Введение
При поступлении в высшее учебное заведение у бывшего школьника происходит сложный процесс адаптации организма к новому образу жизни и к новой учебной нагрузке. Ведущим признаком индивидуального здоровья считается хорошая способность адаптации к меняющимся условиям. Состояние здоровья студентов представляет собой динамический процесс, который постоянно меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. Совместное влияние данных факторов может приводить к ухудшению здоровья у студентов. Постоянное функциональное перенапряжение резко нарушает баланс между адренергическими и холинергическими системами, приводя к их истощению. Именно эта дезорганизация нервной, иммунной и эндокринной систем является одной из ведущих причин развития срыв адаптационных возможностей у студентов и может привести к развитию различных заболеваний. Единая нейро-иммунно-эндокринная система работает в тесном взаимодействии, и изменение в одной из них неизбежно приводит к реакции всей системы в целом [1, 5,7,8]. Критериями оценки здоровья студентов является заболеваемость. Наиболее объективную характеристику заболеваемости показывает ее структураи распространённость. Так стоит отметить, что в процессе обучения у 50 - 70% юношей и девушек выявляются хронические заболевания. В структуре общей заболеваемости студенческой молодежи первое место занимают болезни органов дыхания (43,4%), второе - болезни органов пищеварения (16,4 %), третье – болезни органов нервной системы (11,7%) [3, 7]. В связи с тем, что в последнее время отмечается рост заболеваемости у студенческой молодежи, оценка состояния здоровья студентов является актуальным.
Цель данного исследования - установитьналичие и распространенность заболеваний, обусловленных нарушением иммунной системы у студентов и выявитьособенности состояния иммунной системы по отдельным показателям иммунного статуса.
Материалы и методы. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». В исследовании принимали участие 40 студентов с 1-3 курс специальности «Лечебное дело».Всего было обследовано 25 девушек и 15 юношей, в возрасте от 20(19-20) лет. Исследование проводилось при помощи метода анкетирование. Анкета состояла из 15 вопросов и в нее были включены такие вопросы, которые позволяли оценить заболеваемость и посмотреть структуру хронически заболеваний у студентов. Все обследуемые дали согласие на исследование. В зависимости от результатов анкетирования они были разделены на две группы. В первую группу (контрольную), вошло 23 студента, которые не отмечали у себя,хронических воспалительных заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. Во вторую группу вошли 17 студентов, которые наоборот имели данные заболевания. Относительное и абсолютное количество нейтрофилов (НФ) проводили путем расчета лейкоцитарной формулы.Для подсчета количества клеток были приготовлены мазки крови, окрашенные по методике Романовского-Гимзе.Подсчет клеток проводили с помощью светового микроскопа в иммерсионной системе при увеличении 10 х 100. Подсчет клеток начинали производить зигзаобразно от центра к раю по всей поверхности мазка по зубчатой линии Меандра. Считают все подряд клетки, попадающие в поле зрения, затем распределяют их в отдельные популяции (нейтрофилы, эозинофилы и др.)[2]. Для оценки иммунного статусавсех испытуемыхбыл проведен забор венозной кровив объеме 5 мл в ваккутейнер с ЭДТА по общепринятой методике [2]. Фагоцитарную активность нейтрофилов оценивали по подсчёту фагоцитарного индекса (ФИ) и фагоцитарного (ФЧ) [5].Фагоцитарную активность оценивали по способности нейтрофилов к захвату латексных шариков. Для этого 100 мкл крови перемешивали со взвесью латексных шариков (100 мкл) и ставили в термошейкер на 30 мин. при температуре 37°С. После инкубации центрифугировали смесь клеток с латексными частицами в течение 10 мин. при 1500 об/мин. Суперанатант отбрасывали, а осадок ресуспендировали и готовили из него мазки. Окраску мазков проводили по методике Романовского-Гимзе. Готовые мазки просматривали под микроскопом в иммерсионной системе при увеличении 10 х100. Подсчет вели от центра к краю мазка по зубчатой линии Меандра. Считали количество клеток, вступивших в фагоцитоз и количество поглощенных частиц не менее, чем в 100 сегментоядерных нейтрофилах[10]. Обработка результатов проводилась про помощи программ MicrosoftExcel и Statistica 8.0. Результаты представлены в виде медианы (Ме) и квартилей верхнего и нижнего(Q1-Q3). Для сравнения выборок использовали непараметрический критерий U-Манна - Уитни. Статистически значимыми считали различия с достоверностью р 0,05. Результаты исследования и их обсуждения. В результате проведенного анкетирования все обследуемые были разделены на две группы: группа 1 (контрольная), в нее вошли студентыкоторые не отмечали у себя ни каких клинических проявлений нарушений иммунной системы, группа 2 - студентов, которые отмечали у себя наличие заболеваний, обусловленных нарушением иммунной системы, так в группу контроля входят 57%, в группу 2- 43% анкетируемых студентов (рисунок 1).
Рис. 1 Распределение испытуемых по группам
Большинство испытуемых группы 2 (88%) отмечали у себя частую заболеваемостьострыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), чаще 4 – х раз в год, а 12% испытуемых не отмечали у себя данных проявлений (рисунок 2).
Рис. 2 Частота заболеваемости ОРЗ в год
Около 71% проанкетированных студента из данной группы отмечали у себя наличие хронических воспалительных заболеваний, на пример гайморит, франтит, синусит, тонзиллит, цистит (рисунок 3), а 29% не имели данных заболеваний.
