В условиях высокого уровня глобализации современного мира, тенденции развития общества значительно повышают свои требования к человеку. На сегодняшний день, чтобы называться полноценно развитой личностью человеку следует быть всесторонне развитым, иметь высокую мобильность, развитую языковую культуру, активную жизненную позицию и иметь в своём арсенале несколько иностранных языков. В связи с этим перед родителями стоит необходимость как можно раньше начать процесс всестороннего развития своего ребёнка, дабы сделать его наиболее успешным и конкурентно способным. Поэтому многие родители принимают решение начать обучение иностранному языку своего ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Проблема билингвизма-двуязычая у детей до сих пор является предметом оживлённых споров среди многих исследователей. Большой вклад в этот вопрос внесли Е.И Негневицкая, И.Л Шолпо, Х.Сойер и другие.
Учёт возрастных особенностей детей особенно важен для определения оптимального возраста начала обучения иностранному языку. Для всякого обучения существуют оптимальные сроки, отход от которых в ту или иную сторону всегда неблагоприятно сказывается на развитии ребенка. Следовательно, для начала какого-либо обучения необходимо, чтобы особенности и качества ребёнка созрели до определённой степени.
Британские учёные выявили, что изучение иностранного языка в раннем возрасте благоприятно влияет на развитие части мозга, отвечающей за быстроту речи. Исследователи также отмечают, что эффект будет наиболее выражен если начать обучение второму языку в возрасте до пяти лет. У людей, свободно владеющими двумя языками образуется больше серого вещества в нижней части теменной области коры головного мозга. Именно серое вещество головного мозга отвечает за переработку и анализ информации. А значит, чем позже начать освоение второго языка, тем позже проявится эта особенность.
С другой стороны, по мнению Л.С. Выготского, А.А Леонтьева, Р.И Аванесова, Я.Л Коломинского, пятилетний возраст психологически и физиологически наиболее благоприятен для начала учебной деятельности и изучения второго языка [1]. В этом возрасте происходит активное созревание организма: увеличиваются рост и вес ребёнка, изменяются пропорции тела, увеличивается сила и работоспособность мышц, улучшается координация. В пятилетнем возрасте наблюдается интеллектуализация движений: переход руководства движений от низших отделов центральной нервной системы (ЦНС) к высшим. Именно в этом возрасте учащается частота сердечных сокращений, что влияет на работоспособность ребёнка. Также увеличивается жизненная ёмкость лёгких, что говорит о возросших способностях полноценного дыхания, а это в свою очередь влияет на формирование правильной артикуляции звуков. У ребёнка впервые происходит сознательное и самостоятельное подчинение одного действия другому. В пятилетнем возрасте процессы возбуждение ЦНС становятся преобладающими над процессами торможения. Поэтому повторяющиеся на занятиях действия увеличивают свою эффективность. Однако быстрая утомляемость и неустойчивость внимания детей выявляют необходимость избегать перегрузок и однообразных упражнений.
Ещё в двадцатом веке обучение иностранным языкам выстраивалось на основе иммитативной теории. Суть которой состоит в том, что дети овладевают языком без специального обучения, а путём подражания речи взрослых и постоянного заучивания. Значительным недостатком данной теории является преуменьшение активного словотворчества детей. Ребёнок сразу получает готовые речевые образцы от взрослых. Овладение речью носит не творческий, а подражательный характер. В результате психологических исследований установлено, что имитация не является основным способом для овладения детьми иностранным языком. Дети подвергают речь спонтанной аналитической обработке.
Исследования детской речи советскими и зарубежными учёными показали, что за внешне нерасчленённым использованием речи детей стоит большая работа: неосознанный анализ и обобщение речевых закономерностей, выявление правил оперирования языковыми фактами. А двигателем этих процессов является жизненно-важная потребность в общении. На основе вышесказанного можно сделать ряд выводов о том, что обучение не должно быть основано на подражании, ребёнок должен осознавать закономерности языка, в первую очередь язык должен быть освоен как средство общения, обучение должно вызывать у ребёнка неподдельный интерес.
