Экстремизм и терроризм стали привычными терминами в современном обществе, что свидетельствует о наличии указанных феноменов в повседневной жизни не только государства, но и всего человечества. Наиболее остро проблема экстремизма и терроризма в России встала в 90-х годах ХХ века, на сегодняшний день это реальные угрозы национальной безопасности страны.
Среди исследователей нет единого мнения относительно формулировки рассматриваемых понятий «экстремизм» и «терроризм», вместе с тем, связь между ними прослеживается. Согласно, толкового словаря русского языка С. И. Ожегова экстремизм представляет собой «приверженность крайним взглядам и методам», словарь иностранных слов под «экстремизмом» понимает «политику устрашения, подавления политических противников насильственными мерами».
Однако для правоприменителя указанных трактовок не достаточно и необходимо четкое представление того социального феномена, с которым сотрудник правоохранительных органов может столкнуться в своей служебной деятельности и должен уметь противостоять. Более конкретное представление может дать Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ (ред. от 23 нояб. 2015))
Выделяют несколько основных видов терроризма: религиозный; политический; националистический (сепаратистский); террор левых радикалов; террор правых радикалов; терроризм с поддержкой государства (внутригосударственный, внешнегосударственный); криминальный терроризм.
История терроризма как массового социально-политического явления свое начало берет в период Великой Французской революции (1789-1793 гг.). Однако политические убийства как форма борьбы за власть присутствовали в истории человечества со времен первобытнообщинного строя. Еще в конце I в. до н.э. была создана и просуществовала более 70 лет еврейская организация Сикари (от лат. sicarii, буквально «кинжальщики»), ведущая борьбу против римских оккупантов в Палестине, при этом проявляя нечеловеческую жестокость, в том числе к евреям, не поддерживающим убеждения непримиримых. В числе методов Сикари были убийства, пожоги, вандализм и акты насилия.
Хашашины (от араб. حشّاشين -»употребляющие гашиш«) являлись представителями ислама, осуществляли борьбу с крестоносцами и заслужили славу агрессивной секты благодаря многочисленным религиозно и политически мотивированным убийствам. Другой исламской организацией были Сунниты в Сирии и Персии с XI по XIII вв., считавшими себя последователями пути пророка Муххамеда и отличавшимися кровавыми методами борьбы с «неверными».
Морское пиратство также можно охарактеризовать как одну из форм терроризма, когда заблокированные морские пути становились способом мунипуляции одного государства для предоставления различного рода уступок другим государством.
Во второй половине ХIХ века терроризм перерос в особое социально-политическое явление, превратившись в метод политической борьбы путем применения насилия для достижения политических, социальных и экономических целей. В это время в России появляются первая террористическая организация «Народная воля» (1870 г.), террористы-одиночки Д. Каракозов (1866 г.), В.И. Засулич (1878 г.), А. Соловьев (1879 г.), С. Н. Халтурин (1880 г.), В.П. Карпович (1901 г.) и др.. Как представляется, оправдание судом присяжных В.И. Засулич, покушавшуюся на генерала Ф.Ф. Трепова и ее немедленное освобождение стали для многих террористов стимулом, поскольку инцидент получил общественную поддержку. Россию захлестнула волна террора.
После окончания Великой Отечественной войны США развязывает психологический террор против СССР, результатом которого стал распад Советского Союза в 1991 г. Государственный терроризм со стороны США и обстановка, сложившаяся после в нашей стране стали благодатной почвой для разгула криминального терроризма, гремели взрывы в жилых домах, на рыках и улицах таких городов Москва, Волгодонск, Буйнакск, Беслан, Воронеж, Владикавказ, Каспийск и др., захват заложников, населенных пунктов и общественных зданий унесли жизни большой части мирного населения. В указанный период получает распространение «чеченский терроризм», который спонсировался из-за рубежа и имел прекрасное организационно-техническое обеспечение.
Изучая проблему «чеченского» терроризма выяснилось, что чеченский народ делится на 167-170 тайпов, 100 из которых горные с более древней историей, более авторитетные, нежели равнинные, что говорит об огромной этнокультуре и самобытности названного народа, о традициях и особенностях, которые невозможно было не учитывать [6,8]. И только после теракта 11 сентября 2011 г. в Вашингтоне США объявляет терроризм опасностью № 1 в мире.
