Проблема миграции рабочей силы за последние годы является важнейшей частью процесса глобализации, который характеризуется расширением и углублением всемирной взаимосвязанности во всех аспектах современной общественной жизни [5]. Государства, общества, экономика и культура в различных регионах мира становятся все более интегрированными. Глобализация имеет важные последствия для международной миграции рабочей силы, содействует усилению связей между международными рынками труда. Спрос на высокие технические навыки расширяет потенциал для подвижности квалифицированной рабочей силы. Вместе с тем усиление торговых связей снижает потребность в миграции через создание рабочих мест в родных государствах [4].
Согласно определению Международной организации по миграции под миграцией понимается передвижение людей в пределах одной страны или пересечение людьми международных границ. Миграционные потоки в современном мире становятся более сложными и разнообразными, изменяются их формы, состояния, направления и продолжительность.
При этом решение людей мигрировать может быть мотивировано рядом факторов [2,3,4,6]:
1) факторы экономики. Увеличивающийся разрыв уровня жизни и заработной платы способствует усилению миграции населения в города, регионы и страны с более высоким уровнем жизни, а также растущим потенциалом экономического роста;
2) факторы социализации. Высокий уровень коррумпированности, быстрые темпы снижения уровня образования и услуг системы здравоохранения являются серьезнейшим фактором, который определяет миграцию;
3) географические факторы. Рост численности мигрантов за последние годы, смена ими места жительства обусловлены необходимостью изменения климата, а также негативным воздействием факторов окружающей среды (потопы, наводнения, засухи, землетрясения) в зоне их постоянного проживания;
4) демографические факторы. Миграция может быть вызвана недостатком личной свободы человека, ущемлением по национальным признакам, религии, полу. Сюда же можно отнести спад рождаемости и рост продолжительности жизни во многих странах с высоким уровнем доходов, что способствует неуравновешенности спроса и предложения на рабочую силу между развивающимися и развитыми государствами. А неполную занятость, приводящую к миграции, может обеспечить избыток рабочей силы в государствах с невысоким уровнем доходов и уровнем жизни. С другой стороны, пожилое население в большинстве развитых стран даёт подспорье для значительного роста спроса на иностранных рабочих.
Россия входит в пятерку стран по числу мигрантов. Наша страна заключает некий «бартер» с иностранными гражданами и получает выгоду с экономической точки зрения, т.е. рабочую силу, а мигранты получают возможность повысить свой уровень жизни и доходов, чтобы впоследствии помочь своей семье. По статистическим данным 2016 года, число иностранных граждан, въехавших, на территорию России для получения постоянного места жительства составляет 6 миллионов человек. К странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят Узбекистан, Украину, Таджикистан, Казахстан и Армению (рисунок 1).
Мигранты занимают те трудовые ниши, которые не хотят занимать граждане РФ – ремонтные работы, сфера услуг, торговля.
Рисунок 1 – Состав и структура иностранной рабочей силы в России в 2016 году, тыс. чел.
При этом мигранты являются причиной возникновения проблем, негативно влияющих на экономику и гражданское общество России. Мигранты не знают нелегально языка, норм права и правил поведения в России. За последние несколько лет возросли число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.
Проанализировав экспертные оценки, приходим к выводу, что в последующие годы поток мигрирующих граждан в нашу страну будет повышаться. Вызвано это очень тяжелой политической и экономической ситуацией в мире. Конфликты в Сирии и на Украине усугубляют положение соседних стран из-за вынужденного переселения людей. Ухудшение уровня жизни в менее развитых странах по сравнению с Россией, - это всё причины того, почему граждане других стран хотят попасть на территорию нашего государства. Все эти причины и факторы дают понять, что необходимость ужесточения контроля мигрирующих граждан и изменения в законодательной базе имеет очень большое значение. Опорными пунктами указанных изменений являются:
1) Обязательное наличие загранпаспорта. С января 2016 года граждане других стран уже не могут пользоваться на территории России обычным паспортом. Исключение теперь не делают ни для жителей Таджикистана, ни для Украины, ни для любых других государств. Котируется в РФ для иностранных граждан только загранпаспорт. Не затронут такие поправки только выходцев из Евразийского союза, в который входят Армения, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан;
2) выявление причины приезда в Россию. Если гражданин другой страны не указывает причину приезда, то он не сможет устроиться на работу официально. Эта поправка относится и к безвизовому режиму. Если целью приезда гражданина является туризм, то ему будет отказано в получении патента или разрешения на трудовую деятельность;
3) установление определенных сроков на регистрацию. По приезду в Российскую Федерацию нужно встать на учет, дается на это за 15 дней. Если за это время гражданин не успевает встать на учет, то его пребывание в стране является незаконным;
4) получение миграционного патента. Это документ, который подтверждает право иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Разрешение на работу выдается на один год, после чего нужно делать переоформление;
5) обязательная сдача экзаменов на знание русского языка, истории и основ права. Экзамены сдают в виде тестов. Для прохождения аттестации следует уплатить госпошлину в размере 3000 тысяч рублей;
6) оформление медицинского и социального страхования. В обязанности иностранных граждан входит уплата налога на страхование в размере 1,8% от своей заработной платы. Это страхование является гарантом медицинского страхования, постановки на учет в Центре занятости и выплаты компенсации в случае потери работы. Для оформления страховки следует совершать взносы минимум 6 месяцев;
7) упрощенная подача документов для студентов. Упрощенная система действует только для иностранных студентов, которые закончили Российское учебное заведение. Для получения работы опыт не требуется, и срок получения гражданства может составлять 9 месяцев.
