположили, что развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно средствами музыкальных сказок.

По определению М. Абрамовой «музыкальная сказка — это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, содержание и смысл которых усиливаются музыкальным сопровождением». Для современных дошкольников музыкальная сказка может являться средством приобщения и воспитания интереса к музыкальной деятельности. Неоценима роль музыкальной сказки, которая входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь, оказывает влияние на музыкальное воспитание ребёнка и развитие у него интереса к музыкальной деятельности [1, с.3].

Г.Т. Исхакова обращает особое внимание на использование музыкальной сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе различных форм организации музыкальной деятельности детей [4, с.98].

О.П. Радынова считает, что «развитие интереса к музыкальной деятельности в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников ведёт к приобретению ребёнком первоначальных ценностных ориентаций и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству. Это является одним из результатов развития интереса к музыкальной деятельности».

Изучив специальную литературу по теме исследования, был разработан и апробирован проект «Музыкальная шкатулка» на базе МДОУ сада «Тополёк» села Казаки Елецкого муниципального района Липецкой области.

В целях выявления уровня сформированности интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, были разработаны критерии и показатели (прил. 1).

Приложение 1.

Критерии и показатели сформированности интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности

Критерий

Показатели

1.

Сосредоточенность

ребёнок проявляет устойчивое внимание к сказке в процессе музыкальной деятельности, постоянный интерес к сказкам, желание принимать активное участие в сказках, стремление вовлечь в игру других детей;

2.

Проявление интереса

ребёнок проявляет интерес в речевых высказываниях, двигательных реакциях, в мимике, пантомимике, рисунках; адекватно проявляет эмоции (радость, огорчение, негодование, восторг);

3.

Использование дидактического материала

умение пользоваться дидактическим материалом, соотносить его с сюжетом сказки, умение использовать элементы костюма, частота обращений.

 

К высокому уровню отнесены дети, которые вслушивались в каждую фразу музыкального произведения, безошибочно различали жанры, узнавали характер, передавали содержание; демонстрировали системные знания о русских и зарубежных композиторах, о народной, классической и современной детской музыке, различных жанрах; самостоятельно выделяли фрагменты, имеющие доминирующее значение для эмоционального содержания музыки; подробно анализировали музыкальные произведения, понимали и замечали связи между отдельными музыкальными фразами, смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и перечисляли средства его воплощения. Интерес проявлялся и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунках.

Средний уровень зафиксирован у детей, которые слушали музыкальные произведения, но не всегда внимательно, они различали средства выразительности, могли замечать смену настроения, динамику, средства выразительности; имели некоторые знания о композиторах, но эти знания фрагментарны и бессистемны; испытывали затруднения при анализе музыкального произведения, ожидали подсказку взрослого или сверстника; не всегда понимали и замечали связи между отдельными музыкальными фразами, смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и перечисляли средства его воплощения. Фрагментарно интерес проявлялся и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунках.

Дети с низким уровнем проявили отсутствие умения сосредоточенно слушать музыкальное произведение до конца, интерес к музыкальной деятельности отсутствовал, дети предпочитали другие виды деятельности; полное отсутствие знаний о композиторах; дети отказывались от анализа музыкального произведения; не понимали связи между отдельными музыкальными фразами, не замечали смену настроения в музыке, динамику музыкального образа и не знали средства музыкальной выразительности; отсутствовал интерес и в речевых высказываниях, двигательных реакциях, мимике, рисунка.

В исследовании приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента в соответствие с разработанными критериями были модифицированы 4 диагностических методики Гогоберидзе А.Г. [4].

Полученные результаты показали, что только 4% показали высокий уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности; средний уровень наблюдался у 60% и низкий уровень - у 36% детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего эксперимента представлены в виде диаграмм.

Результаты констатирующего этапа:

 

Полученные результаты не высоки и свидетельствуют о необходимости проведении обучающего эксперимента. Был разработан и реализован проект «Музыкальная шкатулка», целью которого стало повышение развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок. Проект включал 3 этапа: подготовительный, обучающий и итоговый. На первом этапе производился подбор методического материала, фонотеки, на основе которого было произведено обогащение предметно-развивающего пространства; разработан перспективный план проекта «Музыкальная шкатулка» по блокам: «Групповая среда», «Художественный», «Музыкально-театральный», «Творческая мастерская», «В кругу семьи».

На втором этапе была организована постановка музыкальных сказок и созданы педагогические условия, способствующие эффективному развитию интереса к музыкальной деятельности детей: применение разнообразных жанров музыкальной сказки с детьми старшего дошкольного возраста; совместная деятельность взрослого и ребёнка в процессе постановки музыкальной сказки, использование игровых приёмов в постановке музыкальной сказки. Весь постановочный процесс музыкальных сказок направлен на результат: развитие сосредоточенности детей во время восприятия музыкальных произведений, способности проявлять интерес к слушанию музыки, умении использовать дидактический материал, адекватность эмоциональных реакций на музыкальные произведения.

Итоговый этап включал в себя постановку музыкальных сказок «Щелкунчик», «Спящая красавица» (на музыку П.И. Чайковского), «Снежная королева» (по мотивам Г.Х. Андерсена) [3]. Была выявлена динамика развития интереса к музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, выявлено, что высокий уровень повысился на 28%, средний уровень остался неизменным 60%, а низкий уровень развития снизился на 28%, чему способствовала проведённая нами работа по развитию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок. Полученные результаты экспериментальной работы являются основанием для оценки эффективности проделанной работы и позволяют сделать вывод, что действительно предложенный проект «Музыкальная шкатулка» был полезен и положительно повлиял на результат.

Сравнительный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Анализ развития художественного восприятия музыкальных произведений

Анализ развития исполнительской песенной деятельности

Результаты развития исполнительской танцевально-ритмической деятельности

Результаты развития интереса к музыкальной деятельности детей

Таким образом, результаты констатирующего этапа подтвердили эффективность проведённой работы по развитию интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных сказок.