Следует подчеркнуть, что сущность терроризма в современных условиях несколько изменилась. Если еще в XI - первой половине XX века, терроризм своей целью ставил воздействие на представителей государственной власти, а жертвы среди населения были непредвиденными, так сказать «побочным эффектом», то в настоящее время мишенью становится, по большей части, гражданское население и предполагаемый эффект от террористического акта достигается не только путем совершения самого убийства, взрыва, захвата заложников, похищения и т.п., но и путем информационного освещения в СМИ указанных событий. Тотальный террор против мирного населения используют боевики «Алькаиды» (Запрещенная на территории РФ террористическая организация), «Исламское государство Ирака и Левана» (ИГИЛ) (Запрещенная на территории РФ террористическая организация) и др.
В тоже время, экстремизм как специфический способ социального действия обладает определенной идеологией, мотивацией, целями, средствами и способами их достижения, а терроризм представляется одним из видов действий или способов действия.
По мнению А.Н. Леонтьева «всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве»[2]. Одной из самых востребованных потребностей среди экстремистов, террористов является власть, которая позволит достичь высокого социального статуса, выделиться среди единомышленников, самоутвердиться, лидировать и осуществлять контроль. Соперничество и конкуренция являются базовыми стратегиями поведения в достижении власти.
Как справедливо подчеркивает В.Ф. Пирожков «власть над людьми – это своеобразный наркотик, и кто хотя бы раз его отведал, тот вновь и вновь стремится к нему…психология наемничества лиц, кочующих из одного конфликтного региона в другой показывает, что на определенном этапе их перестают интересовать деньги, неотвратимой тягой облает сама возможность убивать» [7].
Мотив власти является глубинным, позволяет преступнику ощущать свою значимость, силу, подпитываемые фантазиями о всемогуществе [4,5]. Мотивация преступного поведения изучаемой группы участников чаще неосознанна, не совпадает у разных участников группы, может иметь несколько мотивов, вплоть до противоречия одного другому.
Корыстный мотив не является определяющим в поведении террориста, экстремиста. Как любая другая деятельность, террористическая, требует финансирования и материальных затрат, это одна из причин корысти. Однако, при наличии только корыстной мотивации, террористы мало чем отличаются от наемных убийц. В данном случае террорист преследует свой личный интерес (нажива), выполняет заданную им работу, не склонен менять порядок вещей, сложившийся уклад его устраивает, главное чтоб работа оплачивалась. Как представляется, в данном случае на лицо несколько мотивов: самореализация посредством установления власти над другими людьми посредством насилия, возможность убивать; самоутверждение, подтверждение своей значимости и корысть.
Нередко корыстный мотив реализуется параллельно другим. К примеру, контрабанда наркотических средств, оружия, торговля людьми и серия террористических актов, в отношении рядя этнических групп.
Устойчивой формой мотива является идеологический, когда ценности и ведущие идеи отдельного человека совпадают с террористической идеологией. Как справедливо подчеркивают С.Е. Кораблев, В.Е. Талынев «идеология дает человеку смысл жизни, будучи совокупностью установок, закрепленных на уровне индивидуальной или групповой психики в виде неосознаваемой готовности мыслить и действовать определенным образом» [3].
Идеология экстремизма пропагандирует идеи социального, расового, национального превосходства и геноцида социальных оппонентов. Как правило, сам себя экстремист видит «миссией», перед которым стоит высокая задача, а убеждения становятся доминирующим мотивом поведения, определяющим способ мышления, самосознания, восприятие социальной реальности и т.п. В них преобладают контрастные оценки социальной действительности, мира и своего положения в нем, как правило, бытие делится на «абсолютное добро» и «абсолютное зло».
Логика экстремиста выборочна, основывается не на фактах и реалиях действительности, а напротив, обосновывается фактами, «вписывающимися» в идею. Способы решения проблем присущие экстремизму просты и действенны, несмотря на свою утопичность, все, что не совпадает с принятой системой оценки действительности, отвергается. Принятые в обществе ценности игнорируются, обесцениваются.
По мнению исследователей, особую опасность представляют не корыстные мотивы террористической деятельности, а идеологические, такие как религиозные, социальные, социокультурные, политические, националистические. Религиозный и националистический терроризм опасен тем, что антисоциальные установки передаются от поколения к поколению, ребенком воспринимаются с раннего детства от первоисточника - родителей, как единственно существующие истины, при этом в силу психологических особенностей, идеи, идущие из семьи, связанные с традициями рода, критически не оцениваются индивидом, а напротив, всячески защищаются и противопоставляются всем иным. Как справедливо отмечет Ч.А. Агакаримова дилетантский подход к решению проблем с терроризмом может только навредить, для преодоления этого кризиса необходимо знание шариата и адата (араб.عادة - обычай, привычка) [1].
