С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, которое ставит главной целью формирование целостной гармонично развитой личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В федеральном государственном образовательномстандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие речи выделено в отдельную образовательную область – «Речевое развитие», которое предполагает, как обогащение словаря ребенка, работу над звукопроизношением, развитие связной речи, так и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Успешное овладение дошкольниками родным языком является основой всестороннего развития. Освоение языка, его грамматического строя, лексических средств, позволяет детям полноценно участвовать в общении с окружающими, успешно осваивать учебную деятельность, задавать вопросы, рассуждать, делать выводы.
В настоящее время в современных дошкольных образовательных организациях (ДОО) все более важным становится вопрос повышения уровня профессиональной грамотности педагогов ДОО, работающих в условиях реализации ФГОС ДО. От педагога в современном мире требуется не только высокий профессионализм, но и творческий, исследовательский потенциал [2].
Для эффективной реализации основной образовательной Программы ДОО по образовательной области «Речевое развитие» должны быть созданы следующие условия:
- для профессионального развития педагогов ДОУ;
- для консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития дошкольников;
- для организационно-методического сопровождения педагогического процесса [4].
Педагогический процесс – одно из основополагающих понятий педагогической науки. Понятие «педагогический процесс» впервые ввел в педагогику П.Ф. Каптерев для обозначения понятий: обучение и образование, приучение, воспитание, развитие, увещевание и т.д. В современном ДОУ педагогический процесс рассматривается как процесс, который ориентирован на идеи гуманности, диалогичности и субъективности, и направлен на сопровождение дошкольника в период развития его индивидуальности, обогащения внутреннего мира (А.Г. Гогоберидзе, Н.Н. Михайлова, О.С. Газман, С. Ф. Юсфин, В. А. Деркунская). Успех в данной деятельности зависит от умения педагогов выбрать из огромного многообразия методов, приемов организации педагогического процесса необходимые для эффективного взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.
В настоящее время, анализ работы педагогов образовательных организаций говорит о том, что они не всегда готовы к организации педагогического процесса нового типа. Мы можем это объяснить тем, что у многих педагогов не хватает опыта построения образовательного процесса в новых предлагаемых условиях личностно- ориентированного подхода к дошкольникам, субъектам педагогического процесса. Получить и накопить такой опыт, в большинстве случаев, педагог не может из-за выстроенной системы методической работы в ДОО. В настоящее время методическая деятельность ДОО направлена на решение общих образовательных задач детского сада, а не на индивидуальную помощь педагогов, поддержку и обогащение его профессиональной компетенции [3].
В педагогике достаточно знаний о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования (Г.С. Лазарев, Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков, B.А. Сластенин). В исследованиях Л.А. Бахтурина, А.И. Васильева, C.С. Лебедева, Л.В. Поздняк, Л.М. Маневцова, И.И. Кобитина раскрывается сущность методической работы в ДОУ и дается полная характеристика профессиональной деятельности старшего воспитателя. В тоже время в данных работах не исследовалась организация конкретного методического сопровождения педагогов дошкольных образовательных организаций. По мнению С.Н. Митина, П.И. Третьякова, Н.Н. Бояринцевой именно методическое сопровождение педагога является наиболее эффективным методом обогащения профессионального опыта и компетентности педагога в условиях реальной профессиональной деятельности [4].
Л.И. Фалюшина говорит о том, что методическая деятельность – это целенаправленное воздействие методиста на воспитателя с целью повышения его квалификации.
В то же время, А.М. Моисеев считает, что методическая деятельность представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки и передовом педагогическом опыте, направленная на повышение квалификации педагогов. Мы считаем самым полным и наиболее раскрывающим понятие «методической работы» определение которое предложил М.М. Поташник.
По мнению М.М. Поташник, методическая работа – это деятельность, способствующая обеспечению организации педагогического процесса с использованием планирования, руководства, организации и контроля и обеспечивающая достижение образовательных целей.
В настоящее время очень важно старшему воспитателю организовать индивидуальный маршрут сопровождения педагогов ДОУ с учетом его способностей и потребностей, способствовать повышению его профессиональной компетентности.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с многими процессами такими как: память, мышление, воображение и др. Все эти процессы, как и сама речь, активно формируются,развиваются в раннем детстве, поэтому речевое развитие по ФГОС ДО выделено в отдельную образовательную область и направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими в основе которой лежит полноценное овладение литературным языком своего народа.
Можно выделить основные задачи речевого развития:
- Овладение речью, как средством общения, т.е нужно сформировать устную речь ребенка на таком уровне, чтобы он не испытывал трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, его речь должна быть понятна окружающим.
- Обогащение активного словаря.
Это происходит за счет основного словарного запаса языка и зависит от богатого словаря педагогов и людей его окружающих. Для расширения словарного запаса детей должны создаваться благоприятные условия куда входит и развивающая среда ДОО.
- Развитие звуковой культуры речи.
Ребенок осваивает речь, начиная с его звукового строя. К пяти годам ребенок должен четко произносить все звуки родного языка, усвоить систему ударений, выразительно и образно говорить, читать стихи.
