Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими специалистами педагогики и психологии. Отклонения в семейных отношениях крайне негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многое другое.
Проблемами семьи и семейного воспитания занимались такие видные российские ученые, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. А за рубежом, формирование жизненного сценария ребенка под влиянием родительского программирования занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс. Известный австрийский психолог А. Адлер считал, что чувство подавленности, вызванное родительскими наказаниями или неадекватным отношением, вынуждает ребенка избегать общения с родителями, чтобы облегчить свои страдания.
Американский психолог Э.Эриксон, в своей теории психосоциального развития отметил, что третья стадия - локомоторно-генитальная – совпадает с дошкольным возрастом. На данной стадии ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Взрослые и родители не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. И частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.[6]
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В данный период у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, в нем начинают закладываться основы для будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности, а именно в уважении и признании взрослого, желание «быть взрослым». Ребенок начинает усваивать моральные нормы и правила поведения в обществе. Одно из важнейших достижений этого возраста, является осознание своего собственного «Я», формирование внутренней социальной позиции. У детей старшего дошкольного возраста возникает осознание своих собственных возможностей, осознание своих личных качеств. [5]
Значимое влияние на развитие и формирование детской самооценки оказывают родители. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.[4] По мнению, Казановой С.А., Шкатовой Т.Г. роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
- оценка его деятельности и поведения;
- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Ш.А. Амонашвили акцентировал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. [3]
Родительский образ ребенка формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье, опираясь на свои собственные идеалы, родители наделяют своего ребенка определёнными качествами. Как отмечают Терещенко М.В. и Шапошников А.Д если родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, то они сами формируют личность. А развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми. [8]
На поведение детей оказывают влияние и родительские позиции, каждая из позиций формирует определенные качества у детей. Например, позиция уклонения от общения формирует у ребенка недоверчивость, боязливость. Такие дети часто конфликтуют и неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе. [7]
Позиция отвержения формирует агрессивность, лживость, наклонность к асоциальному поведению, непослушанию.
Позиция родителей, которые чрезмерно требовательны к ребенку, лишают его веры в свои собственные силы, он становится неуверенным, покорным. Впоследствии чего у ребенка возникают трудности в общении и сосредоточенности.
Позиция «признание прав ребенка» позволяет сформироваться таким качествам как креативность, инициативность, независимость.
Позиция чрезмерного оберегания формирует у ребенка чрезмерную самоуверенность, требовательность по отношению к родителям и при этом постоянное чувство тревоги и страха.
Если ребенок свободен в своем развитие и растет в доверии, он становится находчивыми, в меру самоуверенными, способными самостоятельно справиться с жизненными ситуациями.
Существует три основных механизма влияния родителей на детей:
- Сообщение – воспринимая информацию, которую получает ребенок от родителей, он корректирует свое поведение, формирует собственное мнение.
- Убеждение – родитель организовывает информацию таким образом, чтобы она смогла повлиять на изменение поведения ребенка, его установок, ценностей, при этом родитель использует систему доказательств, подтверждая данную информацию.
- Внушение - является самым опасным воздействием, по причине того, что ребенок не может сформировать свое собственное мнение или изменить поведение, он четко следует данному воздействию, подавляя свое личное развитие. [9]
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация – ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же, как они.
В-третьих, понимание – зная внутренний мир ребенка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [2].
Родители играют огромную роль в формировании интересов ребенка, они падают пример как личность. Именно поэтому многие дети, которые в детстве получили родительскую любовь, заботу и внимание подражают своим родителям. Они опираются на советы своих родителей и делают выбор в выборе спортивных интересов, друзей, вопросы профессии и т.д. Имея заимствованную систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами своих сверстников.
Снижение воспитательной функции семьи, к сожалению, способствуют возникновению у детей различного типа нарушений. На отклоняющееся поведение детей дошкольного возраста влияют различные причины. Семья входит в социально-психологическую категорию, а именно семейное неблагополучие. Неблагополучная семья — та, где имеются дефекты воспитания. Как отмечает М.И.Буянов, «здесь следует иметь в виду неблагополучное отношение к ребенку».
Предпосылками семейного неблагополучия являются: трудные материально-бытовые условия жизни семьи, плохое состояние здоровья родителей, их низкий культурно-образовательный уровень и многое другое. Каждый из этих признаков имеет свою специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка. Какими бы ни были современные семьи, они разнообразны с точки зрения того, какой персональной средой для развития личности ребенка они являются.[1]
Неблагоприятные условия воспитания в семье, жизни, неумение найти общий язык с родителями и строить отношения с окружающими, и возникновение конфликтных ситуаций, могут служить предпосылками возникновения отклоняющегося поведения ребенка дошкольного возраста.
По мнению некоторых исследователей, А.И. Захаров, В.Н. Дружинин, О.Л. Зверева, недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.
Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении, они становятся моделью в их дальнейшем общении с окружением.
Семья является не только мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, но и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами.
В результате постоянного воздействия грубого психотравмирующего фактора у здорового от рождения ребенка может сформироваться вариант аномалии, которую В.В. Лебединский определяет как «дисгармоничное развитие». Основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере [2].
Главное в воспитании ребенка – это достижение душевной гармонии, нравственной связи родителей и ребенка. Родителям ни в коем случае не стоит пускать все на самотек, не стоит отдавать процесс воспитания ребенка в чужие руки, не стоит оставлять его одного. Ребенок нуждается в родительской любви, поддержке и заботе на протяжении всей его жизни.
Таким образом, влияние родителей на детей дошкольного возраста заключается в следующем: формирование детского самосознания, как следствие благоприятного, заинтересованного отношения родителей к детям; установление верных воспитательных позиций родителей определяют позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся с уважением; одной из характеристикой дошкольного возраста является подражание и в связи с чем, правильное поведение родителей играет огромную роль на его формирование как личности.
Библиографическая ссылка
Селина Л.А., Халфина Р.Р. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19534 (дата обращения: 21.11.2024).