Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Барейчева М.А. 1 Кубина Е.А. 1 Степанова Н.Р. 1
1 ФГОАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Детская площадка давно стала неотъемлемой частью городского пространства. Она заключает в себе получение детьми навыков первичной социализации, учит их самостоятельности и общению с внешней средой, развивает воображение. Поэтому требуется особое внимание к оформлению и структуре малых архитектурных строений, предназначенных для подрастающего поколения. Но в каждом уголке мира данную игровую зону можно оформить разными способами, и взрослые прилагают все усилия, чтобы сделать подобные комплексы интересными и привлекательными для детей разного возраста, не забывая при этом об их безопасности и многофункциональности. Например, многие застройщики совмещают в игровых комплексах аттракционы для детей разного возраста. При этом следует отметить влияние детских комплексов на восприятие местного ландшафта, так как игровые площадки должны вписываться в местную среду, а не портить её внешний вид. В данной работе представлены примеры оформления детских игровых комплексов Европы, Азии и США, а также рассмотрены их принципиальные различия с детскими площадками, находящихся на территории Российской Федерации. В заключении, предложены рекомендации для российских игровых комплексов.
детская площадка
зарубежный опыт
Россия
европа
США
азия
1. В Великобритании дети на детских площадках жгут костры, играют с острыми предметами – и это совсем не страшно [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/detskiye-ploshchadki/9671452-british_playgroundshttps://mel.fm/detskiye-ploshchadki/9671452-british_playgrounds (дата обращения: 09.01.2019).
2. Детские площадки в новых районах Мюнхена. Хотели бы здесь играть? [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/1841321.html (дата обращения: 09.01.2019).
3. Детские площадки в Европе: интересные факты [Электронный ресурс]. URL: http://kidscrookedhouse.ru/st4/ (дата обращения: 09.01.2019).
4. Детские площадки в Лос-Анджелесе [Электронный ресурс]. URL: https://living-in-usa.livejournal.com/1164.html (дата обращения: 09.01.2019).
5. Детские площадки в Японии [Электронный ресурс]. URL: https://edo-tokyo.livejournal.com/6192891.html (дата обращения: 09.01.2019).
6. Детские площадки Франции [Электронный ресурс]. URL: https://www.sgorod.net/articles/detskie-ploshchadki-frantsii/ (дата обращения: 09.01.2019)
7. Как выглядят детские игровые площадки в США [Электронный ресурс]. URL: http://infomaniya.com/kak-vyiglyadyat-detskie-ploshhadki-v-ssha/ (Дата обращения: 09.01.2019).
8. Новые районы Южной Кореи. Хотели бы так жить? [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/2323597.html (дата обращения: 09.01.2019).
9. Пятнадцать самых интересных площадок в мире [Электронный ресурс]. URL: https://www.infoniac.ru/news/15-samyh-interesnyh-detskih-ploshadok-v-mire.html (дата обращения: 09.01.2019).

Введение

Нельзя оспорить утверждение о том, что детские площадки строятся в первую очередь для детей. Поэтому, они должны удовлетворять таким параметрам как безопасность, функциональность, привлекательность. Однако строительством детских комплексов занимаются взрослые. В настоящем исследовании нами представлено современная тенденция того, каким подходом руководствуются застройщики в разных уголках мира при оформлении детских площадок. Рассмотрены варианты благоустройства детских площадок в трех наиболее популярных географических зонах: Европа, США и Азия. Проведен сравнительный анализ данных игровых зон с детскими площадками в России.

Целью данной работы является выделение наиболее привлекательного зарубежного опыта благоустройства игровых комплексов с возможностью их реализации на территории России.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  • Найти информацию по теме исследования.
  • Выделить основные факторы для сравнительного анализаигровых зон на территории России и зарубежного опыта оформления детских площадок.
  • Описать выделенные факторы по российским стандартам, европейским, стандартам США и Азии.
  • Разработать рекомендации для введения примеров зарубежного опыта оформления детских комплексов на территории России.
  • Сделать вывод по теме исследования.

Основная часть

Так как в данной работе рассматриваются детские площадки с точки зрения их оформления, мы не будем рассматривать технологические требования к данному виду городского пространства. Выделим и опишем основные факторы оформления детских игровых зон на территории России и зарубежных стран для их сравнительного анализа.

При проектировании и возведении детских площадок необходимо задумываться, как чувствуют себя дети на специально отведенной для них территории. Чтобы соответствовать требованиям современного времени нужно развивать у них чувство индивидуальности, давать свободу выбора, воспитывать личность, а не заключать детей в ограниченном пространстве искусственно безопасного мира, созданного на основе предвзятого отношения взрослых к детям. Яркие цвета могут быть уместны, если они вписываются в ландшафт окружающей местности, но их переизбыток непривлекателен, и воспринимается легкомысленно. Ребёнок не ощущает себя в реальном мире, а воспринимает только яркую, идеализированную картинку детской зоны, в пределах которой забываешь о том, где ты находишься. Вопрос цветового оформления игровой детской зоны мы выделим как первый фактор нашего сравнительного анализа.