Число иммигрантов из дальнего зарубежья увеличивается в арифметической прогрессии. За 2017 год это число увеличилось на 47% или на 4,2 тысячи человек. Важно отметить и то, что наша страна имела положительный миграционный баланс в обмене со странами, в которых ранее теряла население, этими странами были Германия, Израиль, Греция и всё это результат хорошей работы миграционных служб.
Большинство мигрантов, которые были зарегистрированы в период с 2012-2016 года, являются гражданами бывшего СССР, а именно Украины, Узбекистана и Таджикистана. Из этого вытекает тот, факт, что у данных стран соглашение с Россией о безвизовом режиме въезда, тогда как Украина ограничила поток российских мигрантов в свою страну.
Важен тот факт, что 95% миграционного потока в Россию дает только 10 мировых государств. Беспрецедентным лидером такого потока, несомненно является Узбекистан. Общее число граждан, которые получили разрешение на работу достигло уже 1434 тысячи человек на 2016 год. На втором месте с небольшим отрывом идет Таджикистан 838 тысяч человек. И замыкает тройку финалистов Украина, из которой в Россию приехало 504 тысячи трудоспособного населения. Среди стран, которые не входили в состав СССР можно отметить Китай 114 тысяч человек, КНДР 45 тысяч человек и Турция 51 тысяча человек.
Стоит отметить и страны Таможенного союза ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия им в связи с изменениями в Российском законодательстве разрешительные документы для занятий трудовой деятельностью больше не нужны.
Что касается вклада в Российскую экономику у Государственного Института управления существует статистика ВВП. Так, например, труд мигрантов обеспечивает 8-10% ВВП России. Несмотря на это постоянно или временно проживающие мигранты продолжают выводить заработанные денежные средства в свои родные страны. К примеру, 20% ВВП Молдавии обеспечивают гастарбайтеры, отправляющие свои денежные средства. При этом переводы российских рублей намного опережают долларовые и уже почти сравнялись с европейской валютой. Это объясняется ужесточением миграционного законодательства Европейского Союза. Причина кроется так же и в затяжном экономическом кризисе и больших количествах безработицы в Южной Европе. Что касается Таджикистана его ВВП от переводов, заработанных в России денежных средств составила 49%.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что для российских работодателей удобнее и выгоднее нанимать дешевую иностранную рабочую силу нежели местное население, так как им не нужна высокая квалификация на рабочие специальности, а также иностранцы согласны на меньшую оплату труда. И конечно же принятие на работу без оформления трудового договора способствует снижению экономического состояния и уменьшению доходов местного населения России в связи с чем растет теневая занятость и безработица в России.
Таким образом, систематизируя нормативную базу Российской Федерации, миграционные потоки будут идти более цивилизованно. Это необходимый элемент государства призван свести конфликт интересов и национальную вражду к минимуму. Так как иммиграция играет важнейшую роль в современных экономический, политических и демографических процессах следует ужесточить нормативно-правовую и законодательную базы Российской Федерации для более устойчивого положения как внутри страны, так и на мировой арене. Миграция должна быть более систематизированной и носить только легальный характер.
Библиографическая ссылка
Матренин Р.О., Сулейманова Н.З. МИГРАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ФАКТОРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19480 (дата обращения: 21.11.2024).