Рис. 3Структура хронических воспалительных заболеваний
Некоторые испытуемые, а это 18% отмечали у себя хронические вирусные заболевания, такие как герпес, а 82% не имели данного заболевания (рисунок 4).
Рис. 4 Структура хронических вирусных заболеваний
Проникновение патогенов во внутреннюю среду организма приводит к мобилизации иммунной системы. Первая линия защиты это врожденный или естественный иммунитет, который реализуется путем активации неспецифической резистентности организма. Первыми клетками врождённой иммунной системы в очаг воспаления поступают нейтрофилы, поскольку они наиболее чувствительны к гуморальным факторам врожденного иммунитета. Нейтрофилы способны к фагоцитозу, а так же обладают способностью к дегрануляции с высвобождением факторов агрессии (гидролазы, протеазы, щелочная фосфатаза и др.) и к образованию нейтрофильных ловушек [1, 4] Относительное количество различных популяций нейтрофилов (НФ) в контрольной группе: юные: 0,0 (0,0-0,0) %, палочкоядерные: 3,30 (2 - 5)%, сегментоядерные: 53,04 (48 - 57)%. При сравнении группы 2 с группойконтроля было выявлено, что количество юных НФ одинаковое(0,0 (0,0-0,0) %), апалочкоядерных НФ (3,58 (3 - 5)%), и сегментоядерных НФ (54,64 (51 - 58) %)выше(p> 0,05) (таблица 1). При сравнении абсолютного числа НФ наблюдалась та тенденция (таблица 2).
Таблица 1
Относительное количество нейтрофилов в периферической крови студентов 1-3 курса специальности «Лечебное дело».
Показатели, нейтрофилов |
Группа 1,% |
Группа 2, % |
Уровень значимости, р |
сегментоядерные |
53,04 (48 - 57) |
54,64 (51 - 58) |
Р1 = 0,41 |
палочкаядерные |
3,30 (2 - 5) |
3,58 (3 - 5) |
Р1 = 0,35 |
юные |
0 (0 - 0) |
0 (0 - 0) |
Р1 = 1 |
Повышение как относительного, так и абсолютного числа НФ в первой группе может свидетельствовать о снижение функций клеток. В таком случаи может возникнуть гиперреактивоность клеточно - эффектного звена иммунитета и не достаточность функции будет компенсирована большим количеством клеток [10].
Таблица 2
Абсолютное количество нейтрофилов в периферической крови студентов 1-3 курса специальности «Лечебное дело».
Показатели, нейтрофилов |
Контроль, × 10 ^ 9/Л |
Группа 2, × 10 ^ 9/Л |
Уровень значимости, р |
сегментоядерные |
3,24 (2,54 - 3,90) |
3,46 (2,75 - 3,94) |
Р1 = 0,64 |
палочкаядерные |
0,19 (0,09 -0,28) |
0,22 (0,12 - 0,30) |
Р1 = 0,26 |
юные |
0 (0-0) |
0(0-0) |
Р1 = 1 |
Анализ фагоцитарной активности показал, что в контрольной группе показатель фагоцитарного индекса в среднем по группе составил48,30 (44 -57)%, что было выше, чем в группе 2 - 43,70 (40 - 52)% (таблица 1), но статистически значимых различий выявлено не было. Таблица 3
Фагоцитарная активность нейтрофилов у студентов 2-3 курса специальности «Лечебное дело»
Показатели |
Контроль |
Группа 2 |
Уровень значимости, р |
ФИ, % |
48,30 (44 -57) |
43,70 (40 - 52) |
0,08 |
ФЧ, абс. ед |
3,61 (3,16- 4) |
3,37 (2,8 - 3,9) |
0,15 |
Результаты определения фагоцитарного числа, полученные в группе контроля, были равны в среднем 3,61 (3,16- 4)абс. ед., что не имело статически значимых различий с группой контроля (таблица 3). Снижение фагоцитарной активности нейтрофилов во второй группе говорит, остойкой хронизации воспалительного процесса и наличии транзиторной иммунологической недостаточности, так как при этом нарушается функция разрушения и выведения иммунных комплексов из организма. Данные показатели являются отражением степени нарушения макрофагально - фагоцитарного звена и свидетельствуют об истощении иммунной системы [10].
Заключение. В результате исследования среди студентов было выявлено, что 57% не имели клинических симптомов нарушений иммунной системы и 43% студентов - имели признаки транзиторной иммунной недостаточности. Студенты с транзиторной иммунной недостаточностью отмечали у себя такие хронические воспалительные заболевания, как гайморит (50%), синусит (22%), франтит (7%), бронхит (7%), тонзиллит (7%), цистит (7%). Так же в данной группе 18% опрошенных отмечали у себя наличие хронических вирусных заболеваний (герпес). У исследуемых из группы 2 было выявлено повышение палочкоядерных НФ и сегментоядерных НФ, что говорит о возможном снижении функции клеток. Так же у студентов с транзиторной иммунной недостаточностью фагоцитарная активность была ниже,чем в контрольной группе. Полученные результаты говорят об истощении иммунной системы на фоне хронизации воспалительного процесса в организме.
Библиографическая ссылка
Кеберле С.П. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19531 (дата обращения: 21.11.2024).