Зачастую на Российских детских площадках преобладающим является сочетание ярких синих, жёлтых и красных цветов элементов малых архитектурных строений. За счёт постоянного повторения представленного сочетания все площадки похожи друг на друга, а также они значительно рознятся с преобладающим оформлением окружающего их ландшафта, что явно не добавляет привлекательности городскому пространству.

В Европе соблюдают баланс между привлекательностью цветовой гаммы и сочетанием игрового детского комплекса с местностью, в которой он находится. Так, например, в Германии многие игровые зоны не только умело размещены в городском пространстве как декоративные дополнения к среде определённой местности, но и обыгрывают непростые ландшафты спальных районов. Ярких цветов почти не встречается, но это не мешает детям наслаждаться игрой на горках металлического цвета, лазать по стильным верёвочным конструкциям (которые встречаются наиболее часто), взбираться на строения из натуральных материалов и т.д. [2].

В США преобладают естественные, природные цвета детских комплексов – это коричневый, тёмно-зелёный, тёмно-бардовый (цвет красного дерева). За счёт выбранных оттеков детские площадки отлично вписываются в цветовую гамму двора, сочетаясь с местными ландшафтами [4, 7].

Что касается Азии, то, например, в Японии игровые зоны выделяются разными цветами, но они взаимодействуют между собой внутри детского комплекса. Обычно площадку определяет какая-либо тематика, часто посвящённая животным. Это привлекает детей и знакомит их с окружающим природным миром [5, 8].

Следующий объединяющий фактор, который можно выделить среди игровых зон в России – однообразие. Обычно площадка – это качели, песочница, комплекс горок, соединённых иногда мостиками и сетчатыми подъёмами, иногда небольшая карусель или машинка на пружинке для самых маленьких посетителей игровой зоны. И такая ситуация наблюдается в каждом дворе и даже в парковых зонах. Очень редко встречаются исключения в виде тематических площадок (пиратский корабль, полноценный верёвочный комплекс), к тому же, обычно они являются платными, или находятся в закрытом дворе.

В Европе дела обстоят иначе.

Во-первых, детские площадки не всегда являются цельным игровым комплексом. Так на пути к большой игровой зоне, ребенок может посетить несколько отдельно стоящих малых архитектурных строений. Например, веревочную змейку, тянущуюся вдоль дорожки. Можно поиграть в песочнице, актуально вписанную в ландшафт местности. Пройти полосу препятствий из натуральных бревен, труб или канатов.

Во-вторых, игровые зоны предусматривают обучение ребенка в разных научных сферах. Например, в Мюнхене популярными стали площадки с использованием примитивных физических механизмов для песка и воды, объясняющих ребенку взаимозависимость физических процессов. Также в Мюнхене присутствуют различные сетки, канаты, развивающие физическую активность, нередко можно встретить интересные батуты или качели для большого количества детей, полосы препятствий. Можно встретить площадки даже на крышах домов, которые, безусловно, безопасно оборудованы [2].

В-третьих, во Франции ценят универсальность детских малых архитектурных строений, на которых одновременно могут находиться и играть дети различного возраста. Либо игровые комплексы для разных возрастных категорий детей размещают на одной территории. На таких крупных общественных площадках могут поставить специально обученного сотрудника, который будет следить за порядком и правильным пользованием оборудования. Также имеются информационные стенды с рекомендациями к пользованию игровыми элементами. Зачастую в игровой комплекс включаются элементы окружающей среды, например, деревья, на которых можно обустроить веревочные мосты или качели [6].

Что касается США, то здесь разнообразие может быть подчеркнуто наличием игровых площадок, которые были задуманы как арт-объекты. Также здесь можно встретить разнообразие головоломок или даже музыкальные инструменты. Отдельно можно выделить солнечные штаты, в которых одними из главных атрибутов игровых зон являются искусственные навесы от солнца [4, 7, 9].

В Азии тоже можно выделить разнообразные игровые объекты на детских площадках. Например, в новых районах Южной Кореи летом наполняют небольшие бассейны для детей, делают фонтанчики, а также каменные конструкции, по которым можно лазить, существуют даже зоны для кемпинга и велодорожки [8].

Следующий фактор – отношение к безопасности. Так, в России современные детские площадки делают без острых углов, преобладающим материалом является пластик, некоторые детские комплексы даже оснащены резиновым покрытием, но чаще всего встречается территория, покрытая тонким слоем грубого песка, мелкий песок находится только в песочнице, но его не всегда можно назвать чистым. Старые площадки обладают большей потенциальной опасностью за счет металлических материалов и неустойчивости старых конструкций, но именно поэтому они и требуют реконструкции.