На современном этапе основным подходом в обучении иностранных языков дошкольников является игровой подход [6; 8]. Согласно принципу единства сознания и деятельности психика не только задействована в деятельности, но и формируется в ней. Формирование психики ребёнка происходит в его собственной деятельности. А ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая. Игра связывает ребёнка с элементами окружающего мира, которые являются элементами его психического развития, в неё отражены отношения ребёнка и взрослых, а через это и отношение ребёнка к действительности. В игре ребёнок может удовлетворять свои познавательные и коммуникативные потребности. Игра возникает, потому что ребёнок наблюдает жизнь взрослых, у него возникает желание подражать им. Но в силу своего возраста это невозможно, поэтому и возникает игра. В ней ребёнок всегда на голову умнее, старше и ответственнее, чем он есть на самом деле, потому что ему приходится быть «взрослым». Игровая деятельность является творческой и иллюзорной. Играющий ребёнок понимает, что в отличие от реальной жизни он поставлен в рамки выдуманных условий. В игре формируются не только умственные, психологические, но и моральные качества личности ребёнка. Поэтому игра является основным средством обучения детей иностранному языку.
Ребёнок и творчество непрерывно связаны. Детство — это волшебный мир сказочных фантазий ребёнка, граничащий с реальностью. Поэтому, креативный подход в обучении имеет место быть не только на занятиях художественно-эстетической деятельностью. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) делается упор на проблемное обучение и метод создания творческих проектов. Нормой обучающей деятельности педагога является коммуникативно-познавательный метод [6]. Одним из самых характерных признаков которого является творчество воспитанника на занятии, а не воспроизведение заранее выученного. Значит, творческие задания является признаком современного обучения иностранному языку. В связи с этим привычные организующие методы педагога должны смениться на мобилизующие. Необходимо активизировать естественную познавательную потребность воспитанников. Это позволяют сделать проблемные технологии обучения. В процессе решения, которых ребёнок сам придёт к верному в условиях данной ситуации результату.
В последнее время в образовании в целом можно отметить ярко выраженное направление гуманизации обучения, которое непосредственно в обучении иностранным языкам проявляется в личностно-деятельном подходе, при котором основной упор делается на учёт личностно-индивидуальных качеств и особенностей ребёнка. Общение между педагогом и воспитанником переходит от субъектно-объектного, к субъект-субъектному, при котором ребёнок становится активным творческим модератором своей деятельности, а педагог лишь направляет его в нужное русло. Данная тенденция обязывает педагога выстраивать образовательный процесс с позиции учёта личности ребёнка, учитывая его психологические, умственные способности и интересы. Ещё одним достоинством проектной методики является возможность интеграции образовательных областей. Детям и воспитателю приходится решать проблемные вопросы, которые невозможно решить без применения знаний из разных областей жизни и науки. Понятие «проективность» было введено в массовый оборот Королевским Колледжем Искусств в Лондоне, в результате перестроения системы образования. Проективность тесно взаимосвязана с проектной культурой [8]. Данное направление культуры явилось результатом синтеза двух ветвей образования: научно-технического и гуманитарно-художественного. Проектная культура позволяет реализовать навыки самостоятельности, исполнения, ответственности, сплочённости. В процессе овладения проектным методом дошкольники развивают креативное мышление, самостоятельно прогнозируют и принимают ответственность за неудачи в деятельности. Именно поэтому данный метод обучения иностранному языку, выделившийся и оформившийся именно в Великобритании, заслуживает особое внимание и обширное использование его в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Для эффективного использования педагогом проектной методики в обучении языкам следует учитывать ряд её специфических характеристик. Методика предполагает высокий уровень общения, открытое высказывание обучаемыми своих мыслей, гипотез, идей, осознание личной ответственности за успешность проекта, активное включение каждого ребёнка в деятельность. Кроме того, любая проективность предполагает цикличность. Каждый пройденный цикл рассматривается как отдельный, завершённый период в решении задачи. Причём, направленный на освоение определённого навыка иностранного языка. Работая над проектом, речь ребёнка приобретает интеллектуально-эмоциональную наполненность [3; 4]. Необычность подхода заключается в том, что дошкольники самостоятельно выстраивают содержательный компонент своей работы. Начиная с обсуждения проекта воспитанники активно задействованы в содержательном общении на высоком лексико-грамматическом уровне, без привычного примитивизма.