- Развитие связной речи.
Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для нее является богатый словарь и освоение грамматического строя речи.
- Развитие речевого творчества.
Предполагает, что дошкольники должны самостоятельно составлять короткие рассказы, придумывать новые сюжеты и финалы знакомых сказок.
- Знакомство с художественной литературой.
Предполагает понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественное слово должно звучать постоянно.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности является основной предпосылкой к обучению грамоте.
Вся работа в дошкольном учреждении по развитию речи подготавливает детей к дальнейшему обучению к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей. Образовательная область «Речевое развитие» тесно взаимосвязана с каждой их четырех образовательных областей, что способствует формированию всесторонне развитой личности[6].
Таким образом, можно говорить о том, что методическая работа ДОО должна способствовать совершенствованию и творческой самореализации педагогов, которые осуществляют инновационную деятельность, проведением методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Правильно организованные и разнообразные по форме методические мероприятия должны обеспечивать повышение профессиональной компетенции и развития педагогов, участвующих в образовательном процессе. Одним из важных методов в профессиональном развитии педагога мы считаем его информационное обеспечение (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, методических объединений) и психолого-педагогическую поддержку (организации ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, постоянная помощь в тех пределах, которых он нуждается). В связи с этим мы предлагаем введение в практику работы дошкольной образовательной организации методические мероприятия нетрадиционной формы. Например, методическая неделя «Инновационные подходы и технологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого развития детей.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Стимулирование педагогов к организации творческого образовательного процесса, который способствует речевому развитию детей.
Формы работы:
- Выставка психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
- Семинар-практикум.
- Круглый стол.
- Творческая мастерская.
- Мастер-класс.
№ |
Мероприятие |
Участники мероприятия |
1. |
Консультация с использованием ИКТ по теме «Основные цели и задачи образовательной области «Речевое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО». «Развивающая речевая среда». Выставка литературы. |
Педагоги, старший воспитатель |
2. |
Семинар-практикум с использование инновационных подходов по реализации образовательной области «Речевое развитие» |
Педагоги, старший воспитатель |
3. |
Круглый стол «Формирование интереса детей к художественной литературе» |
Педагоги, старший воспитатель |
4. |
Творческая мастерская «Создание речевой развивающей среды своими руками» |
Педагоги, старший воспитатель |
5. |
Мастер-класс по использованию игровых технологий в работе по речевому развитию дошкольников. |
Педагоги, старший воспитатель, психолог |
Также может быть использована такая форма методической работы как «гостевой обмен опытом». Педагоги, в рамках определенного времени, готовят презентации своих групп, обобщают свои методические наработки, организовывают экскурсии, разрабатывают проекты. Итогом такой работы может выступать «круглый стол», за которым педагоги ДОУ и приглашенные гости могут обсудить возникающие проблемы, поделиться впечатлениями от работы друг друга. Готовясь к обсуждению, педагоги анализируют периодическую и методическую литературу по проблеме, готовят разнообразные памятки и дидактические пособия, что несомненно активизирует педагогов и способствует их творческой активности[1;5].
Целесообразно использование консультаций педагогов по заявленной теме. Консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Можно использовать несколько видов консультаций:
Консультация – диалог. Проводится с несколькими педагогами, имеющими разныеточки зрения по решению заявленной проблемы. Такую консультацию можно проводить с педагогами разного уровня подготовки и опыта.
Консультация – парадокс. Такая форма консультации предполагает специальнозапланированные ошибки, которые помогают обратить внимание на наиболее важные аспекты проблемы.
Консультация, по опорным словам, с элементами изложения. Такойтип консультаций проводится при рассмотрении трудных тем для восприятия, которые включают в себя большое количество терминов и понятий.
Консультация – практикум. Такая консультация предполагает устное изложение материала итогом которой становится проведение игры, методическая разработка и т.д.
Консультация – тренинг. Предполагает устное изложение по теме, которое сочетается с выполнением практических упражнений, решением кейсов, проблемных ситуаций. Такие консультации нужно проводить многократно по разнообразным проблемам заявленных педагогами.
Следующий метод, которым мы считаем действенным в методической работе старшего воспитателя ДОУ, это метод «открытый показ». Данный метод предоставляет возможность старшему воспитателю установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия или любого другого вида деятельности, запланированного педагогом и получить ответы на все его интересующие вопросы. Такой метод предполагает полное погружение в педагогический процесс, установленный воспитателем, видение его педагогического мастерства и творчества. Планируя методическую работу, старшему воспитателю необходимо использовать разнообразные виды обобщения педагогического опыта, используя разнообразные формы: работа в паре, конференции, педагогические чтения, день открытых дверей, деловые игры и т.д. [2].
Таким образом, можно сказать, что систематическая и планомерная методическая работа с педагогами способствует повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации в реализации образовательной области «Речевое развитие».
Библиографическая ссылка
Гусельникова О.А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19491 (дата обращения: 08.12.2024).