В Европе также не забывают о безопасности. Покрытие игровых зон обеспечивается за счет плотного слоя мягкого песка или резинового покрытия, которое не оставляют синяков или ссадин, также используют древесную или резиновую стружку, которая смягчает падения. Все аттракционы изготавливаются из мягких или деревянных элементов, присутствуют веревочные конструкции и нескользящее покрытие. Металл же практически не используется. Игровые зоны расположены в местах, отдаленных от автомобильных дорог или парковок [3].

Однако встречаются и исключения, например, в Великобритании. Сейчас там вводится политика разумного контролируемого риска. Так строятся игровые комплексы на большой высоте, во дворах школы можно разводить костры и пользоваться перочинными ножами. Естественно под наблюдением взрослых. Это приучает детей к самостоятельности и позволяет им учиться на своих ошибках. Иногда дети получают небольшие царапины или синяки, но обычно это проявляется единожды и впредь ребенок ведет себя аккуратнее [1].

Для американцев безопасность на детских площадках превыше всего. Каждая деталь четко продумана, а все конструкции выполнены из качественных и прочных материалов (пластик и метал), всегда находятся в рабочем состоянии. Используется специальное покрытие из твердой резины, вместо песка в игровой зоне используют опилки, но также в зоне качелей можно увидеть чистый белый песок [4, 7].

США и Азия придерживаются схожих понятий безопасности в игровых комплексах.  Однако в Азии кроме резинового покрытия используется также искусственная или натуральная трава, которая смягчает падения [4, 7, 8].

Ещё один выделяемый нами фактор – времяпрепровождение родителей. Так в России кроме обычных деревянных или железных лавочек редко можно встретить что-то особенное для родителей. Сюда же отнесем наличие оборудованных туалетов. В России их нет, что объясняется близким расположением детских игровых зон к домам.

В Европе для родителей, которые пришли провести время с детьми, предусмотрены столы с лавочками для удобного общения и настольных игр, беседки или же неподалеку размещается спортивная зона, чтобы пребывание на свежем воздухе проводилось с максимальной пользой не только для ребенка, но и для взрослого. Следует выделить, что в Европейских странах ценят личное пространство и тишину, поэтому многие детские площадки отдалены от жилых домов или же располагаются в парковых зонах. Из этого вытекает обязательное наличие уличных туалетов с большим запасом цветной бумаги и ароматизированного мыла для детей [2].

В США можно встретить привычные лавочки для родителей, а также «европейские» беседки. На некоторых площадках нет ничего кроме игровой зоны, что объясняется близким расположением к дому, из окна которого ребенка хорошо видно. Также на улицах можно встретить специально оборудованные туалеты и фонтанчики с чистой водой [4, 7].

В Азии тоже можно встретить дворовые тренажеры, а также уютные лавочки неподалеку от детской площадки. Уличные туалеты здесь тоже не исключение [8]. 

Вывод

Таким образом, подведем итог, зарубежный опыт является весьма полезным и дает стимул к реализации данных проектов в России. Однако стоит учитывать, что подобные мероприятия потребуют дополнительного финансирования с стороны государства или застройщика, но при этом значительно увеличит комфорт и презентабельность городской среды, а также повысит уровень жизни. Выделим основные моменты, которые можно применить в проектах для благоустройства дворов в России, перенимая зарубежный опыт и стандарты:

  1. Следует избавиться от кричащих и неестественных цветов в игровой зоне. В новых проектах следует придерживаться естественной природной цветовой гамме, которая будет сочетаться с ландшафтом прилегающей территории.
  2. Необходимо разнообразить содержание детских площадок. Можно добавить обучающие механизмы, веревочные комплексы, полосы препятствий и другие малые архитектурные строения для развития подрастающего поколения.
  3. Для повышения безопасности рекомендуется использовать современное безопасное покрытие: из резины, мягкого песка или древесных опилок. А также следует использовать мягкие материалы для возведения объектов на игровых зонах.
  4. Не будет лишним предусмотреть специальные зоны для родителей, это могут быть беседки или спортивные дворовые зоны.
  5. Хорошо было бы организовывать в жилых микрорайонах бульвары и парки с детскими и спортивными площадками с соответствующей инфраструктурой, а придомовые территории использовать для отдыха на свежем воздухе.

Применив представленные нововведения, мы получим комфортную и безопасную городскую среду, которую эффективно будут дополнять специализированные игровые зоны с современным оборудованием, повышенным уровнем безопасности, безусловно привлекающие молодое поколение Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Барейчева М.А., Кубина Е.А., Степанова Н.Р. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19476 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674