Сталкиваясь с необходимостью быстро и правильно решать поставленные задачи, дети непроизвольно запоминают сложные лексические обороты и грамматические структуры. Однако при выполнении подобного рода заданий педагоги часто выбирают традиционные способы общения, что не приводит к достижению запланированного результат, поэтому при реализации проектной работы следует учитывать ряд нюансов. Важно поощрять самостоятельную деятельность детей, по возможности обойтись без контроля и строгой регламентации творческих порывов детей. Проект может осуществляться как устно, так и письменно. Проективная методика является открытой формой обучения, поэтому наличие четкой инструкции не является значимым критерием. В процессе осуществления проекта можно вводить дополнительные проблемные вопросы или материалы [2; 5]. Если воспитанник проявляет особый интерес к какой-либо сфере обучения, то можно дать ему индивидуальный проект, учитывая его познавательные потребности. Но стоит помнить, что проект будет максимально креативным, если над ним работала целая группа. В данной методике находят место как традиционные, так и современные формы преподавания иностранных языков дошкольникам: эго-фактор, удовлетворение от результатов обучения, проблемность. Эго-фактор позволяет дошкольникам говорить о том, о чём они думают, о их планах и видении итогов проекта. Не менее важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от обучения, он хорошо усваивает материал и продуктивен в работе, если в учёбе нет принуждения. А новизна и разнообразие обеспечивают высокий уровень желания узнать новое и развивают интерес к миру иностранных языков. Применение проблемных задач предполагает использование дошкольниками иностранного языка, необходимого для осуществления проекта, для нахождения разных путей решения вопросов. Нерешённые задачи всегда побуждают к мыслительной деятельности, рассуждениям. Помимо этого, реализуя поставленные цели у дошкольников, неосознанно формируется цельная языковая база.
Выполнение творческих проектов позволяет мобилизовать интерес ребёнка к обучению, реализует его творческий потенциал, интегрируя различные области науки, всесторонне развивает личность ребёнка. Тематики таких проектов могут варьироваться в зависимости от изучаемой темы. Например, в рамках темы «myfamily» (моя семья) можно предложить детям собрать нужную информацию о членах семьи, их фотографии, а затем совместно в группе нарисовать семейное древо. Или дать задание родителям с детьми составить рассказ о дедушках и бабушках по-английски, а затем рассказать остальным ребятам о своих родственниках.
При этом в процессе рассказывания детей нельзя останавливать и исправлять, так как это может создать негативные ассоциации или страхи, связанные с английским языком. Можно предложить ребёнку самому проанализировать собственный рассказ, при затруднении попросить помочь остальных ребят.
Рассмотрим проект на тему «animals» - животные.
Цель проекта: познакомить детей с названиями животных по-английски, закрепить грамматическую конструкцию thereis/are, развивать творческое мышление, любознательность.
Этапы реализации проекта |
Содержание работы |
Участники |
Подготовительный этап |
Сообщение детям проблемной ситуации: из английского зоопарка сбежали все звери, нужно их как-то вернуть обратно, давайте вместе решим, как. |
Педагог ДОУ, воспитанники |
Организационный этап |
Демонстрация детям фотороботов пропавших животных, видеоматериалы, игры, усвоение новых слов и грамматических конструкций. Обсуждение детьми путей решения задачи, сроков. |
Педагог ДОУ, воспитанники, родители. |
Формирующий этап |
Реализация проекта (Например, чтобы вернуть животных нужно спеть им английскую песенку или рассказать стих, дети лепят животных из пластилина и называют из по- английски или рисуют) |
Педагог ДОУ, воспитанники |
Итоговый |
Выставка зоопарка, который дети слепили самостоятельно, выставка рисунков и т.д |
Педагог ДОУ, воспитанники, родители. |
Также по выбранной теме можно изготовить вместе с детьми сказочные книжки, в которых нужно зарисовать и записать изученные детьми овощи, фрукты и другое. При выполнении такого задания важно дать детям установку о важности их деятельности. Сказать, что их задача не просто сделать книжки, а прийти домой и научить своих родителей новым словам. Такой подход безусловно мотивирует и активизирует детей.
Исходя из того, что основным подходом в обучении дошкольников является игровой подход. Можно объединить игровую и проектную деятельность. К примеру, детям даётся стишок или считалка, в которой по-английски называются действия персонажей. Задачей воспитанников будет придумать действия к данному стихотворению или считалки и показать их, проговаривая при этом речитатив. В результате получится весёлый танец или физкультминутка, которые дети придумали самостоятельно.
Важно отметить, что результатом проектной деятельности всегда должен являться какой-либо продукт, изготовленный или придуманный детьми: песня, поделка, книга и т.д. Тогда воспитанники будут гордиться собой и чувствовать значимость своей работы.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что метод создания творческих проектов является важной частью образовательного процесса. Как и игра, он способен вызвать неподдельный интерес у обучающихся и быть полезным, как для общего, так и для творческого развития детей. К тому же он привносит свежий глоток в работу не только воспитанников, но и педагога.
Библиографическая ссылка
Гарань Д.А., Левшина Н.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19477 (дата обращения: 21.11.2024).