Тандем религиозно-фундаменталистских и националистических мотивов представляют собой монументальную основу террористической, экстремистской деятельности, разрушить или преодолеть которую насильственным путем практически невозможно.
Г. Ньюман, выделял три основных мотива террористической деятельности: культурологический – по логике террористов, общество надо время от времени «будоражить», лучше всего «с помощью крови»; рациональный – террор трактуется ими как эффективный инструмент политической деятельности; идеологический – террор выступает как прямо навязываемое орудие регуляции социальных процессов [10].
Мотив преобразования мира основан на стойкой убежденности в несовершенстве существующей власти, установленных ею порядков, организации общества и безусловной возможности преобразования общества путем террора, установления новых правил организации жизни, будь то создание теократического государства и изживание светских институтов, либо построения общества по принципиально новым правилам, в истинности которых террористы, экстремисты не сомневаются.
Наличие столь сильного мотива характерно лицам, посвятившим всю или большую часть своей жизни терроризму, профессионально занимающимся им. Близким к описанному является мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Такой мотив является движущей силой для образованных, обеспеченных людей, которые рассматривают террор как новый вид деятельности, требующий четкого плана, стратегии, разработки тактики, организации масс и подготовительной деятельности. Террор ради террора.
С.А. Эфиров среди мотивов террористической, экстремистской деятельности выделяет:
1) самоутверждение;
2) самоидентификацию;
3) молодежная романтика и героизм;
4) придание своей деятельности особой значимости;
5) преодоление отчуждения, конформизма, стандартизации, маргинальности, пресыщения и т.п. [9]
Мотив самореализации парадоксален, поскольку находит выход в столь жестоком проявлении. Особенностью самореализации террориста является то, что в силу его оторванности от семьи, общества, друзей, коллег и сложностях в коммуникации с миром в правовом и социальном поле, он осознает свою отверженность, непризнанность и бесконечно нуждается в доказательствах значимости, отсюда самореализация вплоть до самопожертвования и уничтожения.
Некоторые исследователи в числе мотивов указывают мотив замещения, когда достижение определенной цели по ряду причин является невозможной и человек, пытается реализовать ее в других обстоятельствах; пережитой травмы – когда жертва старается при других обстоятельствах занять место тирана. Или компенсаторный мотив при осознании лицом своей низкой значимости, возникает непреодолимое желание достичь больших результатов, ведет к геройству и крайностям.
Подводя итог, следует отметить, что на протяжении всей истории развития человечества были заговоры, бунты, революции, свергнутые и борцы за новые идеи, режимы и государственное устройство. Если абстрагироваться от терминологии и сравнительных характеристик цареубийц и современных террористов, уровня общественной опасности и масштаба преступлений, то станет ясно, что терроризм и экстремизм – это агрессивная ответная реакция, форма социально-политического протеста против мнимого и провозглашаемого равенства в юридическом смысле при усугубляющемся фактическом неравенстве определенной социальной группы, находящейся в условиях самосохранения или выживания. Это индикатор кризисных процессов в обществе, который свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства.
И если ряд столетий назад целью террора были представители власти, государственные деятели, то в настоящее время терроризм высокоорганизован, использует последние разработки науки и техники, возможности информационных ресурсов, хорошо финансируется и имеет влиятельную поддержку, в том числе со стороны ряда государств. Теперь терроризм нацелен на мирных граждан, использует античеловеческие методы, уничтожает детей, держит общество в состоянии паники, ужаса и недоверия к государственной власти.
Очевидно, что принимаемые меры в противодействии с этим общечеловеческим злом не действенны, потому как кроме силового воздействия со стороны правоохранительных органов требуются социальные, политические и культурные преобразования. Огромный приток молодежи в терроризм и экстремизм стали возможны в силу ослабления семейных отношений, деформации социальной и культурной жизни общества, социального неравенства.
При этом во главе террористической деятельности зачастую люди, имеющие хорошее образование, финансовую основу и поддержку, идейные духовные лидеры, посвятившие себя терроризму, обосновывающие террор против конкретных лиц, отдельных социальных, национальных, религиозных групп. При этом, если говорить о чеченском народе, то благодаря историческим особенностям развития указанных лиц, им свойственно защищаться, они не боятся физического насилия, в своей смерти в борьбе видят единственно возможный путь решения сложившейся ситуации, не поддаются профилактике и находясь даже в местах лишения свободы активно готовят учеников.
Библиографическая ссылка
Трунёв А.В. ПОБУДИТЕЛЬ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19558 (дата обращения: 09.12.2024).